Большая Советская энциклопедия

    (от лат. animatus — одушевлённый)

    вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. А. необходимо отличать от Гилозоизма,Анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения А. в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают А. как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Богораз-Тан и др.) считают, что они сосуществовали.

    Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1935.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Представление о безличной одушевленности всех предметов и явлений окружающей человека действительности, характерное для первобытных религий.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Психологический словарь

    Аниматизм (от лат. animatus - одушевленный) - комплекс представлений, свойственный всем ранним стадиям развития религий, о безличной, сверхъестественной силе, определяющей все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на войне).

  5. Источник: Психологический словарь



  6. Медицинская энциклопедия

    (лат. animatus одушевленный)

    вера в безличную одушевленность природы или ее отдельных элементов; характерная черта первобытных представлений о природе и человеке.

  7. Источник: Медицинская энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    АНИМАТИЗМ

    (от лат. animatus – одушевленный) – вера в безличную одушевленность природы или отд. ее частей, характерная черта первобытных религий. Термин "А." введен англ. ученым Р. Мареттом в 1900. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах. Мн. ученые считают А. более ранней стадией развития религии, чем анимизм. Сов. ученый Штернберг ("Первобытная религия в свете этнографии", 1936) выделил 3 ступени развития первобытного религ. мировоззрения: 1) вера в одушевленность всей природы (аниматизм), 2) "открытие духов" – личных нематериальных существ в природе, 3) вера в душу (собственно анимизм). Богораз-Тан различал 5 ступеней развития первобытного мировоззрения, первые три из к-рых относятся к А.: 1) всем предметам природы приписывается такая же жизнь, как у человека; 2) подмечается сходство отд. предметов с отд. частями человеч. тела; 3) предметы наделяются как бы двойной природой, они могут менять свою сущность, превращаться друг в друга; 4) появляется идея о том, что одна из этих двух сущностей – внешняя, видимая, а другая – внутренняя, скрытая, и эта последняя мыслится как человекообразное существо; 5) внутр. сущность предмета рассматривается как свободный, не связанный с материальной оболочкой дух (стадия А.) (см. В. Г. Богораз-Тан, Чукчи, ч. 2, Л., 1939, с. 1–4). Однако, выдвигая 5 ступеней формирования первобытной религии, Богораз-Тан указывал, что их различие условно, т.к. в действительности они взаимосвязаны и существуют одновременно. В современной науке остается спорным вопрос – можно ли считать А. явлением, предшествующим анимизму.

    Лит.: Marett R., The threshold of religion, L., 1909.

    С. Токарев. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедия социологии

    (от лат. animatus - одушевленный) - англ. animatism; нем. Animatismus. Вера в существование некоего нечувственного начала, мана, в предметах природы и человеческой жизнедеятельности, пронизывающего все живущее и все то, что соприкасается с человечеством; по Р. Маретту - стадия первобытной религиозности, предшествующая анимизму.

  11. Источник: Энциклопедия социологии