Большая Советская энциклопедия

    Уайлер (Wyler) Уильям (р. 1.7.1902, Мюлуз, Франция), американский кинорежиссёр. Учился в высшем коммерческом училище в Лозанне и в Парижской консерватории. В 1921 начал работать в Голливуде. Первые самостоятельные постановки в конце 20-х гг. Во 2-й половине 30-х ‒ начале 40-х гг. ‒ один из ведущих представителей сложившегося в эти годы в американском кино направления социальной драмы. Остротой проблематики отличаются фильмы «Тупик» (по С. Кингсли, 1937), «Лисички» (по Л. Хелман, 1941), а также поставленные позже «Лучшие годы нашей жизни» (по М. К. Кантору, 1946), «Освобождение Л. Б. Джонса» (по Д. Х. Форду, 1970). В годы 2-й мировой войны 1939‒45 работал в документальном кино, участвовал в боевых действиях американских ВВС. Мастер экранизаций, У. сочетает в лучших кинокартинах (помимо названных выше) «Грозовой перевал» (по Э. Бронте, 1939) и «Керри» (по Т. Драйзеру, 1952) строгую классичность формы с напряжённым внутренним драматизмом, делая при этом актёра основным выразителем авторских идей. Высокой режиссёрской культурой отмечены и развлекательные кинокомедии У. ‒ «Римские каникулы» (1953), «Как украсть миллион» (1966), «Смешная девчонка» (1968).

    Лит.: Колодяжная В., Уильям Уайлер, М., 1975.

    Я. А. Березницкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Уа́йлер Уильям

    (Wyler) (1902—1981), американский кинорежиссёр. В 30-х гг. выдвинулся в ряды крупнейших режиссёров США, поставив фильмы, в которых критически изображалась современная действительность: «Тупик» (1937), «Иезавель» (1938), «Лисички» (1941), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и др. Среди других фильмов: лирическая «современная сказка» «Римские каникулы» (1953), вестерн «Дружеское увещевание» (1956), исторический суперколосс «Бен-Гур» (1959), комедия «Как украсть миллион» (1966), мюзикл «Смешная девчонка» (1968), «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) и др.

    * * *

    УАЙЛЕР Уильям

    УА́ЙЛЕР (Wyler) Уильям (1 июля 1902, Мюлуз, Франция — 27 июля 1981, Беверли-Хиллз, Калифорния), американский кинорежиссер.

    Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки. Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним родственником его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. В 1925 дебютировал фильмом «Плут Бастер». Первые значительные работы Уайлера появляются после его встречи с продюсером С. Голдвином: фильмы «Эти трое» (1936, по пьесе Л. Хелман(см. ХЕЛМАН Лиллиан)), «Додсворт» (1936, по С. Льюису(см. ЛЬЮИС Синклер)), «Тупик» (1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев и новаторским использованием глубинных мизансцен — техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в картине «Лисички» (1941). Уайлер помог раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэйвис(см. ДЭВИС Бетт) («Иезавель», 1938; «Лисички»), Мерл Оберон и Л. Оливье(см. ОЛИВЬЕ Лоуренс) («Грозовой перевал», 1939).

    Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в 1942 ленту «Миссис Минивер» (премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся Леди», 1944); его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением, одновременно обозначившим начало новой исторической эпохи и смену вех в Голливуде. Работы Уайлера 1950-х гг. — «Керри» (1952, по Т. Драйзеру), романтическая комедия «Римские каникулы» (1953), пацифистская драма «Дружеское увещевание» (1956, главный приз на Международном кинофестивале в Канне, 1957); постановочный суперколосс «Бен-Гур» (1959, 11 «Оскаров», в том числе за фильм и режиссуру) — сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 1930—40-е гг. Из немногочисленных лент 1960-х годов (психологические драмы «Детский час» и «Коллекционер», комедия «Как украсть миллион»), только мюзикл «Смешная девчонка» (1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме Уайлера «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 режиссер награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедия кино

    УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (01. 07. 1902 — 28. 07. 1981), американский режиссер.

    Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки, Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним кузеном его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. В 1925 году дебютировал фильмом «Плут Бастер». Несколько лет снимал короткометражные вестерны, в начале 30-х годов перешел к полнометражным картинам. Лишь после встречи с продюсером С. Голдвином появляются первые значительные работы Уайлера, такие как «Эти трое» (These Three, 1936, по пьесе Л. Хелман «Детский час»); «Додсворт» (Dodsworth, 1936, по С. Льюису); «Тупик» (Dead End, 1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев, отличной игрой актеров и новаторским использованием глубинных мизансцен — техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в «Лисичках» (The Little Foxes, 1941). Добиваясь от актеров слаженности исполнения, Уайлер в то же время помогал раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэвис в фильмах «Иезавель» (Jezebel, 1938); «Лисички», Мерл Оберон и Лоренс Оливье («Грозовой перевал», 1939).

    Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в 1942 ленту «Миссис Минивер» (Mrs. Miniver, премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся «Леди» (The Fighting Lady, 1944), а его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (The Best Years Of Our Lives, 1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением на грани новой эпохи «холодной войны» и смены вех в Голливуде. В 50-е годы работы Уайлера, такие как «Керри» (Carrie, 1952, по Т. Драйзеру); романтическая комедия «Римские каникулы» (Roman Holiday, 1953); пацифистская драма «Дружеское увещевание» (Friendly Persuasion, 1956, главный приз на МКФ в Канне-57); постановочный супер-колосс «Бен-Гур» (Ben-Hur, 1959, 11 «Оскаров», в том числе за фильм и режиссуру) сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 30—40-е годы. Из немногочисленных лент 60-х годов, психологические драмы «Детский час» (The Children"s Hour) и («КоллекционерThe Collector»), комедия «Как украсть миллион» (How To Steal A Million), только мюзикл «Смешная девчонка» (Funny Girl, 1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме Уайлера «Освобождение Л. Б. Джонса» (The Liberation Of L.B. Jones, 1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.

    Владимир Утилов

    1926 LAZY LIGHTNING режиссер

    1926 THE STOLEN RANCH режиссер

    1927 BLAZING DAYS режиссер

    1927 THE BORDER CAVALIER режиссер

    1927 DESERT DUST режиссер

    1927 HARD FISTS режиссер

    1927 STRAIGHT SHOOTIN" режиссер

    1928 ANYBODY HERE SEEN KELLY? режиссер

    1928 THUNDER RIDERS режиссер

    1929 HELL"S HEROES режиссер

    1929 THE LOVE TRAP режиссер

    1929 THE SHAKEDOWN режиссер

    1930 THE STORM режиссер

    1932 A HOUSE DIVIDED режиссер

    1932 TOM BROWN OF CULVER режиссер

    1933 COUNSELLOR-AT-LAW режиссер

    1933 HER FIRST MATE режиссер

    1934 GLAMOUR режиссер

    1935 THE GAY DECEPTION режиссер

    1935 THE GOOD FAIRY режиссер

    1936 COME AND GET IT/ROARING TIMBER режиссер

    1936 DODSWORTH режиссер

    1936 THESE THREE режиссер

    1937 DEAD END режиссер

    1938 ИЕЗАВЕЛЬ / JEZEBEL режиссер

    1939 WUTHERING HEIGHTS режиссер

    1940 THE LETTER режиссер

    1940 RAFFLES режиссер

    1940 THE WESTERNER режиссер

    1941 ЛИСИЧКИ / THE LITTLE FOXES режиссер

    1942 MRS. MINIVER режиссер

    1944 ЛЕДИ / THE FIGHTING LADY режиссер

    1945 THUNDERBOLT режиссер

    1946 THE BEST YEARS OF OUR LIVES режиссер

    1949 THE HEIRESS продюсер, режиссер

    1951 DETECTIVE STORY продюсер, режиссер

    1952 CARRIE продюсер, режиссер

    1953 РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ / ROMAN HOLIDAY продюсер, режиссер

    1955 THE DESPERATE HOURS продюсер, режиссер

    1956 FRIENDLY PERSUASION продюсер, режиссер

    1958 THE BIG COUNTRY продюсер, режиссер

    1959 BEN-HUR режиссер

    1962 ДЕТСКИЙ ЧАС / THE CHILDREN"S HOUR продюсер, режиссер

    1965 THE COLLECTOR режиссер

    1966 КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН / HOW TO STEAL A MILLION режиссер

    1968 СМЕШНАЯ ДЕВЧОНКА / FUNNY GIRL режиссер

    1970 ОСВОБОЖДЕНИЕ Л. Б. ДЖОНСА / THE LIBERATION OF L.B. JONES режиссер

    1986 DIRECTED BY WILLIAM WYLER исполнитель

    Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1942 год

    Премия «Оскар» в номинации «Документальные фильмы» за 1944 год

    Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1946 год

    Главный приз Каннского кинофестиваля за 1957 год

    Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1959 год

    Приз имени Эрвинга Г. Талберга за 1965 год

  5. Источник: Энциклопедия кино