Крестово-купольный храм в словарях и энциклопедиях
тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии. В классическом варианте К.-к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается Барабан, перекрытый Куполом; переходом от арок к барабану служат Паруса.Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию К.-к. х. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера К.-к. х. с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи,
Тип К.-к. х., возникнув в 6 в., окончательно сформировался в 9—12 вв. в константинопольской школе (см. Византия).В др. школах византийского зодчества развились варианты К.-к. х.: храмы с куполом на тромпах (См. Тромпы), укрепленных на восьми опорах; храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены; храмы, в которых добавлены по два столба со стороны апсид (См. Апсида) и входа (в средневековой Греции). Известны также К.-к. х. с куполами, перекрывающими рукава креста, и др.
В. М. Полевой.
Крестово-купольный храм. Аксонометрия.
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.
тип христианского храма, сложившегося в зодчестве Византии. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами ии сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. В разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.Источник:"Архитектурный словарь"
кресто́во-ку́польный храм
тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии и широко распространившийся в древнерусском зодчестве X—XVI вв.; купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.
* * *
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМКРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНЫЙ ХРАМ, тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Крестово-купольные храмы начинают преобладать в церковной архитектуре Византии с 9 в. Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.
Крестово-купольный храм - имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод с куполом в световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, перекрытые сводами. Крестово-купольный храм имеет трехнефный или пятинефный вариант
Источник: " СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов"
(принят Постановлением Госстроя России от 27.12.1999 № 92)