Большая Советская энциклопедия

    Гужон (Goujon) Жан (р. около 1510 умер между 1564 и 1568, вероятно, в Болонье), французский скульптор эпохи Возрождения. В 154041 работал в Руане, около 154344 переселился в Париж, сотрудничал с П. Леско. Произведения Г. (рельефы для церкви Сен-Жермен л'Оксерруа, 1544, и «Фонтана невинных» в Париже, 154749, все Лувр, Париж) отличаются светским, ренессансным мироощущением, тонкой поэтической одухотворённостью, изяществом мягкой светотеневой моделировки, изысканностью удлинённых пропорций и усложнённого линейного ритма (идущей отчасти от маньеризма). Работал над скульптурным декором отеля Линьери (ныне Карнавале; около 1545) и Лувра (восточный дворовый фасад, конец 1540-х 1550-е гг.), построенных П. Леско. Для Зала кариатид в Лувре исполнил женские фигуры (мрамор, 1550), поддерживающие кафедру. Г., известный также как график, иллюстрировал трактат Витрувия (гравюра на дереве, 1547).

    Лит.: Du Colombier P., Jean Goujon, P., 1949.

    Ю. К. Золотов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Goujon, Jean)

    (ок. 1510 - ок. 1568), французский скульптор 16 в., выдающийся мастер эпохи Возрождения. Родился между 1510 и 1520 в Руане, где работал над небольшими заказами по украшению собора и церкви Сен-Маклу. После нескольких лет активной деятельности в Париже Гужон вынужден был покинуть Францию (ок. 1562) из-за своей стойкой приверженности протестантизму. Умер в изгнании между 1563 и 1568, возможно в Болонье. Самые значительные произведения Гужона появились в результате совместной работы с архитектором Пьером Леско. Фрагменты ограды хора для парижской церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа (1544), в т.ч. рельефы Четыре евангелиста и Оплакивание Христа, находятся в настоящее время в Лувре. Пьер Леско стал придворным архитектором, а Гужон - придворным скульптором короля Генриха II; они работали вместе над зданием Лувра. Гужон создал декоративные фигуры на фасаде юго-западного крыла внутреннего двора Лувра (воспетые в стихах Ронсара), лестницу Генриха II и Портик кариатид, который, возможно, служил галереей для музыкантов в банкетном зале. Для отеля Линьери (ныне Карнавале) он сделал рельеф Четыре времени года и фигуры, фланкирующие замковые камни главного фасада. Существующий поныне Фонтан невинных является реконструкцией 18 в. сооружения, построенного по случаю торжественного въезда Генриха II в Париж (1550). В него включены рельефы с изображением нимф и другие декоративные мотивы, выполненные Гужоном. Среди других значительных произведений - Надгробие Луи де Брезе и стуковые декорации для Фонтенбло. Гужон был первым французским мастером, который переложил на язык искусства Ренессанса традиционную возвышенную элегантность аристократической парижской среды.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Гужо́н Жан

    (Goujon) (около 1510 — между 1564 и 1568), французский скульптор эпохи Возрождения. Светские по мироощущению, поэтически одухотворённые, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы «Фонтана невинных», Париж, 1547—49).

    * * *

    ГУЖОН Жан

    ГУЖО́Н (Goujon) Жан (ок. 1510 — между 1564 и 1568), французский скульптор, представитель Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Светские по мироощущению, поэтически одухотворенные, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы «Фонтана невинных», Париж, 1547—49).

  5. Источник: Энциклопедический словарь