Словарь Брокгауза и Ефрона

    Под этим заглавием Павел Свиньин издал в СПб. в 1818 и 1819 гг. два сборника, а с мая 1820 по 1830 гг. издавал ежемесячный журнал. В журнале помещались преимущественно материалы и исследования по русской истории, статьи о русских древностях, старинных путешествиях, известия о новых открытиях и необыкновенных талантах в России. Издатель особенно любил распространяться о подвигах русских "добрых ремесленников и смышленных мужичков". Источники исторических статей не всегда указывались и в описания событий вкрадывались ошибки. Издание О. Записок в 1830 г. превратилось, по недостатку подписчиков, а в 1839 г. право издания перешло к А. А. Краевскому. Он разделил журнал на следующие отделы: 1) современная хроника России, 2) науки, 3) словесность, 4) художества, о) домоводство, сельское хозяйство и промышленность, 6) критика, 7) современная библиографическая хроника, 8) смесь. В числе 126 литераторов и ученых, обещавших свое участие в журнале, были почти все замечательные представители тогдашней науки и литературы. В отделе "словесности" скоро появились произведения Лермонтова, Кольцова, Растопчиной, Соллогуба, кн. Одоевского, Даля, Панаева и др. Отдел "современной хроники России" был совершенной новостью в тогдашней журналистике, давая, между прочим, систематический обзор современного состояния разных частей государственного управления. Особенно выдвинули журнал отделы критики и библиографии, в которых со второй половины 1839 г. стал работать Белинский. В одно время с ним в О. Записках стали писать и моск. его друзья: Герцен, Грановский, Кудрявцев, В. Боткин и др. Шесть лет трудов Белинского и его друзей доставили О. Запискам бесспорное господство в литературе и история О. Записок за это время почти совпадает с историей новейшей русской литературы вообще. Содержание журн. затрагивало и различные отрасли отвлеченного знания, и насущные вопросы русской общественной жизни. В начале 1846 г. Белинский (см.) прекратил свое сотрудничество в О. Записках. Заведывание критическим отделом перешло к Вал. Майкову (см.), который в июле 1847 г. умер. Под влиянием этих потерь и реакции 1848 г. О. Записки стали бесцветными и заботились, главным образом, о "солидности", помещая тяжеловесные статьи, как напр. "Сибирские летописи XVI и XVII столетий", филологический разбор перевода Жуковского "Одиссеи", с приложением греческого текста и т. п. Оживление общественной жизни во второй половине 1850-х годов сравнительно мало отразилось на О. Записках, хотя они в 1859 г. из "журнала учено-литературного" преобразованы были в "журнал учено-литературный и политический". С сентября 1860 г. до конца 1866 г. соредактором Краевского и главным руководителем журнала был С. С. Дудышкин, главными сотрудниками которого были сначала Н. В. Альбертини, К. Н. Бестужев-Рюмин, Громека, потом — Н. Соловьев. В 1865—67 гг. О. Записки выходили дважды в месяц. Новая эпоха в истории О. Записок наступает с января 1868 г., когда фактическими редакторами их сделались Некрасов, Салтыков и Г. З. Елисеев, арендовавшие журнал у Краевского; со смертью Некрасова (1877 г.) в число редакторов-пайщиков вошел Н. К. Михайловский. С апреля 1876 г. Салтыков считался и ответственным редактором. Под новой редакцией О. Записки снова сделались первенствующим органом. Журнал выдвигал на первый план интересы и нужды народной жизни, отнюдь, однако, не впадая в сентиментальное народничество (ср. статьи Н. К. Михайловский, Н. А. Некрасов, Салтыков, Глеб Успенский). В беллетристическом отделе принимали более или менее продолжительное участие: Некрасов, Салтыков, О. М. Достоевский, Островский, Крестовский — псевдоним А. Н. Плещеев, Гл. Успенский, П. Д. Боборыкин, П. И. Вейнберг, Марко-Вовчок, Вс. Гаршин, А. Жемчужников, П. В. Засодимский, Н. Н. Златовратский, Вас. и Ник. Курочкины, И. Кущевский, А. И. Левитов, Д. Д. Минаев, Д. Л. Михайловский, Д. Л. Мордовцев, С. Я. Надсон, Н. И. Наумов, Осипович-Новодворский, А. И. Пальм, Ф. M. Решетников, Салов, С. И. Смирнова, А. Н. Энгельгардт, и мн. др. Второстепенные беллетристы очень много выигрывали от мастерской редакции Салтыкова. Для заведывания критическим отделом Некрасовым приглашен был Писарев, но он умер в первый же год обновления О. Записок; место его заняли А. М. Скабичевский и Н. К. Михаловский, который в О. Записках помещал и свои социологические работы. С конца 70-х гг. в крит. отделе принимал участие М. А. Протопопов. Внутреннее обозрение вели сначала Елисеев и И. А.Демерт, с 1881 г. С. Н. Кривенко. Разного рода статьи помещали в О. Записках Я. В. Абрамов, А. А. Головачев, Н. Зибер, Е. П. Карнович, В. В. Лесевич, Е. И. Лихачева, С. В. Максимов, Н. Я. Николадзе, В. Покровский, В. И. Семевский, М. Н. Цебрикова, А. П. Щапов, С. Н. Южаков и мн. др. О. Записки были после выхода 4-ой книжки 1884 г. запрещены совещанием министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора св. синода, на основании временных правил о печати 1883 г. Постановление совещания было опубликовано в форме "правительственного сообщения" ("Правительственный Вестник" 1884, № 87). "Некоторые органы нашей периодической печати — так начиналось это сообщение — несут на себе тяжкую ответственность за удручающие общество события последних лет"; затем приводились доказательства того, что "страницы журналов и газет известного оттенка все еще отмечены направлением, которое породило неисчислимый вред, и связь коего с преступными учениями, излагаемыми в подпольных изданиях, не подлежит сомнению". По отношению к О. Запискам в частности в "правительственном сообщении" было изложено, что "в редакции О. Записок группировались лица, состоявшие в близкой связи с революционною организацией. Еще в прошлом году один из руководящих членов редакции означенного журнала подвергся высылке из столицы за крайне возмутительную речь, с которою он обратился к воспитанникам высших учебных заведений, приглашая их к противодействию законной власти. Следствием, кроме того, установлено, что заведывавший одним из отделов того же журнала до времени его ареста был участником преступной организации. Еще на сих днях полиция поставлена была в необходимость арестовать двух сотрудников этого журнала за доказанное пособничество с их стороны деятельности злоумышленников. Нет ничего странного, что, при такой обстановке, статьи самого ответственного редактора, которые, по цензурным условиям, не могли быть напечатаны в журнале, появлялись в подпольных изданиях у нас и в изданиях, принадлежащих эмиграции. Присутствие значительного числа лиц с преступными намерениями в редакции О. Записок не покажется случайным ни для кого, кто следил за направлением этого журнала, внесшего немало смуты в сознание известной части общества. Независимо от привлечения к законной ответственности виновных, правительство не может допустить дальнейшее существование органа печати, который не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ". Всего с 1839 г. вышло 273 тома. Указатели к Отечественным Запискам приведены в ст. Библиография (см.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    («Оте́чественные запи́ски»,)

    1) русский ежемесячный журнал, издавался в 1820—30 в Петербурге П. П. Свиньиным. Журнал печатал материалы по русской промышленности, этнографии, истории, знакомил читателя с произведениями писателей из народа (Е. И. Алипанов, Ф. Н. Слепушкин и др.).

    2) Русский литературный и общественно-политический ежемесячный журнал, издавался в 1839—67 в Петербурге А. А. Краевским (См. Краевский). Среди авторов были М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, А. В. Кольцов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Для направления «О. з.» начала 40-х гг. характерна ориентация многих его сотрудников на идеи западничества (См. Западники). Здесь печатались статьи критиков и публицистов формировавшегося революционно-демократического направления, произведения писателей натуральной школы (См. Натуральная школа). Выдающуюся роль в журнале играл В. Г. Белинский, возглавлявший отдел критики и библиографии; отдел почти целиком заполнялся его статьями и рецензиями, пропагандировавшими идеи утопического социализма, критиковавшими не только феодальную, но и капиталистическую систему. В апреле 1846 Белинский порвал с Краевским и перешёл в «Современник». Около двух лет «О. з.» ещё имели успех у читателя: печатались многие из прежних авторов, отделом критики руководил В. Н. Майков. Политическая реакция, наступившая после революции 1848 во Франции, сделала журнал бесцветным; живые отклики на современную литературу уступили место академичным статьям А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, аморфным критическим выступлениям С. С. Дудышкина и др. В начале 60-х гг. «О. з.» заняли умеренно консервативные позиции. Резкое сокращение числа подписчиков вынудило Краевского передать в 1868 журнал Некрасову.

    3) Русский литературный и общественно-политический ежемесячный журнал, издававшийся в 1868—84 в Петербурге Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. 3. Елисеевым (после смерти Некрасова в 1877 в редакцию вошёл Н. К. Михайловский). Авторами были (кроме самих редакторов) А. Н. Островский, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон и др. Отдел критики вёл (недолго) Д. И. Писарев, затем — А. М. Скабичевский, Михайловский. В программе «О. з.» нашли отражение искания русской революционной мысли 70 — начала 80-х гг. 19 в.: меньшая часть сотрудников (Салтыков-Щедрин, Некрасов и др.), видя рост капитализма в России, скептически относилась к надеждам на крестьянскую общину как основу социалистического строя; большинство же считало капитализм неорганичным для России явлением, которому могут противостоять революционная интеллигенция и «устои» общины (большая часть «общинников» впоследствии отошла от идей революционной борьбы). Литературная критика «О. з.» активно защищала творчество писателей-народников. Журнал вёл энергичную борьбу с реакционной журналистикой (особенно с «Русским вестником» (См. Русский вестник)), выражал сочувствие революционному подполью, являясь по существу его легальным органом. Снискав славу лучшего демократического издания своего времени, «О. з.» подвергались гонениям со стороны царского правительства и были закрыты.

    Лит.: Кулешов В. И., «Отечественные записки» и литература 40-х гг. XIX в., М., 1959; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Теплинский М. В., «Отечественные записки». 1868—1884, Южно-Сахалинск, 1966; Борщевский С., «Отечественные записки». 1868—1884. Хронологический указатель анонимных и псевдонимных текстов, М., 1966.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    "ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ" - ежемесячный журнал, 1839-84, Санкт-Петербург (до 1868 издавался А. А. Краевским, затем Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. З. Елисеевым). Руководитель отдела критики - В. Г. Белинский (1839-46). Под руководством Некрасова (1868-77) продолжал традиции "Современника"; после смерти Некрасова в редакцию вошел Н. К. Михайловский.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Отечественные записки

    «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ». — Под этим названием в 1818 и 1819 в Петербурге вышли два сборника, изданные П. П. Свиньиным и посвященные гл. образом русским «самородкам», выходцам из народа. Главное внимание в сборниках уделялось пользе, приносимой этими талантами «отечественной» промышленности. Ряд статей посвящен русским фабрикам и заводам и вопросу о разработке русских природных богатств. С 1820 по 1830 тот же Свиньин издавал журнал «Отечественные записки», уделяя в нем наибольшее внимание вопросам русской промышленности, этнографии и истории. Художественный отдел журнала был незначителен и характерен только своим стремлением ознакомить публику с талантами «из народа» (Алипанов, Слепушкин и др.). Журнал Свиньина, как и предшествующие ему сборники, носил на себе все следы социальной незрелости русской буржуазии этого периода, не способной связать свою экономическую борьбу с политической борьбой против феодальной системы и рабски заискивающей перед вельможами и монархом.

    В 1839 право на издание «О. з.» перешло к А. А. Краевскому, который очень умело привлек к участию в журнале лучшие литературные силы того времени. Отдел критики до 1846 вел Белинский, а в 1846—1847 — Вал. Майков. В художественном отделе «О. з.» принимали участие Лермонтов, Одоевский, Вельтман, Сологуб, Павлов, Павлова, Герцен, Некрасов, Кольцов, Огарев, Тургенев и др. В начале журнал не имел определенного направления, но очень скоро «О. з.» выявили себя как западнический журнал и стали органом либерального капитализировавшегося дворянства и блокирующихся с ним буржуазных и разночинских групп. В художественном отделе, и особенно в очень интересном отделе «Современная критика России», преобладали тенденции либерального дворянства. Статьи по вопросам хозяйства почти исключительно посвящены проблеме «образцовой формы» хозяйственного оборудования поместья на новый буржуазный лад. Прогрессивные тенденции «Отечественных записок» привлекли к ним внимание и правительства и реакционной прессы.

    Реакция 1848 обесцветила и обескровила журнал, который до конца 50-х гг. влачил самое жалкое существование. Художественный отдел был представлен третьестепенными дворянскими писателями, всячески идеализировавшими делового помещика и кроткого мужика. Общественно-заостренная критика Белинского и В. Майкова сменилась критикой чисто эстетической (П. В. Анненков и др.). Отклики на современную литературу уступили место изучению прошлого в работах А. Н. Пыпина, Ф. И. Буслаева, А. Галахова. Журнал несколько оживился с 1859, когда в нем острее начали ставиться вопросы общественной реформы. После осуществления крестьянской реформы журнал твердо стал на умеренные позиции «водворения закона и правильного развития» и начал открытую борьбу с радикальными общественными течениями. Критический отдел его, руководимый с 1800 по 1866 Дудышкиным, был направлен против революционно-демократической «обличительной» литературы, которая обвинялась им в раздувании общественного раздора и невыполнении обязанностей «гуманизирования» общественных отношений. С этой точки зрения «О. з.» атаковали «Современник» и «Русское слово». Общественный отдел журнала вел борьбу с идеями утопического социализма и создал буржуазную утопическую теорию наделения пролетариата собственностью как средством спасения от всех социальных бедствии. С этой точки зрения русская крестьянская реформа трактовалась «О. з.» той поры как мера, обеспечивавшая все возможности капиталистического развития без угрозы рабочего движения.

    Несмотря на антирадикализм «О. з.», художественный отдел журнала чем дальше, тем все сильнее захватывался представителями радикального лагеря. Н. Успенский, Некрасов, Решетников и др. становились непременными сотрудниками, а с 1868 журнал фактически перешел в руки Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Елисеева. Облик журнала совершенно изменился: он принял резко выраженную «обличительную окраску». В художественном отделе «О. з.» сотрудничали Островский, Гаршин, Достоевский (роман «Подросток»), Гл. Успенский, И. Кущевский, Салтыков-Щедрин и др.; критическим отделом последовательно руководили Писарев, Скабичевский и Михайловский; в общественном отделе участвовали Елисеев, С. Кривенко, Н. Зибер, С. Южаков и др. «О. з.» этой поры усердно и талантливо боролись с дворянскими формами бытия и сознания и открыто высказывали свою неудовлетворенность реформой, освободившей крестьянство от земли. Журнал становился органом революционного народничества, выражая идеологию, детерминированную положением крестьянской массы, одновременно и втянутой в капиталистическое развитие и испуганной ее результатами. Ведя борьбу с феодализмом и тем объективно расчищая пути капиталистическому развитию деревни, идеологи народничества с ужасом смотрели на плоды капиталистического развития и стремились избавить от него Россию путем сохранения общины как зародыша будущего социалистического общества. «Отечественные записки» в 70-х годах утверждали, что Россия в состоянии избежать ужасов капитализации и пролетаризации и что учение Маркса, верное по отношению к Западной Европе, не применимо к русским путям исторического развития.

    Но к концу 70-х гг. диференциация среди самого крестьянства и полная несостоятельность общины стали слишком очевидны. Народническая идеология переживала кризис. Только очень немногие из сотрудников «О. з.» вроде Воронцова (В. В.) продолжали упорно не замечать капитализма, утверждая, что в России своего капитализма нет, что в ней работает только иностранный капитал, гибельный для отечественных капиталистов, но отнюдь не для крестьянской общины. Большинство идеологов народничества в «О. з.» вынуждено было признать факт классового расслоения деревни. С чисто середняческой противоречивостью многие из них, например Златовратский, с одной стороны, клеймили кулака, а с другой — восхищались его смышленостью, его хозяйственной ловкостью и тем, что он больше кого бы то ни было способен отомстить барству за угнетение крестьянства, прибирая к рукам и разоряя хозяйственно-неумелых дворян. Внимание журнала в 80-х годах было обращено главным образом на хозяйственного мужика, в своих экономических построениях журнал исходил из его интересов. Журнал заботился об удобствах его хозяйства, его торговли, его обогащения. Рассуждения об общине (Михайловский, «Письма из деревни» М. Энгельгардта), об уравнительном пользовании землей все сильнее обнаруживали свою мелкобуржуазную сущность. Социалистические идеи были здесь использованы только для утверждения преимущества крестьянского владения перед помещичьим.

    В 1884 журнал был запрещен в силу близости ряда его сотрудников к подпольным революционным организациям.Библиография:

    I. Зотов В., Нестор русской журналистики, «Исторический вестник», 1889, XI (период А. А. Краевского); Данилов В., Дедушка русских исторических журналов («Отечественные записки» П. П. Свиньина), «Исторический вестник», 1915, VII; Евгеньев-Максимов В., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века, Гиз, Москва — Ленинград, 1927 (гл. II, III, VII, XVI—XXIV); Анатольев П., К истории закрытия журнала «Отечественные записки», «Каторга и ссылка», 1929, № 8—9 (57—58).

    II. Указатели к «О. з.»: Список авторов, участвовавших в 10-летнем издании «Отечественных записок», «Отечественные записки», чч. 41 и 42 (1830) — при именах авторов указаны и их статьи; Алфавитный указатель к «Отечественным запискам» за 1839—1843 гг., СПБ, 1844; за 1844—1848 гг., СПБ, 1849; за 1849—1853 гг., СПБ, 1854; за 1854—1858 гг., СПБ, 1860 (составлен В. И. Межовым); за 1868—1877 гг., СПБ, 1878 (и в «Отечественных записках», 1878, №№ 8, 9, 11—12). Обширную литературу об «О. з.» см. у Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 288—293, 832—834; То же, ч. 1, М. — Л., 1931, стр. 767—772 (дополнения к предыдущему).

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Литературная энциклопедия

    "Оте́чественные запи́ски"

    1) ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге в 1839—84 гг. Выходил с подзаголовком «учёно-литературный (а с 1859 – „и политический“) журнал». До 1867 г. издавался А. А. Краевским; в 1840-е гг. – один из ведущих русских журналов. В нём печатались М. Ю. Лермонтов («Дума», главы «Героя нашего времени», посмертные публикации), В. Ф. Одоевский, А. Ф. Вельтман, Н. Ф. Павлов, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и др. Ведущим критиком «Отечественных записок» был В. Г. Белинский, опубликовавший в этом журнале большинство своих статей (статьи об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, обозрения 1840—45, «Речь о критике» и др.). Критические статьи в «Отечественные записки» также писали П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв. Таким образом, журнал обладал смешанной идеологией: либеральное западничество сочеталось в нём с революционно-демократической критикой. В эстетике журнал придерживался взглядов натуральной школы, разработанных В. Г. Белинским: искусство как носитель общественной функции, преобразователь общества, преимущество метода критического реализма. После ухода Белинского (апрель 1846) критика в «Отечественных записках» стала более академической, на страницах журнала печатались учёные-литературоведы А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Д. Галахов. В 1860-х гг. журнал участвует в полемике против «Современника» и «Русского слова», защищая буржуазные ценности, выступая за водворение закона. В это же время в отделе художественной литературы начинают печататься писатели, придерживающиеся революционно-демократической идеологии (Н. А. Некрасов, Н. В. Успенский, Ф. М. Решетников).

    Обложка журнала «Отечественные записки»

    Обложка журнала «Отечественные записки»

    В 1868 г. издание «Отечественных записок» переходит в руки Некрасова. Журнал выходит под коллективной редакцией Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. З. Елисеева (с 1877 – Н. К. Михайловского). Новые «Отечественные записки» фактически являются преемником «Современника» и становятся наиболее влиятельным органом демократической интеллигенции 1870—80-х гг. В журнале печатаются А. Н. Островский, Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев, А. И. Левитов, В. М. Гаршин, Ф. М. Достоевский («Подросток»), Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и др. Критикой руководят А. М. Скабичевский, Н. К. Михайловский, которые в своих статьях пропагандируют демократическую литературу и выступают против «чистого искусства». Художественные произведения, печатавшиеся в «Отечественных записках», были публицистичны, часто посвящались социальным проблемам, тяготели к жанру очерка. Журнал вёл полемику со многими правительственными журналами, постоянно подвергался преследованиям и в 1884 г. был закрыт.

    2) Ежемесячный журнал, издававшийся в 1820—30 гг. в Санкт-Петербурге П. П. Свиньиным (в 1818 и 1819 выходил ежегодный журнал с таким же названием). Журнал печатал материалы по русской этнографии и истории, рассказы о народных умельцах, стихи поэтов из народа. В нём печатались Н. А. Полевой, Н. В. Гоголь (повесть «Бисаврюк», 1830).

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ

    «ОТЕ́ЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИ́СКИ», ежемесячный журнал, 1839—1884, Санкт-Петербург (до 1868 издавался А. А. Краевским, затем Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. З. Елисеевым). Руководитель отдела критики — В. Г. Белинский (1839—1846). Активно сотрудничал с журналом Н. С. Лесков. Под руководством Некрасова (1868—1877) продолжал традиции «Современника»(см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)); после смерти Некрасова в редакцию вошел Н. К. Михайловский.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    назв. двух рус. журналов.

    1. "О. з." (1820-30) - ежемес. журнал. Изд. и ред. писатель П. П. Свиньин (1787-1839). Журналу предшествовало издание Свиньиным двух сборников под таким же назв. в 1818-19. В сб. и журнале преобладали мат-лы по истории России и ее народов, по этнографии, статьи о пром. предприятиях и торговле, много путевых записок, очерков, особенно самого Свиньина, биографии рус. самоучек и самородков. В "О. з." напечатано много ист. источников (обычно небрежно) - отрывки из дневников и журналов путешествий, автобиографии, письма ист. деятелей 18 - 1-й пол. 19 вв. Из историков в журн. сотрудничали: А. И. Михайловский-Данилевский, Е. А. Болховитинов, А. О. Корнилович, М. П. Погодин, Н. А. Полевой, И. М. Снегирев, П. М. Строев. Вместе с "Москвитянином" "О. з." Свиньина были ближайшими предшественниками известных рус. ист. журналов 2-й пол. 19 в. - "Рус. архив", "Рус. старина", "Ист. вестник".

    Лит.: Данилов В., Дедушка рус. ист. журналов ("Отечеств. записки" П. П. Свиньина), "ИВ", 1915, No 7; Афанасьев A., Указатель статей по рус. истории, географии, статистике и рус. праву, помещенных в "Отечеств. записках", в кн.: Архив ист.-юридич. сведений..., М., 1854-1861, кн. 2-3.

    2. "О. з." (1839-84) - ежемес. журнал, сначала учено-лит. (1839-58), затем учено-лит. и политич. (1859-84). Изд. и ред. А. А. Краевский (до сент. 1860), затем Краевский и критик С. С. Дудышкин (до кон. 1866). С 1868 журнал у Краевского взяли в аренду и фактически редактировали Н. А. Некрасов, M. E. Салтыков-Щедрин, Г. З. Елисеев. После смерти Некрасова (1877) в число редакторов вошел Н. К. Михайловский. Всего вышло 273 тт. "О. з.". Наряду с "Современником" "О. з." являлись одним из наиболее богатых по содержанию и влиятельных рус. прогрессивных обществ.-лит. журналов 19 в. В "О. з." были явственно выражены в 40-х гг. и с кон. 60-х до нач. 80-х гг. демократич. начала. Журнал имел 2 периода значит. подъема: а) с кон. 1839 до нач. 1846, когда во главе отдела критики стоял В. Г. Белинский, деятельно сотрудничали А. И. Герцен, В. П. Боткин, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин, и в 1846 - 1-й пол. 1847, когда критику возглавлял В. Н. Майков; б) с 1868 до нач. 1884, когда после выхода 4 кн. за этот год журнал был запрещен. В это время "О. з." были как бы легальным органом народничества 70-80-х гг., гл. роль играли Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский. В период 1848-58 "О. з." были довольно бесцветными, руководящее место в них занимали представители эстетич. Критики - П. В. Анненков, отчасти Дудышкин. При руководстве отделом критики Дудышкина (1860-66) "О. з." занимали умеренно либеральные позиции, выступали против обличительных тенденций демократической литературы.

    Из публицистов в "О. з." деятельно печатались в разное время: А. А. Головачев, С. С. Громека, Н. А. Демерт, Елисеев, С. Н. Кривенко, Михайловский, А. М. Скабичевский, М. К. Цебрикова, А. Н. Энгельгардт, С. Н. Южаков. В "О. з." были впервые напечатаны мн. труды известных рус. историков, в журнале сотрудничали: Н. Я. Аристов, К. Н. Бестужев-Рюмин, T. H. Грановский, С. В. Ешевский, E. П. Карнович, Кудрявцев, Кавелин, В. И. Семевский, С. М. Соловьев, А. П. Щапов.

    Лит.: Алфавитный указатель к "Отечеств. запискам" за 1839-1843, СПБ, 1844; то же, 1844-1848, СПБ, 1849; то же, 1849-1853, СПБ, 1854; то же, 1854-1858, СПБ, 1860; то же, 1868-1877, СПБ, 1878; Ершов A., К истории рус. журналистики. "Отечеств. записки" (1818-1884), "Образование", 1905, No 1-5; Емельянов Н. П., "Отечеств. записки" в борьбе с пережитками крепостничества (1878-1881), в кн.: Вопросы истории рус. журналистики, Л., 1957; Кулешов В. И., "Отечеств. записки" и лит-ра 40-х гг. XIX в., М., 1959; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 2, Л., 1965; Теплинский М. В., "Отечеств. записки", 1868-1884, Ю.-Сахалинск, 1966.

    С. С. Дмитриев. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Лермонтовская энциклопедия

    «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» (1839—84), журнал, первоначально сборник (1818—I ч., 1819—II ч.), основанный в Петербурге П. П. Свиньиным и в 1820—30 издававшийся им ежемесячно. В 1839 «ОЗ» были возобновлены А.А. Краевским, издавались ежемесячно (в 1865—68 — 2 раза в месяц). Стремясь сделать «ОЗ» «журналом энциклопедическим в полном значении этого слова» («Лит. приб. к «РИ»», 1838, № 43), противостоящим консервативной журналистике, Краевский вместе со своим соредактором В.Ф. Одоевским уже с самого начала привлек к участию в нем широкий круг авторов. С приходом в кон. 1839 В. Г. Белинского «ОЗ» становятся демократич. изданием, ведущим борьбу за принципы натуральной школы, средоточием лучших лит. сил. В 30—40-е гг. в «ОЗ» сотрудничают Л., И. И. Панаев, В. И. Даль, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков и др. «С именем «Отечественных записок», — писал Белинский в 1841, — неразрывно соединяется мысль о большей части замечательнейших новостей по изящной литературе, потому что всё новое и интересное или напечатано, или рассмотрено в них, в отделении критики и библиографии» (IV, 441).Л. был одним из первых авторов, привлеченных Краевским в «ОЗ», и оставался их неизменным и ведущим участником до дня смерти. За два с половиной года поэт напечатал здесь ок. 30 стих., в их числе: «Дума», «Ветка Палестины», «Поэт», «Три пальмы», «Дары Терека», «Журналист, читатель и писатель» и др. (см. ниже — Соч. Л., опубл. в «ОЗ»). В «ОЗ» впервые появились «Бэла», «Фаталист», «Тамань», вошедшие затем в состав «Героя нашего времени». Сов. исследователь журнала отмечает: «Лермонтов был главной и самой ценной литературно-художественной силой «Отечественных записок» в 1839—41 и в значительной степени определял их прогрессивное направление»; «творчество Лермонтова с первых же номеров вносило в журнал гражданские мотивы, помогало обратить его к самым животрепещущим вопросам современности» (Кулешов, с. 39, 49).

    Титульный лист журнала, в котором впервые была напечатана «Бэла».

    Еще при жизни Л. с критич. анализом и высокой оценкой его творчества в «ОЗ» выступил Белинский, к-рый во мн. статьях, как специально посв. Л., так и написанных по др. поводам, утверждал, что «юный и могучий талант» Л. не имеет соперников в совр. поэзии. Свои позиции в отношении Л. «ОЗ» отстаивали и после его смерти (в полемике с «Северной пчелой», «Москвитянином» и др.). Борьба за признание роли и значения Л. в рус. лит-ре была для Белинского борьбой за утверждение и расцвет реализма, традиций, заложенных творчеством А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, в одном ряду с к-рыми критик рассматривал и Л. После ухода из «ОЗ» Белинского (1846) и смерти сменившего его В. Н. Майкова (1847) журнал переживает наименее содержательный период своей истории. В политич. отношении он характеризуется либеральной умеренностью, что отразилось и на подходе к творчеству Л., к-рое привлекает теперь критиков «ОЗ» (С. С. Дудышкина и др.) гл. обр. с эстетич. точки зрения. Наиболее значительной среди посв. Л. статей, опубл. в эти годы в «ОЗ», явилась большая работа Дудышкина «Ученические тетради Лермонтова» (1859, №№ 7 и 11), ценность к-рой определяется прежде всего публикацией в ней ок. 90 неизв. ранних произв. и набросков Л. Это была последняя посмертная публикация лермонт. текстов в «ОЗ», где увидели свет более 120 произв. поэта, неизвестных при его жизни.С передачей Краевским в 1868 «ОЗ» в аренду Н. А. Некрасову, М. Е. Салтыкову и Г. З. Елисееву (после смерти Некрасова в ред. вошел Н. К. Михайловский) журнал становится органом революц. народничества, в нем возрождаются традиции Белинского, что нашло отражение и в тех немногих страницах, к-рые в этот период были посв. Л. Среди них особого внимания заслуживают статьи М.Е. Салтыкова и Н.К. Михайловского, а также анонимная рецензия на изданные П. А. Ефремовым «Юношеские драмы М. Ю. Лермонтова» (СПБ, 1880), автор к-рой писал о гражданственности творчества Л. В апр. 1884 «ОЗ» были закрыты пр-вом за содействие «распространению вредных идей» («Правительственный вестник», 1884, № 89, 20 апр.).Соч. Лермонтова, опубл. в «ОЗ»: «Дума», 1839, № 1, отд. III, с. 148—49; «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), 1839, № 2, отд. III, с. 163—64; «Бэла», 1839, № 3, отд. III, с. 167—212; «Русалка», 1839, № 4, отд. III, с. 131—32; «Ветка Палестины», 1839, № 5, отд. III, с. 275—76; «Не верь себе», там же, с. 277—78; «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»), 1839, № 6, отд. III, с. 80; «В альбом» («Как одинокая гробница»), там же, с. 81; «Три пальмы», 1839, № 8, отд. III, с. 168—70; «Фаталист», 1839, № 11, отд. III, с. 146—58; «Молитва» («В минуту жизни трудную»), там же, с. 272; «Дары Терека», 1839, № 12, отд. III, с. 1—3; «Памяти А. И. О[доевско]го», там же, с. 209—10;«Как часто пестрою толпою окружен», 1840, № 1, отд III, С. 140; «Тамань», 1840, № 2, отд. III, с. 144—54; «Казачья колыбельная песня», там же, с. 245—46; «Журналист, читатель и писатель», 1840, № 4, отд. III, с. 307—10; «Воздушный корабль», 1840, № 5, отд. III, с. 1—3; «Отчего?», 1840, № 6, отд. III, с. 280; «Благодарность», там же, с. 290; «Молитва» («Я, матерь божия»), 1840, № 7, отд. III, с. 1; «Из Гёте» («Горные вершины»), там же, с. 1; «Ребенку», 1840, № 9, отд. III, с. 1—2; «А. О. Смирновой» («Без вас хочу сказать вам много»), 1840, № 10, отд. III, с. 229; «К портрету» («Как мальчик кудрявый резва»), 1840, № 12, отд. III, с. 290;«Есть речи — значенье», 1841, № 1, отд. III, с. 2; «Завещание» («Наедине с тобою, брат»), 1841, № 2, отд. III, с. 157—58; «Оправдание», 1841, № 3, отд. III, с. 44; «Родина», 1841, № 4, отд. III, с. 283; «Последнее новоселье», 1841, № 5, отд. III, с. 1—2; «Кинжал», 1841, № 6, отд. III, с. 234; «Пленный рыцарь», 1841, № 8, отд. III, с. 268; «Парус», 1841, № 10, отд. III, с. 161; «Желанье» («Отворите мне темницу»), 1841, № 11, отд. III, с. 1—2;«Сказка для детей», 1842, № 1, отд. I, с. 116—23; «Сосна», там же, с. 124; «На светские цепи», там же, с. 126; «Соседка», 1842, № 2, отд. I, с. 127—28; «Договор», 1842, № 3, отд. I, с. 1—2; «Ты помнишь ли, как мы с тобою», там же, с. 203; «Умирающий гладиатор», 1842, № 4, отд. I, с. 378; «Два великана», 1842, № 5, отд. I, с. 1—2; Отрывки из поэмы <«Демон»>, 1842, № 6, отд. I, с. 187—201; «Боярин Орша», 1842, № 7, отд. I, с. 1—24; «В альбом автору «Курдюковой»», 1842, № 9, отд. I, с. 174; «М. П. Соломирской», 1842, № 10, отд. I, с. 320;«Измаил-Бей», 1843, № 3, отд. I, с. 1—25; «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), 1843, № 4, отд. I, с. 183; «Тамара», там же, с. 229—30; «Утес», там же, с. 331; «Выхожу один я на дорогу», там же, с. 332; «Морская царевна», 1843, № 5, отд. I, с. 1—2; «Из-под таинственной холодной полумаски», там же, с. 80; «Дубовый листок оторвался от ветки родимой», там же, с. 193; «Нет, не тебя так пылко я люблю», там же, с. 194; «Не плачь, не плачь, мое дитя», 1843, № 6, отд. I, с. 195; Посвящение к поэме «Демон» («Я кончил — и в груди невольное сомненье»), там же, с. 376; «К портрету старого гусара», 1843, № 12, отд. I, с. 194; «Незабудка», там же, с. 195—96; «Избави бог от летних мушек», там же, с. 279; «Смерть»(«Закат горит огнистой полосой»), там же, с. 279; «Когда я унесу в чужбину», там же, с. 280; «Они любили друг друга так долго и нежно», там же, с. 317; «Когда весной разбитый лед», там же, с. 342; «Ребенка милого рожденье», там же, с. 342;«Пророк», 1844, № 2, отд. I, с. 197; «Свиданье», там же, с. 198—200; «На бурке, под тенью чинары», там же, с. 200—01; «Лилейной рукой поправляя», там же, с. 201; «Россия вся в будущем...», там же, с. 201;[Поэмы, стихотворения, наброски, планы], 1859, № 7, отд. I, в т.ч. «Кавказский пленник», с. 5—11; «Корсар», с. 11—13; «Портрет» («Он не красив, он не высок»), с. 14—15; «Мой демон» («Собранье зол его стихия»), с. 21; «Преступник», с. 22—26; «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), с. 28—29; (Ранние редакции «Демона»), с. 29—33, 36—47; «К Д.» («Будь со мною, как прежде бывала»), с. 49—50; <Новогодние мадригалы и эпиграммы, 1831>, с. 54—56; «Время сердцу быть в покое», с. 58; «Склонись ко мне, красавец молодой», с. 58—59; «Как в ночь звезды падучей пламень», с. 59; К*** («Я не унижусь пред тобою»), с. 59—60; «Прелестнице», с. 61—62;[Стихотворения, наброски, планы, сюжеты], 1859, № 11, отд. I, в т.ч. «Оставленная пустынь предо мной», с. 253; «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы»), с. 254; «К***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»), с. 255—56; «Всевышний произнес свой приговор», с. 259; «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной»), с. 259—60; «Исповедь» («Я верю, обещаю верить...»), с. 264; «Чаша жизни», с. 264—65; «Метель шумит и снег валит», с. 266; «Когда б в покорности незнанья...», с. 267; «Я видел тень блаженства», с. 267—68; Стансы к Д *** («Я не могу ни произнесть»), с. 268—70.«ОЗ» о Лермонтове. Белинский В. Г. (без подписи): Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова, 1840, № 5, отд. VI, с. 1—2; Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова, 1840, № 6, отд. V, с. 27—54, и № 7, отд. V, с. 1—38; Стихотворения М. Лермонтова, 1840, № 11, отд. VI, с. 1—6; Стихотворения М. Лермонтова, 1841, № 2, отд. V, с. 35—80; Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Изд. 2-е, 1841, № 9, отд. VI, с. 1—5; Рус. лит-ра в 1841, 1842, № 1, отд. V, с. 36, 37, 41, 44, 45; Утренняя заря, альманах на 1842, там же, отд. VI, с. 1—2; Рус. беседа. Собр. соч. рус. литераторов, там же, с. 5; Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя, 1842, № 7, отд. VI, с. 4, 5, 7; Стихотворения Николая Воронова, там же, с. 14—15; Журнальные и лит. заметки, там же, с. 51—55; Неск. слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1842, № 8, отд. VI, с. 50; Библиографич. известие, 1842, № 9, отд. VI, с. 26—28; Стихотворения Е. Баратынского, 1842, № 12, отд. V, с. 54, 66—67; Утренняя заря, альманах на 1843, там же, отд. VI, с. 35—36; Рус. лит-ра в 1842, 1843, № 1, отд. V, с. 1—26; Стихотворения М. Лермонтова, там же, отд. VI, с. 1—2; Библиографич. и журнальные известия, 1843, № 4, отд. VI, с. 73—77; Параша. Рассказ в стихах. Т. Л., 1843, № 5, отд. VI, с. 1—11; Соч. Александра Пушкина. Ст. 1-я, 1843, № 6, отд. V, с. 23, 25; Лит. и журнальные заметки. Неск. слов «Москвитянину», 1843, № 8, отд. VIII, с. 98—104; Лит. и журнальные заметки, 1843, № 12, отд. VIII, с. 120—28; Рус. литература в 1843 году, 1844, № 1, отд. V, с. 4, 7, 12, 13, 15, 16, 23, 25, 38; Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Изд. 3-е, 1844, № 2, отд. VI, с. 52—53; Гамлет. Трагедия В. Шекспира, 1844, № 4, отд. VI, с. 41—45; Молодик на 1844, укр. лит. сб., 1844, № 5, отд. VI, с. 1—6; Дамский альбом, сост. из отборных страниц рус. поэзии, там же, с. 11—13; Стихотворения М. Лермонтова, ч. IV, 1844, № 11, отд. VI, с. 1—4; Соч. Александра Пушкина. Ст. 8-я, 1844, № 12, отд. V, с. 47, 49, 51, 53; Рус. лит-ра в 1844 году, 1845, № 1, отд. V, с. 11, 27, 31, 34; Разговор. Стихотворение Ив. Тургенева (Т. Л.), 1845, № 2, отд. VI, с. 47—50; Вчера и сегодня. Лит. сб., сост. гр. В. А. Соллогубом. Кн. 1-я, 1845, № 5, отд. VI, с. 3—9; Вчера и сегодня. Кн. 2-я, 1846, № 3, отд. VI, с. 2—6; Стихотворения Аполлона Григорьева. Стихотворения...Я. П. Полонского, 1846, № 4, отд. VI, с. 52—58.Другие авторы «ОЗ» о Лермонтове: Рус. лит-ра в 1838 году, 1839, № 1, отд. VII, с. 15 [Отзыв о «Песне про купца Калашникова»]; Катков М., Германская лит-ра, 1841, № 3, отд. VI, с. 17 [о переводе «Бэлы» на нем. яз. Фарнгагеном фон-Энзе]; <Краевский А. А.>, Библиографич. и журнальные известия, 1841, № 11, отд. VI, с. 24—25 [О предполагаемой публикации в «ОЗ» в 1842 «Боярина Орши», «Демона», «Сказки для детей» и «Маскарада»]; Библиографич. и журнальные известия, 1842, № 1, отд. VI, с. 42 [Сообщение, что поэма «Демон» не будет напечатана в «ОЗ» «по причинам, не зависящим от Редакции»]; Лит. и журнальные заметки, 1842, № 12, отд. VIII, с. 106—07 [«Москвитянин» о выходке «Сев. пчелы» в отношении Л.]; Галахов А., Ответ г. Шевыреву на разбор его «Полной рус. хрестоматии», сост. Галаховым. Ст. 2-я, 1843, № 9, отд. VIII, с. 34—41, 47, 54, 68; Нелюдимка. Драма...в стихах. Соч. гр. Е. П. Ростопчиной <рец.>, 1850, № 5, отд. VI, с. 1—4 [Вся драма — подражание «Герою нашего времени»]; Раут. Лит. сб. <рец.>, 1851, № 6, отд. VI, с. 75—76; Тамарин. Роман М. Авдеева <рец.>, 1852, № 3, отд. VI, с. 16—25; Дудышкин С., Журналистика, 1855, № 12, отд. IV, с. 74, 75, 86; Дудышкин С., Повести и рассказы И. С. Тургенева. Ст. 1-я, 1857, № 1, отд. II, с. 6—9; П. Б-н, Le Démon, poëme par Lermontoff, traduit envers français par P. Pelan d\'Angers, Paris, 1858 («Демон», поэма Лермонтова, пер. на франц. яз. П. Пелан д\'Анже, Париж, 1858), 1858, № 11, отд. III, с. 11—22; Дудышкин С., Ученич. тетради Лермонтова. Ст. 1-я, 1859, № 7, отд. I, с. 1—62; Дудышкин С., Ученич. тетради Лермонтова. Ст. 2-я и последняя, 1859, № 11, отд. I, с. 245—70; <Салтыков М. Е.>, Меж двух огней. Роман в трех частях М. В. Авдеева, 1869, № 1, отд. II, с. 94—105; В. В. <Водовозов В. И.>, О воспитат. значении рус. лит-ры, 1870, № 5, отд. 1, с. 96—98, 102, 106—108, 122, 123; <Салтыков М. Е.>, Записки Е. А. Хвостовой. 1812—41. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова, 1871, № 1, отд. II, с. 48—54; Скабичевский А., Очерки умств. развития нашего общества. 1825—1860..., 1871, № 10, отд. I, с. 450—53, 461—62; Н. М. <Михайловский Н. К.>, «Наше общество в героях и героинях лит-ры» М. В. Авдеева, 1874, № 3, отд. II, с. 203, 206; Н. М. <Михайловский Н. К.>, Лит. заметки, 1880, № 4, отд. II, с. 328—29, 337—43; Юношеские драмы М. Ю. Лермонтова. Изданы под ред. П. А. Ефремова, 1881, № 2, отд. II, с. 206—11.Лит.: Алфавитный указатель к «ОЗ» за 1839—1877. СПБ, 1844—78; Александров и Кузьмина; Дементьев А. Г., Очерки по истории рус. журналистики 1840—1850-х гг., М. — Л., 1951, с. 109—82; Кулешов; Теплинский М. В., «ОЗ», [1868—1884]. История журнала. Лит. критика, Южно-Сахалинск, 1966; Попова М. Г., «ОЗ» 1880-х гг. о М. Ю. Л., в кн.: Рус. лит-ра и освободит. движение, сб. 2, Каз., 1970; Боград В. Э., Журнал «ОЗ». 1868—1884. Указатель содержания, М., 1971.

  15. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: