Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Torquemada, 1420—1498) — великий инквизитор Испании. Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Т. поступил в доминиканский орден, в 1459 г. сделался приором одного из важнейших монастырей в Сеговии, а потом — духовником кастильской принцессы Изабеллы. Он способствовал возведению ее на трон и заключению ею брака с Фердинандом Арагонским, на которого также оказывал огромное влияние, благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности. Влиянию его подчинялся и папа. Главною задачей Т. было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции (см. соотв. статью), причем проявил чудовищную жестокость и фанатизм. В 1483 г. Т. был назначен "великим инквизитором" Кастилии, а затем и Арагонии. Изгнание мавров и евреев из Испании, конфискация имущества осужденных инквизицией, сожжение еретиков на кострах — таковы были результаты деятельности Т., способствовавшего материальному и умственному упадку испанского народа.

    В. П—ий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Торквемада, Торкемада (Torquemada) Томас (около 1420, Вальядолид, ‒ 16.9.1498, Авила), глава инквизиции в Испании. Монах-доминиканец. Духовник королевы Изабеллы, назначенный в 1483 великим инквизитором Кастилии и Арагона, в 1486 ‒ также Валенсии и Каталонии. Составил инквизиционный кодекс и процедуру инквизиционного суда, разработал организационную структуру органов инквизиции. Отличался исключительной жестокостью, ввёл в массовую практику аутодафе (при нём было казнено более 10 тыс. чел.). Инициатор преследований мусульман и евреев (добился изгнания последних из Испании в 1492).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Torquemada, Tomas de) (1420-1498), церковный деятель, первый Великий инквизитор Испании, родился ок. 1420 в Торквемада (близ Вальядолида). Он приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемада и, возможно, происходил из еврейской семьи. В раннем возрасте поступил в доминиканский монастырь в Вальядолиде и ок. 1451 стал приором доминиканского монастыря Санта Крус близ Сеговии. Молва прославляла его милосердие и крайний аскетизм, и Изабелла Кастильская выбрала его своим исповедником. Его внимание очень рано привлекла проблема conversos - евреев, принявших христианство или происходивших от крещеных родителей. Испанская знать кичилась чистотой происхождения и ортодоксальностью веры. Изабелла, правившая вместе с Фердинандом Арагонским с 1474, дала себя убедить в том, что испанские евреи представляют угрозу для церкви и государства. Чтобы решить эту проблему, власти воспользовались инквизицией, восстановив и усовершенствовав ее механизм. Испанская инквизиция была учреждена папской буллой от 1 ноября 1478; активные допросы начались в 1480, а в феврале 1481 состоялось первое аутодафе. В августе 1483 папа Сикст IV назначил Торквемаду главным инквизитором Кастилии и Леона, а в октябре распространил его власть на Арагон, Каталонию и Валенсию. Для координации деятельности Священной инквизиции с работой королевской полиции был создан высший совет, который возглавил сам Торквемада. В 1486 папа Иннокентий VIII, а затем, в 1494, папа Александр VI еще более расширили полномочия Торквемады. Этой деятельности Торквемада посвятил остаток своей жизни. За учреждением инквизиции последовал целый ряд исходивших непосредственно от Великого инквизитора особых инструкций (1484, 1485 и 1498), которыми регулировалось применение пыток (с целью обеспечить их большую эффективность и единообразие), устанавливался порядок делопроизводства и обжалования приговоров, которые почти не оставляли надежды на спасение для обвиняемых. Торквемада как глава инквизиции снискал репутацию чрезвычайно жестокого преследователя "врагов веры": по оценкам большинства историков, в период между 1481 и 1504 инквизиция сожгла на кострах около двух тысяч человек. С захватом Гранады в январе 1492 завершился процесс объединения Испании под властью Фердинанда и Изабеллы. За этим последовал эдикт от марта 1492, по которому всем евреям предписывалось покинуть Испанию; на проведении этого курса решительно настаивал Торквемада, и дело ускорило "разоблачение" мнимого факта ритуального убийства несколькими евреями христианского ребенка - "святого младенца из Ла Гуардиа". Некий Бенито Гарсиа, крещеный еврей, в 1490 подвергся разбойному нападению, и в его котомке были обнаружены украденные Св. Дары; рассказ о распятии младенца был получен от него под пыткой. Суд решил, что евреи осуществляли магические ритуалы, в которых использовалось сердце младенца и Св. Дары. Испанская корона и церковь крупно нажились за счет конфискаций и присвоения имущества еретиков и евреев, вынужденных бежать из страны. Сам Торквемада, потерпев неудачу в попытке организовать преследование ряда епископов и проиграв борьбу за достижение большей независимости от Рима, скончался в Авиле 16 сентября 1498.

    См. также ИНКВИЗИЦИЯ.

    ЛИТЕРАТУРА

    История инквизиции, тт. 1-3. М., 1994 Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Торквема́да Томас

    (Torquemada) (около 1420 — 1498), с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор преследований мусульман и евреев (евреи были изгнаны из Испании в 1492).

    * * *

    ТОРКВЕМАДА Томас

    ТОРКВЕМА́ДА (Torquemada) Томас (ок. 1420—98), с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).

  7. Источник: Энциклопедический словарь