Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Joh.-Jakob-Wilh. Heinse, 1749-1803) — немецкий писатель об искусстве. На развитие его литературного таланта имели большое влияние Виланд и поездка в Рим. По возвращении оттуда он напечатал два свои главные произведения, романы "Ardinghello oder die gl ü ckseligen Inseln", в котором он излагает свои воззрения на образовательные искусства вообще и живопись в частности, и "Hildegard von Hohenthal", которое заключает в себе его мысли о музыкальных произведениях. Еще раньше им изданы: "Sinngedichte", "Die Kirschen", "Laidion oder die Eleusischen Geheimnisse" и перевод Ариостоа. В своих рассуждениях об искусстве Г. обращает большое внимание на национальные и климатические условия и рассматривает художников и их произведения с точки зрения взаимодействия этих условий. Влияние художественных воззрений Г. было незначительно, вследствие того, что его таланту недоставало теплоты.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Heinse)

    Иоганн Якоб Вильгельм (1749—1803), немецкий писатель: см. Хейнзе И. Я. В.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Гейнзе

    ГЕЙНЗЕ Иоганн-Якоб-Вильгельм (Johann-Jakob-Wilhelm Heinse, 1746—1803) — немецкий поэт и писатель эпохи «бури и натиска». Известен романами: «Ardinghello, oder die gluckseligen Inseln» (Ардингелло или счастливые острова, 1787, 2 тт.), где он излагает свои социальные идеалы («эмансипация плоти»; царство свободы, красоты и ничем не стесненной радостной чувственности в стиле древних греков) и взгляды на искусство; «Hildegard von Hohenthal» (1795—1796, 2 тт.), содержащим мысли Г. о музыке. Оба романа являются ценным материалом для понимания эстетики эпохи. Другие произведения Гейнзе: «Sinngedichte» (1771) и переводы — «Begebenheiten des Enkolp, aus dem Satyrikon des Petron ubersetzt» (Похождения Энкольпа, перевод из Сатирикона Петрония, 1773, 2 тт.), «Laidion, oder die Eleusinischen Geheimnisse» (Лайдион или элевзинские таинства, 1774) и др. Хотя Г. во многом соприкасался с писателями Рококо, однако он чужд их утонченной галантности, вычурности, их любви ко всякого рода условностям, поэтическим формулам. Его буржуазная природа вскрывается в любви к барочному обилию материального, ко всему полнокровному, к ярким, кричащим краскам, в утверждении безудержной, разлитой во всем радости бытия. «Молодая Германия» пробудила память о Г., и в 1838 было издано собрание его сочинений (10 тт.). Критическое издание — в 1902—1927 (10 тт.). Издано также — «Briefwechsel zwischen Gleim und Heinse» (1894—1895, 2 тт.).Библиография:

    Prohle, Lessing, Wieland, Heinse, 1877; Schober J., Johann J. W. Heinse, sein Leben und seine Werke, 1882; Jessen K. D., Heinses Stellung zur bild. Kunst, 1901; Sulger-Gebing, W. Heinse, eine Charakteristik, 1903; Brecht W., Heinse und der asthet. Immoralismus, 1911; Jolivet A., Wilhelm Heinse, sa vie et son Ouvre, 1787, 1922.

  5. Источник: Литературная энциклопедия