(Αιγίς) — в греч. мифологии атрибут Зевса, Афины и Аполлона, как божеств грозных атмосферных явлений, символизующий грозовую тучу. В "Илиаде" она называется то "блестящею", то "темною"; она наводит ужас и даже молния не в силах одолеть ее. Наряду с этим представлением, сохраняющим следы первоначальной природной символики, Э. считается произведением Гефеста. В руках "эгидодержавного"Зевса Э. — не оборонительное и не наступательное оружие, а символ ужаса, который бог наводит на своих врагов. Позднее видели в Э. "козью" шкуру, принадлежавшую козе Амальтее, — оружие Зевса в борьбе его с титанами. В произведениях искусства Э. изображалась как кожаный щит с узорами, напоминающими металлические украшения, и змеями. Э. Афины также имела космическое значение, поскольку названная богиня считалась олицетворением небесной атмосферы и ее грозных явлений (см. Паллада). Э. Афины снабжалась головой Горгоны.
(от греч. aigis, род. п. aigidos)
в древнегреческой мифологии щит Зевса—символ покровительства и гнева богов. «Под эгидой» — под защитой, под покровительством.
ЭГИ́ДА, -ы, ж.: под эгидой (книжн.): 1) чего, под защитой, покровительством чего-н. Под эгидой закона; 2) кого-чего, в знач. предлога с род. п., под руководством, будучи подчинённым кому-чему-н. Действовать под эгидой наблюдателей.
-ы, ж. книжн.
под эгидой {чьей} под защитой, под покровительством кого-, чего-л., под руководством кого-л. Репертуар театра под эгидой А. Ф. Корша начал заметно мельчать. Юрьев, Записки.
[От греч. α’ιγίς, α’ιγίδος — название щита бога Зевса в древнегреческой мифологии]
ЭГИ́ДА, эгиды, мн. нет, жен. (греч. aigis - название щита верховного бога Зевса в древнегреческой мифологии) (книжн.). Защита, покровительство, преим. в выражении: Под эгидой. «Но он был под двойной эгидой пищеварения и дремоты, и оттого не почувствовал рикошета этих взглядов.» Гончаров. «Под эгидой мудрой и снисходительной власти.» А.Тургенев.
I
ж.1.
Название щита Зевса, Афины, реже - Аполлона (в древнегреческой мифологии).
2.
перен.То, что служит прикрытием, щитом.
II
ж.Защита, охрана, покровительство.
ЭГИДА (от греч. aigis - родительный падеж aigidos), в древнегреческой мифологии щит Зевса, символ покровительства и гнева богов. "Под эгидой" - под защитой, покровительством, руководством.
ЭГИДА (от греческого aigis, родительный падеж aigidos), в древнегреческой мифологии щит Зевса, символ покровительства или гнева богов. "Под эгидой" - под защитой, покровительством, руководством.
Символ защиты, охраны, плодородия. Эгиду одевали, когда брали в руки щит. Является атрибутом Зевса (Юпитера). Изготовлялась из шкуры козла, вскормившего Зевса Диктинноса. Эмблема Афины (Минервы) и египетской Басты. Эгиду носит и Ахиллес. См. также щит.
жен. aegis под эгидойэгид|а - ж. aegis;
под ~ой кого-л., чего-л. under the aegis of smb., smth.
эгида ж: под эгидой высок. unter der Ägide, unter der Schirmherrschaft
ж
под эгидой высок. — unter der Ägide, unter der Schirmherrschaft
ж. книжн.
égide f
под эгидой — sous l'égide
ж. книжн.
égida f, egida f
под эги́дой — bajo la égida
ж.
egida
под эгидой(+ Р) — sotto l'egida(di)
<ЭГИ́ДА> -ы; ж. [от греч. aigis (aigidos)] Книжн.
◊ Под эги́дой чьей-л. Под защитой, под покровительством кого-, чего-л.; под руководством кого-л. Быть под эгидой закона. Действовать под эгидой ООН. ● По названию щита бога Зевса в древнегреческой мифологии.
* * *
эги́да(от греч. aigís, родительный падеж aigídos), в древнегреческой мифологии щит Зевса и Афины, символ покровительства и гнева богов. «Под эгидой» — под защитой, покровительством, руководством.
* * *
ЭГИДАЭГИ́ДА (от греч. aigis, родительный падеж aigidos), в древнегреческой мифологии щит Зевса, символ покровительства и гнева богов. «Под эгидой» — под защитой, покровительством, руководством.
• Aegis,
αιγίς, ίδος, наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100 кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную Э.; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть производимо от корня ΑΙΓ и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и щит Зевса, который поэтому называется αιγίοχος, αιγιδου̃χος, эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит Э.; в исключительных случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве этого слова от αιξ, коза, и о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив, позднейшие сказания делают это значение основным и, выходя от обычая диких народов употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы — своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее представление об Э., как исключительной принадлежности Афины, произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже у Гомера весьма часто Афина носит Э. своего отца. На изображениях Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи. Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой Э. тем, что ливийские девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору (3, 70), Э. была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь, опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его и шкуру его сделала своим щитом.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.