Большая Советская энциклопедия

    I

    (Krafft, Kraft)

    Адам [около 1460, Нюрнберг (?), — 1508 или 1509, Швабах, Бавария], немецкий скульптор. Для искусства К., переходного от готики к Возрождению, характерны эмоциональная сдержанность образов, размеренный ритм повествования, пластическая весомость форм, уравновешенность композиции; в произведениях К. иногда встречаются жанровые элементы. Работы (все из известняка, находятся в Нюрнберге): дарохранительница с портретными фигурами К. и 2 подмастерьев (1493—96, Лоренцкирхе), рельеф «Весовщик», 7 рельефов «Крестный путь Христа» для кладбища святого Иоанна [1505(?)—08, ныне в Германском национальном музее].

    Лит.: Schwemmer W., Adam Kraft, Nürnberg, 1958; [Lutze E.], A. Kraft, Bayreath, 1961.

    А. Крафт. Автопортрет на дарохранительнице (известняк, 1493—96, Лоренцкирхе, Нюрнберг).

    II

    Николай Осипович (1798—1857, Петербург), русский инженер, генерал-майор. В 1820 окончил институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. При изысканиях путей соединения Волги с Доном разработал проект шлюзованного канала между рр. Иловлей и Камышенкой. С 1836 преподавал в институте корпуса инженеров путей сообщения. Принимал участие в разработке технического проекта Петербургско-Московской ж. д. и сметы её строительства; в 1852—55 был начальником этой дороги. Совместно с П. П. Мельниковым и Н. И. Липиным разработал методы возведения ж.-д. земляного полотна в болотистой местности и технические условия на проектирование земляного полотна, верхнего строения, искусственных сооружений, станций этой дороги. Обосновал целесообразность применения пятифутовой (1,524 м) ширины колеи, ставшей нормальной колеей железных дорог страны.

    Лит.: Виргинский В. С., Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX века, М., 1949; Житков С. М., Биография инженеров путей сообщения, в. 1, СПБ, 1889.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    КРАФТ

    КРАФТ (Kraft) Виктор (род. 4 июля 1880, Вена – ум.?) – австр. философ, представитель неопозитивизма, занимался вопросами теории познания, учения о ценностях и систематикой философии. Осн. произв.: «Weltbegriff und Erkenntnisbegriff», 1912; «Die Grundlagen einer wissenschaftlichen Wertlehre», 1937; «Mathematik, Logik und Erfahrung», 1947; «Einfьhrung in die Philosophie», 1949.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Музыкальная энциклопедия

    (Kraft) - семья чеш. музыкантов. Антонин К. (30 XII 1749, Рокицани, близ Пльзеня - 28 VIII 1820, Вена) - виолончелист и композитор. Учился у отца - виолончелиста-любителя, затем у Й. Вернера в Праге. С 1778 играл в придв. капелле князя М. Эстерхази, к-рой руководил Й. Гайдн (учился у него композиции). Служа в капеллах австр. князей-меценатов Грассальковича (с 1791), Лобковица (1795-1820), играя в квартете И. Шуппанцига (с 1792), часто концертировал в чеш. городах (в 1802 в Праге), был первым исполнителем партии виолончели в ряде камерных произв. Л. Бетховена. Иск-во К. высоко ценили Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Гайдн написал для него концерт. Игра К. отличалась яркой выразительностью, виртуозностью и красивым певучим тоном. Автор концертов для виолончели, сонат, дивертисмента, дуэтов (Grand duos) для 2 виолончелей, для скрипки и виолончели и др. Для его соч., сочетающих мелодич. достоинства с мастерством использования виртуозной техники, характерна связь с чеш. нар. музыкой. К. ошибочно приписывался концерт для виолончели D-dur Гайдна.

    Микулаш К. (1778-1853, Эгер) - виолончелист и композитор. Сын и ученик Антонина К. В юности концертировал с отцом в Вене, где играл в капелле князя Лобковица (1796-1801). Выступал в городах Германии, в Праге, Вене. С 1801 учился у Ж. Л. Дюпора в Берлине. С 1809 первый виолончелист Венской придв. оперы, в 1814-34 - Штутгартской придв. капеллы. Одновременно преподавал. Среди учеников Микулаша К. - сын Фридрих (Бедржих) К. (13 II 1807, Вена - 4 XII 1874, Штутгарт) и Й. Мерк. Автор произв. для виолончели - 5 концертов, 6 дуэтов, 3 дивертисмента.

    Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950, с. 235-43; Urie В., Cesti violoncellistй, Praha, 1946; Jering K., Anton Kraft, Cellist und Komponist, "Sudetenland", 1964, No 6.Л. С. Гинзбург.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия