Большая Советская энциклопедия

    составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий — потребителей продукции. При социализме функции О. т. — организация сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрация продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, её хранение, сортировка и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К О. т. относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья. По месту в процессе общественного воспроизводства различается О. т. средствами производства и предметами потребления. О. т. средствами производства организационно отделяется от О. т. потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения — Материально-техническое снабжение. Движение товаров через О. т. планируется государством в соответствии с балансами производства ираспределения товарных ресурсов. Чёткое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и О. т. — с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям О. т., устранение параллелизма в сбыте, позволяют сократить время и Издержки обращения (они составляли в СССР в начале 1970-х гг. около 1,5% к общему обороту О. т.).

    В СССР О. т. товарами народного потребления в основном сосредоточена в системе министерства торговли СССР, осуществляется 8 специализированными организациями (конторами): Мясорыбторг, Бакалейторг, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Хозторг, Культторг, Галантерейторг. Кооперация потребительская имеет свою О. т., разветвленную систему выходных, прифабричных и областных баз, контор, холодильников. Деятельность предприятий О. т. основывается на договорных началах с производителями продукции и организациями (предприятиями) розничной торговли. В договорах определяются объём, сроки и ассортимент поставляемых товаров. О. т. через систему договоров с предприятиями-производителями влияет на качество и ассортимент готовой продукции. Важную роль в установлении связей промышленности и торговли играют оптовые межреспубликанские и межобластные Ярмарки.

    Совершенствуется техническое оснащение О. т. С 1961 по 1973 количество складского оборудования увеличилось примерно в 5—6 раз. Строятся новые крупные предприятия О. т. (склады, холодильники), оснащенные современной техникой. В начале 70-х гг. было 154 тыс. общетоварных и специализированных складов (в 1940—105 тыс.), площадь их составила 25 тыс. м2 (в 1940—7,8 тыс. м2), ёмкость специализированных товарных складов увеличилась за те же годы в 2 раза, в том числе холодильников — почти в 4 раза.

    Принципы организации О. т. в зарубежных социалистических странах аналогичны принципам её организации в СССР.

    При капитализме О. т. — это посредническое звено между промышленными и торговыми капиталистами, а также между самими торговыми капиталистами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через О. т. окончательно реализуются только товары производственного потребления. Основные формы О. т.: ярмарки; товарные биржи (См. Биржа) (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок, уголь, лес и т.п.); Аукционы, на которых главным образом происходит массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. С развитием капитализма значение товарных бирж как формы О. т. падает. Их заменяют разветвлённая сеть оптовых торговых предприятий и многочисленные сбытовые агенты монополий. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. См. также ст. Внутренняя торговля.

    Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, М., 1971, разд. Оптовая торговля.

    С. П. Партигул.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ - часть внутренней торговли, охватывающая продажу крупных партий товаров.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ, часть внутренней торговли, охватывающая продажу крупных партий товаров предприятиями-производителями предприятиям розничной торговли, а средств производства - предприятиям-потребителям этой продукции. Вид оптовой торговли - сделки по продаже товаров массового спроса с определёнными стандартами качества на товарных биржах (зерно, нефть и т.д.).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    wholesale trade

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    批发, 批发贸易, 批发业务, 批发商业

  9. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  10. Энциклопедический словарь экономики и права

    - торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров), по оптовым ценам, предусматривающим дилерские скидки и меньшим, чем розничные. Среди торговых компаний определенное их число занимается только О.т.

  11. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  12. Энциклопедический словарь

    опто́вая торго́вля

    часть внутренней торговли, охватывающая продажу крупных партий товаров.

    * * *

    ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

    ОПТО́ВАЯ ТОРГО́ВЛЯ, часть внутренней торговли, охватывающая продажу крупных партий товаров.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Юридическая энциклопедия

    2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

    Источник: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (редакция от 23.12.2010) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

  15. Источник: Юридическая энциклопедия



  16. Словарь бизнес-терминов

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: