Большая Советская энциклопедия

    верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы (См. Проза), обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы (См. Пауза). Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом (См. Александрийский стих) во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.

    Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне «Северное море») и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар,Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.

    Лит.: Жовтис А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), «Вопросы языкознания», 1970, №2; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Баевский В. С., О природе русского свободного стиха, в его кн.: Стих русской советской поэзии, Смоленск, 1972; От чего не свободен свободный стих?, «Вопросы литературы», 1972, №2; Hrushovski В., On free rhythmus in modern poetry, в кн.: Style in language, N. Y. — L., 1960; Czerny Ł., Le vers libre francais et son art structural, в сборнике: Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961.

    В. С. Баевский, В. А. Сапогов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) (франц. vor libre) - нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии употребителен с кон. 18 в., широко - с нач. 20 в., в русской поэзии разработан меньше ("Она пришла с мороза..." А. А. Блока).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) (французское vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.). Пример: "Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов..." (А.А. Блок)

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Свободный стих

    СВОБОДНЫЙ СТИХ (франц. «vers libre», итал. «verso libero», немец. «freie Rhythmen») — термин, применявшийся различными поэтическими школами к разнообразным попыткам реформировать устоявшиеся и канонизованные традицией формы организации стиха и вне конкретного исторического окружения лишенный какого-либо определенного содержания.

    Так напр. во французской классической поэзии, на фоне закрепленного правилами употребления стихов равной длины, термином «vers libre» отмечали (напр. у Мольера) сочетание в одном произведении стихов неравносложных, но в согласии с правилами четких по числу слогов. Такого рода стихи в России получили распространение под названием вольных (см.). Независимо от подобного употребления термина «С.с.» ряд представителей французской поэзии конца XIX и начала XXвв. (Г.Кан, Ж.Лафорг, Р.Гиль, А.Рембо, Вьеле-Гриффэн и др.), объединили под понятием С.с. целый рад довольно разнородных задач: пользование нечетносложными размерами, свобода размещения цезуры, переоценка роли «e muet» в стихе и др. Многие из этих исканий были перенесены на русскую почву школой русских символистов, к-рые однако включили в понятие С.с. также ритмические формы совершенно иного порядка, построенные на параллелизме — так наз. freie Rhythmen, заимствованные из немецкой поэзии (Гёте, Гейне) и ранее культивировавшиеся у нас Фетом, затем Блоком, Кузьминым. Иногда С.с. называют и так наз. «паузник», допускающий колебание числа слогов (от 1 до 2) в междуударных промежутках. С.с. называли и акцентный стих, разработанный Маяковским и получивший в современной советской поэзии широкое распространение; этот С.с. не имеет ограничений в числе междуударных слогов и строится на счете ударяемых слогов стиха (см. Дольник).Библиография:

    Русская литература по С.с. дана в кн.: ШтокмарМ.П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933 (см. по предметному указателю). Vildrac Ch., Le Verlibrisme, Ermont (Seine-et-Ofse), 1902; BeraudH., L’Heritage des symbolistes. Origines, technique ot defense du vers libre francais, P., 1906; KahnG., Le vers libre, P., 1912; DondoM., Vers libre. A logical development of french Verse, P., 1922; DujardinE., Les premiers poetes du vers libre (Les hommes et les idees), P., 1922; Benoist-HanappierL., Die freien Rhythmen in der deutschen Lyrik, Halle, 1905.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    свобо́дный стих

    (верлибр) (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчленённые на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более чётким ритмам (разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии употребителен с конца XVIII в., широко — с начала XX в., в русской поэзии разработан меньше («Она пришла с мороза...» А. А. Блока). (Не путать с вольным стихом.)

    * * *

    СВОБОДНЫЙ СТИХ

    СВОБО́ДНЫЙ СТИХ (верлибр) (франц. vor libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии употребителен с кон. 18 в., широко — с нач. 20 в., в русской поэзии разработан меньше («Она пришла с мороза...» А. А. Блока).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СВОБОДНЫЙ СТИХ
    СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) (франц. vor libre) - нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии употребителен с кон. 18 в., широко - с нач. 20 в., в русской поэзии разработан меньше ("Она пришла с мороза..." А. А. Блока).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: