Большая Советская энциклопедия

    I

    Ска́лбе

    Арвидс (р. 1.3.1922, Яуплат-гале, ныне Пыталово Псковской области), латышский советский поэт. В 1941 окончил педагогический институт в Резекне, учительствовал, с 1953 на журналистской работе. Печатается с 1947. Автор сборников стихов «Журавли прилетели» (1956), «Дикая яблоня» (1959), «Стихи» (1963), «Серебристая отцовская тропа» (1972). Сдержанная, лаконичная поэзия С. стилистически близка к латышскому фольклору.

    Соч.: Atskalas, Rїga, 1967; Skandine, Rїga, 1970; в рус. пер. — Горение, М., 1960; Дни, Рига, 1968.

    Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviešu literaturas vesture, sej. 6, Rїga, 1962.

    II

    Ска́лбе

    Карлис (7.11.1879, Вецпиебалгская волость, ныне Цесисский район, — 14.4.1945, Стокгольм), латышский писатель. Был батраком, учителем, журналистом. Печатался с 1896. Первые сборники стихов «Мечты узника» (1902), «Когда яблони цветут» (1904) проникнуты предчувствием революционных событий. В дальнейшем творчество С. приобретает индивидуалистически-пассивный характер: сборники «Сердце и солнце» (1911), «Вечерние огни» (1927) и др. С. — крупнейший мастер литературной сказки в латышской досоветской литературе: сборники «Смиренные духом» (1911), «Зимние сказки» (1913), «Легенда матери» (1928). Сказки эти идейно противоречивы. Общественная позиция С. связана с идеологией буржуазного национализма. В 1944 эмигрировал.

    Соч.: Kopoti raksti, sej. 1—10, Rїga, 1938—39; в рус. пер. — Сказки. [Предисл. Я. Судрабкална], М., 1961.

    Лит.: История латышской литературы, т. 1, Рига, 1971; Latviešu literaturas vesture, sej. 4, Rїga, 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Скалбе

    СКАЛБЕ Карл (Karlis Skalbe, 1879—) — латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к заключению в крепость. По образовании латвийского национального (буржуазного) государства был дважды избран депутатом в парламент но списку демократического центра.

    Первый сборник стихов «Мечты узника» (Cietumnieka sapņi, 1902) отличается свежестью чувства и силой протеста против обыденной действительности. Революционная романтика и мечтательная идеализация деревенской жизни красочно переплетены в последующей книге стихов С. «Цветение яблонь» (Kad abeles zied, 1904). Эти первые книги стихов, а также сказочная повесть «Как я отправлялся свататься к дочери Севера» (Ka es braucu Ziemeļmeitas lukoties, 1904) оказали значительное влияние на молодежь своим бунтарским отношением к мещанству. Однако протест С. отличался неясностью содержания и неустойчивостью, свидетельствуя о мелкобуржуазной природе творчества С. В период реакции С. стал провозглашать «бегство от жизни» и индивидуализм в художественном творчестве. В книге «Картины войны» (Kara gleznas, 1914) С. под личиной мнимой аполитичности призывает к защите «родины» и царизма. Толстовское непротивление злу, проповедь самоотречения и самопожертвования — главный мотив его книги «Зимние сказки» (Ziemas pasakas, 1913). Этот же мотив пронизывает многие его сборники стихов и прозы, особенно сказок, к-рые в художественном отношении не уступают сказкам Андерсена. Идея непротивления злу и проповедь рабской покорности в противовес революционной борьбе у С. возведена в степень религиозного экстаза в книге стихов «Дыхание травы» (Zales dvasa, 1931). Состоя долгое время членом редакции крупнокапиталистическои газеты, С. становится одним из реакционных поэтов латышской буржуазии, причем его творчество мельчает. С. можно считать одним из представителей неороматизма. С. перевел на латышский язык несколько небольших произведений Тургенева, Л.Толстого, повести Пушкина, Гамсуна и Уайльда.Библиография:

    Kopoti raksti ar A.Birkerta biografiski-kritisku skici, 6 vv., Riga 1922—1923.

  3. Источник: Литературная энциклопедия