«Мейерсон Эмиль»

Мейерсон Эмиль в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мейерсон Эмиль»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Мейерсон (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша, ‒ 4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критическим исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества; познание означает отождествление различного. Категории, научной теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирическим материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны». Видя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимает её как выражение неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие логически вытекает из причины. Познание законов М. противопоставляет познанию причинных связей. М. критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма. Однако метафизическое противопоставление тождества и различия, разума и действительности приводит философию М. по существу к агностицизму.

    Соч.: De I 'explication dans les sciences, t. 1‒2, P., 1921; La déduction relativiste, P., 1925; Du cheminementde la pensée, t. 1‒2. P., 1931; Réelet déterminisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер. ‒ Тождественность и действительность, СПБ, 1912.

    Лит.: Kelly Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Marcucci S., E. Meyerson, Torino, 1962.

    В. А. Лекторский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    МЕЙЕРСО́Н Эмиль

    (Meyerson), (12 февр. 1859 – 4 дек. 1933) – франц. философ-идеалист. Род. в г. Люблине (Польша). Работы М. посвящены теории познания. С т. зр. М., истинный метод теории познания – это изучение форм разума в готовом, овеществленном знании. Поэтому теория познания необходимо становится историко-критич. исследованием науки. С т. зр. М., в основе разума лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. В духе кантианских традиций М. представляет процесс познания как взаимодействие активного разума с предлежащим чувственным материалом. Однако, в отличие от кантианцев, он подчеркивает, что разум не несет в себе никаких готовых категориальных схем. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной способности разума к идентификации с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь "правдоподобны".

    М. особо подчеркивает роль принципа причинности как основы для объяснения в науке. Причинность – это выражение априорного принципа тождества применительно к познанию явлений, существующих во времени. Причинность, с т. зр. М., выражает неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие чисто логически вытекает из причины. М. противопоставляет познание законов познанию причинных связей. Он разделяет т. зр. позитивизма, что вскрытие законов еще не есть объяснение явлений. Но позитивистскому принципу "описания" явлений М. противопоставляет принцип "объяснения", как процесса раскрытия причинных зависимостей.

    Со своих филос. позиций М. защищает от махистской критики атомную теорию строения материи, критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако неумение схватить диалектику реального познават. процесса, метафизич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности предопределяют идеализм и агностицизм философии М. Суть разума, с его т. зр., в отождествлении, а действительность различна, текуча, изменчива. М. рассматривает становление, длительность, изменчивость во времени как "иррациональность" действительности, ее непостижимость. Если бы не было "иррационального", изменчивого, то отождествление потеряло бы всякий объясняющий смысл. Эту метафизич. дилемму, из к-рой М. не может вырваться, он называет "эпистемологическим парадоксом". M., однако, считает, что, хотя наука в основном имеет дело с рациональным, тавтологичным, в ней прорываются также и "иррациональные", разумом не постижимые моменты. Т.о., к метафизич. противоположности тождества и различия, интеллекта и действительности М. прибавляет надуманную противоположность рациональных и "иррациональных" принципов и понятий внутри науки.

    Соч.: De l'explication dans les sciences, t. 1–2, P., 1921; La déduction relativiste, P., 1925; Identité et réalité, 3 ed., P., 1926; Du cheminement de la pensée, t. 1–2, P., 1931; Réel et déterminisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.: Тождественность и действительность, СПБ, 1912.

    Лит.: Metz A., Une nouvelle philosophie des sciences, P., 1928; Вenrubi I., E. Meyerson, в кн.: Philosophische Strömungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928, S. 227–39; Einstein Α., A propos de "La déduction relativiste", de M. E. Meyerson, "Rev. Philos, de la Fiance et de l'Etranger", 1928, t. 105, No 3–4; Boas G., A critical analysis of the philosophy of E. Meyerson, Balt., 1930; Sée H., Science et philosophie d'après la doctrine de M. E. Meyerson, P., 1932; Kelly Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Mоurélоs G., L'épistémologie positive et la critique meyersonienne, P., 1962.

    В. Лекторский. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия