Большая Советская энциклопедия

    (от Прото... и франц. Renaissance — Возрождение)

    этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения (См. Возрождение); термин «П.» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля (См. Романский стиль). Формам готики (См. Готика)зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении Треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).

    Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 — Искусство Проторенессанса, М., 1956.

    Джотто. «Аллегория Непостоянства».Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. 1304—06.

    Мастер Римской школы. «Явление Франциска Ассизкого во время проповеди Антония Падуанского в Арле». Фреска в верхней церкви Сен-Франческо в Ассизи.Около 1300—04.

    Арнольфо ди Камбио. Фигурка дьякона. Деталь гробницы кардинала де Брей в церкви сан-Доменико в Орвието.Мрамор.Около 1282.

    Джотто. «Смерть Франциска Ассизкого». Деталь фрески капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1320—25.

    Джотто. «Мадонна во славе». 1310—20. Галлерея Уффици.Флоренция.

    Джованни Пизано. «Сивилла». Угловая фигура кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

    Пьетро Каваллини. «Апостолы».Фрагмент фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме. Около 1293.

    Никколо Пизано. «Распятие». Рельеф кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265—68.

    Никколо Пизано. «Аллегория Любви». Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПРОТОРЕНЕССАНС (от прото... и Ренессанс) - период истории итальянского искусства (13 - нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ПРОТОРЕНЕССАНС (от прото... и Ренессанс), период истории итальянской культуры (13 - начала 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античным традициям (творчество Данте, Н. Пизано, Джотто).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Проторенесса́нс

    (от прото... и Ренессанс), период истории итальянского искусства (XIII — начала XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

    * * *

    ПРОТОРЕНЕССАНС

    ПРОТОРЕНЕССА́НС (от прото...(см. ПРОТО... (часть сложных слов)) и Ренессанс(см. РЕНЕССАНС)), период истории итальянского искусства (13 — нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Самый ранний этап в развитии искусства Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Ранее всего искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре, а затем в живописи. В ней особо ощутимо светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам.

    Творчество поэта Данте(см. ДАНТЕ Алигьери), зодчего Арнольфо ди Камбио(см. АРНОЛЬФО ДИ КАМБИО), скульптора Никколо Пизано(см. ПИЗАНО), живописцев Пьетро Каваллини(см. КАВАЛЛИНИ Пьетро) и особенно Джотто(см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ) во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ПРОТОРЕНЕССАНС
    ПРОТОРЕНЕССАНС (от прото... и Ренессанс) - период истории итальянского искусства (13 - нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: