Большая Советская энциклопедия

    учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма. Выяснение во 2-й половине 19 в. сущности процессов оплодотворения и клеточного деления — Митоза, а также возникновение механики развития (см. Онтогенез) сделали очевидной несостоятельность учения о развитии как о процессе полного новообразования частей организма из бесструктурных половых клеток (см. Эпигенез), под влиянием лишь внешних условий (см. Эктогенез)или каких-то нематериальных целенаправленных факторов (см. Витализм).Учение об индивидуальности заключённых в ядрах клеток хромосом (См. Хромосомы) и их роли в процессах оплодотворения и наследования породило в конце 19 в. много гипотетических теорий наследственности (См. Наследственность) и развития, носившие в той или иной степени преформистский характер. С возникновением в начале 20 в. генетики (См. Генетика) эти гипотезы получили серьёзное научное обоснование. Было показано, что половые клетки — Гаметы— содержат материальные структуры — Гены, передающиеся из поколения в поколение и определяющие признаки развивающихся организмов. В 50-х гг. 20 в. с выяснением химической природы генов и механизмов хранения и передачи генетической информации (См. Генетическая информация)(в соответствии с которой и осуществляется процесс развития каждого вида и особи) получила научное завершение многовековая и противоречивая история преформационных представлений в биологии. Поэтому не следует отождествлять современный П. с первыми, наивными представлениями о существовании в половых клетках готовых, полностью сформированных зародышей (см. Преформация).

    Подлинная материалистическая теория органического развития не ограничивается допущением лишь преформированных структур, но должна учитывать и эпигенетические факторы развития, осуществляя их диалектический синтез.

    Лит.: Гексли Дж. С., Вер Г. Р. де, Основы экспериментальной эмбриологии, пер. с англ., М. — Л., 1936; Вильсон Э., Клетка и ее роль в развитии и наследственности, пер. с англ., т. 2, М. — Л., 1940; Равен Х., Оогенез. Накопление морфогенетической информации, пер. с англ., М., 1964; Дэвидсон Э., Действие генов в раннем развитии, пер. с англ., М., 1972.

    А. Е. Гайсинович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. преформи́зм;
    2. преформи́змы;
    3. преформи́зма;
    4. преформи́змов;
    5. преформи́зму;
    6. преформи́змам;
    7. преформи́зм;
    8. преформи́змы;
    9. преформи́змом;
    10. преформи́змами;
    11. преформи́зме;
    12. преформи́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПРЕФОРМИЗМ (от лат. praeformo - предобразую) - учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Возник на базе господствовавшего в 17-18 вв. представления о преформации, согласно которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или сперматозоиде (анималькулисты). Современная теория органического развития, допуская преформированные структуры (напр., ДНК), учитывает и эпигенетические факторы развития (см. Эпигенез).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    биол. preformation

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Медицинская энциклопедия

    (лат. praeformo заранее образовывать)

    учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих формирование всех признаков организма; П. прошел в своем развитии ряд стадий от предположения о наличии в половых клетках практически сформированных организмов (овизм, анималькулизм) до современных генетических теорий.

  9. Источник: Медицинская энциклопедия



  10. Биологический энциклопедический словарь

    ПРЕФОРМИЗМ

    (от лат. praeformo — заранее образую, предобразую), учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма. Преформистские взгляды складывались в течение длит, времени. До 18 в. в биологии господствовало мнение о наличии в зачатковых клетках полностью сформированного зародыша (учение о преформации). Первые микроскописты 17 в. (Я. Сваммердам, М. Мальпиги, А. Левенгук и др.) полагали, что зародыш находится уже в сформированном состоянии в яйце (овизм) или семени (анималъкулизм), а в процессе развития происходит лишь увеличение в размерах и уплотнение прозрачных, ранее невидимых тканей. Преформистские взгляды в своей крайней форме основывались на догме изнач. творения живых существ (см. КРЕАЦИОНИЗМ) и заложенных в них зачатков зародышей всех будущих поколений («вложение зародышей»). В дальнейшем учение о преформации развивали противники идеи самозарождения и др. механистич. теорий развития (А. Галлер, Ш. Бонне, Л. Спалланцани и др.). Во 2-й пол. 18 в. под влиянием данных о нарушениях развития, о наследуемости как материнских, так и отцовских индивид, признаков и о способности организма к регенерации стало преобладать учение о развитии организмов как о последоват. новообразованиях (см. ЭПИГЕНЕЗ). Это учение развивалось П. Мопертюи, Ж. Б. Бюффоном и особенно К. Вольфом, описавшим процессы развития растений и куриного зародыша. Во 2-й.пол. 19 в.,в связи с выяснением сущности процессов оплодотворения и клеточного деления (митоза), а также возникновением теорий наследственности и механики развития, вновь возродились преформистские взгляды. Была показана несостоятельность эпигенетич. представлений о развитии под влиянием лишь внешних условий (см. ЭКТОГЕНЕЗ) или каких-то нематериальных факторов (см. ВИТАЛИЗМ). Учение об индивидуальности заключённых в ядрах клеток хромосом и их роли в процессах оплодотворения и наследования породило в кон. 19 в. гипотетич. теории наследственности, носившие в той или иной степени преформистский характер. С возникновением генетики эти гипотезы получили серьёзное науч. обоснование. В сер. 20 в. с выяснением химич. природы генов, механизмов хранения и передачи наследств, информации получила науч. завершение многовековая и противоречивая история преформистских представлений в биологии. Материалистич. теория органич. развития не ограничивается допущением лишь преформированных структур, но и учитывает эпигенетич. факторы развития.

    .

  11. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  12. История Философии: Энциклопедия

    ПРЕФОРМИЗМ

    (от лат. prae — пред, перед и forma — форма, вид: praeformo — заранее формирую, предобразую) — концепция развития организма как разворачивания заложенных в зародышевых структурах свойств. В качестве альтернативной П. концепции в истории европейской культуры выступает концепция эпигенеза, согласно которой развитие организма может быть рассмотрено как процесс становления новых качеств (классическая концепция эпигенеза Аристотеля, виталистическая — У.Гарвея, механистическая — Декарта и др.). В своей эволюции П. восходит к античности (Гиппократ, Анаксагор и др.). Согласно учению о гомеомериях Анаксагора, semen человека включает в себя — в автохтонной, но миниатюрной форме — сосуды, сухожилия, кости, ногти, волосы и т.п., которые в ходе взросления лишь актуализируются, становясь видимыми. В эпоху Возрождения П. был рефлексивно осмыслен как альтернатива креационистским представлениям о жизни. Аналогично трактовался П. и в Новое время: так, с точки зрения Р.Левенгука, эмбрион еще до оплодотворения представляет собой — в яйце или семени — полностью сформированный организм, который может быть наблюдаем с помощью увеличительных приборов; согласно Мальбраншу, взросление понималось не как развитие, но как количественный рост. В 18 в. П. получил новый импульс развития, поскольку естествознанием была доказана несостоятельность идеи ‘самозарождения жизни’ (А.Галлер, Ш.Бонне, Л.Спалланцани и др.); мутационные отклонения в этом контексте механистически объясняли на основании ньютоновского принципа всемирного тяготения (Ж.Бюффон, Дидро). В монадологии Лейбница идея П. обретает статус универсального методологического принципа, будучи экстраполированной на мировой процесс в целом (см.МОНАДА). Формирование в биологии клеточного учения и — позднее — выявление роли гена в процессах репродукции послужили поводом оформления ‘цитологического П.’, во многом предвосхитившего современную идею о хромосомах как материальном носителе информации о взрослом организме. Синтетическая теория эволюции, опирающаяся на достижения современной генетики, преодолевает дихотомию П. и эпигенеза, полагая онтогенез двусторонним процессом, детерминантами которого выступают как наследственные признаки (актуализация которых, однако, рассматривается как процесс качественных изменений организма), так и факторы внешней среды, приводящие к его изменениям (приспособительного, мутагенного и т.п. характера). Первым прецедентом подобного интегрального взгляда на развитие организма является позиция Канта по этому вопросу, основанная на отказе и от крайностей П., и от виталистического эпигенеза и опирающаяся на идею ‘родовой преформации’, разработка которой Кантом являет собой классический пример прогностической проработки философией понятийного аппарата естествознания.

  13. Источник: История Философии: Энциклопедия



  14. Философская энциклопедия

    ПРЕФОРМИЗМ

    (от лат. praeformo — заранее образую, предобразую), учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих осн. черты развития и строения организмов следующего поколения. Наивно-преформистские идеи впервые получили выражение у Гиппократа и Анаксагора (в учении о гомеомериях), но были вытеснены учением Аристотеля об эпигенезе, согласно которому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путём серии последоват. новообразований. Эпигенетич. представления господствовали в период поздней античности и в ср. века. Непосредств. предшественником совр. П. было учение о преформации (предобразовании), возникшее в эпоху Возрождения как реакция на ср.век. представления о господстве в организме «жизненной силы». В 17 в. раннепреформистские концепции были конкретизированы на данных микроскопии А. Ле-венгуком, М. Мальпиги и Я. Сваммердамом, ошибочно считавшими, что, наблюдая зародыш, "видеть" сформировавшиеся части (органы, ткани, структуры) взрослого организма. Из учения о преформации, носившего механико-материалистич. характер, делались креационистские выводы: предполагалось, что все будущие поколения как бы вложены в зародышевые клетки «впервые созданных» организмов. В монадологии Лейбница концепция преформации была распространена на всю эволюцию мироздания, т. е. приобрела методология, значение. В работах преформистов 18 в. (Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спалланцани) учение о преформации вылилось в отрицание новообразований в ходе историч. бытия организмов и стало одним из краеугольных камней метафизич. картины мира. В течение 18 — нач. 19 вв. П. был постепенно вытеснен эпигенетич. представлениями, сторонники которых, однако, нередко отбрасывали и то ценное, что содержалось в работах преформистов: идею развития на базе детерминированных и относительно консервативных наследств. структур. Упадок П. продолжался до 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., когда благодаря созданию теории индивидуальности хромосом и выяснению сущности процессов клеточного деления, оплодотворения, эмбриогенеза и наследств. передачи спор между П, и эпигенезом был поставлен на принципиально новую почву. Совр. концепция онтогенеза включает элементы как П., так и эпигенеза. Генетич. информация, содержащаяся в зиготе, детерминирует норму реакции организма в ходе его развития. Новое в процессе развития организма возникает как благодаря непрерывному переходу организации зародыша на более высокий уровень, так и мутациям, вносящим в онтогенез принципиально новые компоненты.

    Равен X., Оогенея. Накопление морфогенетич. информации, пер. с англ., М.,1964; Дэвидсон Э., Действие генов в раннем развитии, пер. с англ., М.,1972; Bandlow E., Philosophische Aspekte in der Entwicklungsphysiologie der Tiere, Jena, 1970.

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Энциклопедический словарь

    преформи́зм

    (от лат. praeformo — предобразую), учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Возник на базе господствовавшего в XVII—XVIII вв. представления о преформации, согласно которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или сперматозоиде (анималькулисты). Современная теория органического развития, допуская преформированные структуры (например, ДНК), учитывает и эпигенетические факторы развития (см. Эпигенез).

    * * *

    ПРЕФОРМИЗМ

    ПРЕФОРМИ́ЗМ (от лат. «praeformo» — предобразую), одно из ранних учений об индивидуальном развитии организмов, представляющее его как процесс «развертывания» готовых зачатков. Возник в начале 18 века после открытия половых клеток. Процесс развертывания зачатков в трудах преформистов назывался «эволюция». Одни из них (анималькулисты(см. АНИМАЛЬКУЛИСТЫ)) считали местом хранения зачатков сперматозоиды, другие (овисты(см. ОВИСТЫ)) — яйцеклетки. Наиболее известный сторонник овизма Ш. Бонне(см. БОННЕ Шарль), наблюдая за партеногенетическим размножением тлей, сформулировал теорию «вложенных зачатков», согласно которой любая особь включает в себя зачатки всех последующих поколений.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Начала современного естествознания

    (от лат.praeformare — пробразую) — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающейся особи, т. е. фактически развитие сводится к физическому росту готовой (предопределенной природой) особи. Противоположное учение — эпигенез. Современные теории органического развития допускают сочетание преформистских и эпигенетических факторов.

  19. Источник: Начала современного естествознания



  20. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (от лат. praeformo - предобразую), учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Возник на базе господствовавшего в 17-18 вв. представления о преформа-ции, согласно к-рому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или сперматозоиде (анималькулисты). Совр. теория органич. развития, допуская преформированные структуры (напр., ДНК), учитывает и эпигенетич. факторы развития (см. Эпигенез).

  21. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  22. Энциклопедия социологии

    (от лат. praeformo - образую заранее) - англ. preforma-tion; нем. Praformation. 1. Учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и его признаков. 2. Подход к изучению общества (по аналогии с организмом), согласно к-рому изменения, происходящие в соц. системе, могут быть полностью сведены к имеющимся в ней функциональным особенностям.

  23. Источник: Энциклопедия социологии



  24. Большой Энциклопедический словарь

  25. Источник: