Большая Советская энциклопедия

    Вайнонен Василий Иванович [8(21).2.1901, Петербург, 23.3.1964, Москва], советский балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). В 1919 окончил Петроградское хореографическое училище В 191938 артист, затем балетмейстер Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград), в 194650 и 195458 балетмейстер Большого театра (Москва). Балет «Пламя Парижа» Асафьева (1932), поставленный В., положил начало народно-героической направленности в советской хореографии. Теме современности посвящены постановки балетов «Партизанские дни» (1937) и «Милица» (1947) Асафьева, «Берег счастья» Спадавеккиа (1952). Значительный вклад в культуру классического танца внесла постановка балета «Щелкунчик» Чайковского (1934). Среди постановок В.: «Арлекинада» Дриго (1945), «Мирандолина» Василенко (1949) и др. За постановку в Большом театре балета «Пламя Парижа» (1947) и танцев в опере «Проданная невеста» Сметаны (1948) дважды удостоен Государственной премии СССР (1947, 1949). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалью.

    Соч.: Заметки о языке хореографии, «Театр», М., 1940, № 9, с. 7580.

    Н. В. Вайнонен.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВАЙНОНЕН Василий Иванович (1901-64) - российский балетмейстер, заслуженный артист России (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом театре. Поставил "Пламя Парижа" Б. В. Асафьева. Государственная премия СССР (1947, 1949).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Вайно́нен Василий Иванович

    (1901—1964), балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом театре. Поставил «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1932), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934), «Мирандолина» С. Н. Василенко (1949). Государственная премия СССР (1947, 1949).

    * * *

    ВАЙНОНЕН Василий Иванович

    ВАЙНО́НЕН Василий Иванович [8 (21) февраля 1901, Санкт-Петербург — 23 марта 1964, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Сталинская премия (1947, 1949).

    Окончил Петроградское хореографическое училище (педагог В. И. Пономарев). В 1919—38 — солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где исполнял характерные и гротесковые партии: Арап («Петрушка» И. Ф. Стравинского), Паяц («Фея кукол» И. Байера), Сатир («Времена года» А. К. Глазунова). В этом же театре в 1930 поставил совместно с двумя другими балетмейстерами балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Самая значительная работа Вайонена — решенный в жанре героической драмы балет «Пламя Парижа» Б. Ф. Асафьева (1932; новая редакция — 1936), возрождающий эпические картины Великой французской революции.

    В 1935—39 работал в качестве балетмейстера Ленинградского театра им. Кирова. Поставил балеты: «Партизанские дни» (1937), «Милица» (1947) — оба Асафьева, «Раймонда» Глазунова (1938), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934; новая редакция в 1954), до сих пор с успехом идущий на той же сцене. В «Щелкунчике» подлинным шедевром постановщика стала сцена «Снежинок», где гармоничное слияние музыки и танца создавало сказочную атмосферу зимнего леса.

    В 1946–50 и 1954–58 годы Вайонен был балетмейстером Большого театра, где поставил «Мирандолину» С. Н. Василенко (1949), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1957). Балетмейстер обращался и к миниатюрам (одна из наиболее известных работ в этом жанре — виртуозный «Вальс» на музыку М. Мошковского). Па-де-де из его «Пламени Парижа» и «Щелкунчика» вошли в программу классических произведений на Международных балетных конкурсах.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: