Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Антон Marty, род. в 1847 г.) — немецкий лингвист, проф. в Праге. Главные труды его: "Ueber den Ursprung der Sp rache" (1875), "Die Frage nach der geschichtlichen Entwickejung des Farbensinns" (1879), "Ueber subjektlose Sätze und das Verhältniss der Grammatik zur Logik u. Psychologie" (1885), "Ueber Sprachreflex, Nativismus u. absichtliche Sprachbildung" (1686—90).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Марти-и-Перес (Martí у Pérez) Хосе Хулиан (28.1.1853, Гавана, — 19.5.1895, Дос-Риос, провинция Орьенте), кубинский революционер и писатель, идеолог и организатор освободительной борьбы против испанского господства. Национальный герой Кубы. Родился в семье военнослужащего. С 16 лет посвятил себя революционной деятельности. В 1870 был арестован и выслан в Испанию. Изучал философию, литературу и право в Мадридском и Сарагосском университетах. С 1875 жил в Мексике, Гватемале. Вернувшись на Кубу (1879), участвовал в подготовке восстания против испанского гнёта, за что был снова выслан в Испанию. В 1880—95 находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, обличавшие агрессивные планы и политику правящих кругов США. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций М. создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 на Кубе национально-освободительного восстания. Центральным органом КРП была основанная М. газета «Патрия» («Patria»). В апреле 1895 М. вернулся на Кубу для непосредственного участия в восстании; спустя месяц погиб в бою с испанцами.

    Практическую революционную деятельность М. сочетал с глубокой теоретической разработкой вопросов революции и национальной независимости. М. предупреждал об опасности для независимости латиноамериканских стран со стороны североамериканских монополий. Философские взгляды М. претерпели эволюцию от эклектизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выразившегося в его «Философских идеях», к материалистическому монизму.

    Литературное наследие М. почти целиком связано с его общественной деятельностью. Его первое произведение — романтическая драма «Абдала» (1869) — пронизано протестом против рабства. В сборниках стихов «Исмаелильо» (1882), «Простые стихи» (1891), «Свободные стихи» (издан 1913) М. воспел простые и искренние человеческие чувства, противопоставленные им миру зла и несправедливости. Новаторская лирика М. предвосхитила латиноамериканскую поэзию 20 века. В его публицистическом наследии воплощены богатые жизненные наблюдения, революционно-демократические, философско-социальные идеи.

    Соч.: Obras completas, v. 1—27, La Habana, 1963—65: в русском переводе — Избранное, предисловие В. Столбова, М., 1956; [Стихи], в сборнике: Кубинская поэзия, М., 1959; [Стихи], в книге: Солдаты свободы, М., 1963; Североамериканские сцены, предисловие В. Столбова, М., 1963.

    Лит.: Леучсенринг Э., Хосе Марти — антиимпериалист, перевод с испанского, М., 1962; Визен Л., Хосе Марти, М., 1964; Терновой О., Хосе Марти, М., 1966; Маринельо Х., Х, Марти — испано-американский писатель, М., 1964; Шишкина В. И., Социально-политические взгляды Хосе Марти, М., 1969; [Шур Л. А.], Хосе Марти. Био-библиографический указатель, М., 1955; Martinez Estrada E., Marti revolucionario, t. 1, La Habana, 1967.

    Э. Л. Нитобург, В. С. Столбов.

    Х. Марти.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МАРТИ

    (Martí), Перес Хосе (28 янв. 1853 – 19 мая 1895) – нац. герой Кубы, философ, поэт и публицист. Род. в Гаване, в семье сержанта артиллерии. Уже в школьные годы воспевал независимость родины и за поэму "Абдула" был выслан в Испанию (1870). Изучал философию и право в Сарагосском университете. Затем жил в Мексике, в 1879 читал лекции по философии в педагогич. ин-те в Гватемале. Еще в Испании (1870–74) М. опубликовал ряд работ, среди которых "Политическая тюрьма на Кубе" ("El presidio politico en Cuba", 1871, нов. изд. 1953) и "Испанская республика перед кубинской революцией" ("La Republica española ante la revolución cubana", 1873) представляют собой важный этап в формировании его революц.-демократич. программы, к-рая способствовала подготовке революции 1895–98 – самой демократич. из всех нац.-освободит. войн прошлого века в Лат. Америке.

    М. принимал деятельное участие в создании Кубинской революц. партии (1892), разработал ее программу, руководил изданием печатного органа партии – газ. "Patria" ("Родина"), на страницах к-рой вел пропагандистскую работу по подготовке всенар. борьбы против испанского ига (1895). М. погиб в бою c испанцами.

    Практич. революц. деятельность М. сочетал с глубокой теоретич. разработкой вопросов революции и нац. независимости. "Проблема независимости, – писал М., – состоит не только в смене форм правления, но и в изменении его духа" (Избранное, М., 1956, с. 169). В своих работах M. раскрывал социальное значение революц. борьбы, обосновывал необходимость глубокого изучения действительности для определения будущих форм социальной организации. "Чтобы управлять хорошо, – писал он, – надо знать, кем и где ты управляешь, и хороший правитель... тот, кто знает, из каких элементов состоит население его страны, как их можно объединить и какими методами, при помощи каких учреждений, порожденных самою страной, можно вести народ к великой цели... Правительство должно быть детищем страны, дух правления должен быть духом ее народа" (там же, с. 166). Еще в конце прошлого века M. предупреждал об опасности для независимости лат.-амер. стран со стороны сев.-амер. империализма.

    Хотя в целом объяснение исторического развития у М. носит идеалистич. характер, в решении ряда вопросов обнаруживается явно материалистич. тенденция. Так, М. утверждает, что "жизнь человека и народов основывается на удовлетворении их материальных потребностей" (цит. по журн. "Вопр. филос", 1959, No 2, с. 136) и что литература, философия и религия изменяются вместе с условиями существования людей (см. тамже).

    Филос. взгляды М. претерпели эволюцию от эклектизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выразившегося в его "Филос. идеях", к материалистич. монизму. Уже в этом соч. М. обрушивается на схоластику и фактически исключает вмешательство бога в дела природы. В дальнейшем, при объяснении происхождения Земли, человека и т.п., М. придерживается в основном науч., материалистич. позиции. Стремясь найти правильный подход к решению мировоззренч. проблем науки, М. подвергает резкой критике, с одной стороны, вульгарный материализм, с другой – спиритуализм. Критикуя вульгарный материализм, "материализующий" психическое, М. считал заслугой науки успешное преодоление этого взгляда. М. защищает подлинно материалистич. концепцию происхождения жизни: "жизнь возникла из примитивной клетки", а мир в целом "...не был сотворен, а является таковым в результате непрерывного развития" (там же, с. 134).

    Согласно М., философия – это наука, изучающая "причины вещей, их различия, их аналогии, их взаимоотношения" (Obras completas; v. 2, Havana, 1946, p. 410). Природа, под к-рой он понимал все существующее, составляет единств. источник философии. М. выступил против попыток навязывать природе законы, выдуманные человеком: "Законы вещей должны быть выведены из наблюдения самих вещей" (там же, р. 412). Для познания истины философия, согласно М., обладает двумя основными средствами – наблюдением и рассуждением. Интуиция – это лишь вспомогат. средство. Вера в могущество познават. способностей человека выражена в словах М. о том, что над землей "...господствует лишь сила человеческого разума" (там же, v. 1, р. 743).

    Лит.: Терновой О. С., Выдающийся кубинский мыслитель Хосе Марти, "Вопр. философии", 1959, No 2; История философии, т. 4, М., 1959; Леучсенринг Э. Р. де, Хосе Марти – антиимпериалист, пер. с исп., М., 1962; Хосе Марти. Библиографич. указатель, составитель Л. А. Шур, М., 1955; Sarausa F. P., Bibliografia Martiana. 1853–1956, La Habana, 1956.

    А. Бургете. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Martí), Аугусто Фарабундо (ок. 1890 - 1.II.1932) - деятель рабочего движения Сальвадора. Род. в состоятельной крест. семье. Изучал право в ун-те Сан-Сальвадора. Передал доставшуюся ему по наследству землю батракам и крестьянам. Активно участвовал в студенч. движении. В 1929 участвовал в вооруж. борьбе никарагуанского народа против гнета амер. империалистов. Вернувшись в Сальвадор, возглавил компартию (1930). Его деятельность в партии способствовала усилению борьбы пролетариата и крестьянства за свои права. М. был арестован (1931). Однако нар. движение в защиту М. и проведенная им 21-дневная голодовка вынудили власти освободить его. В конце 1931 был выслан из страны. В 1932 во время нар. восстания М. вернулся в Сальвадор, был схвачен полицией и расстрелян.

    2

    .

    (Martí), Хосе (28.I.1853 - 19.V.1895) - кубинский революционер, идеолог и организатор освободит. борьбы против исп. колон. господства, поэт, публицист, педагог. Род. в Гаване в семье военнослужащего. Еще в школьные годы откликнулся на нац. восстание 1868-78 (т. н. "Десятилетняя война"), написав драму "Абдала", за к-рую был заключен в тюрьму, а в 1870 выслан в Испанию. Изучал философию, лит-ру и право в Мадридском и Сарагосском ун-тах. Затем жил в Мексике и Гватемале. В брошюре "Гватемала" (1874) изобразил свой идеал - республику тружеников и призывал к объединению народов Лат. Америки против посягательств США. Вернувшись по амнистии на Кубу (1879), принял участие в подготовке восстания против исп. гнета и вновь был выслан в Испанию. Оттуда уехал в США, где был корреспондентом лат.-амер. газет, писал статьи, обличавшие агрессивные планы и политику правящих кругов США. Одновременно развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. М. возражал против к.-л. "помощи" со стороны США, в к-рых уже тогда видел главную угрозу для Лат. Америки. Большое влияние на взгляды М. оказали работы К. Маркса. Будучи свидетелем клас. боев пролетариата в США, М. сумел увидеть, что в развитии капитализма наступает новый этап, и предупреждал об опасном росте власти монополий. М. признавал справедливость требований пролетариата и в подготовке нац. восстания опирался гл. обр. на поддержку рабочих-табачников. М. считал, что Кубу могут освободить только сами кубинцы и представлял ее в будущем независимой демократич. республикой, в к-рой будут осуществлены агр. реформа, полное равенство белых и негров, всеобщее нар. образование. Вместе с тем он ошибочно полагал, что лат.-амер. страны могут миновать капитализм и пойти по пути "содружества классов".

    Из разрозненных эмигрантских орг-ций М. создал Кубинскую революц. партию (1892), объединившую "а платформе общенац. задачи - борьбы за независимость - представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февр. 1895 на Кубе нац.-освободит. восстания. 11 апр. М. с др. руководителями восстания высадился в пров. Орьенте, однако спустя месяц погиб в бою с испанцами при Дос-Риос.

    Народ Кубы свято чтит память М., как нац. героя, назвал его апостолом. С имени М. начинаются Гаванские декларации.

    Соч.: Obras completas, v. 1-13, La Habana, 1963-64; в рус. пер. - Избранное, М., 1958; Североамериканские сцены, М., 1963.

    Лит.: Гаванская декларация, в кн.: Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; Вторая Гаванская декларация, в кн.: Кастро Ф., Речи и выступления. 1961- 1963, пер. с исп., М., 1963; Леучсенринг Э. Роиг де, Хосе Марти - антиимпериалист, М., 1962; Маринельо Х., Хосе Марти - испаноамериканский писатель (Марти и модернизм), пер. с исп., М., 1964; Зорина А. М., Из героич. прошлого кубинского народа, М., 1961; Визен Л., Хосе Марти. Хроника жизни повстанца, М., 1964; Столбов В., Хосе Марти - революционер и поэт, в кн.: Куба, М., 1961; Gonzales M. P., Jose Marti epic chronicler of the United States in the eighties, N. Y., 1961; Хосе Марти. Био-библиографич. указатель, сост. Л. А. Шур, М., 1955; Sarausa F. Р., Bibliografia Martiana. 1953-1955, La Habana, 1956.

    Э. Л. Нитобург. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия