Большая Советская энциклопедия

    I

    Ме́йер (Meyer)

    Виктор (8.9.1848, Берлин, — 8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский университет. Профессор Политехникума в Цюрихе (1872—85), затем университетов в Гёттингене (1885—89) и Гейдельберге (с 1889). М. впервые получил (1872) и исследовал алифатические нитросоединения; установил, что при действии азотистой кислоты первичные нитросоединения образуют нитроловые кислоты, а вторичные — псевдонитролы; провёл восстановление нитросоединений в алкилгидроксиламины и амины. В 1882 открыл в бензольной фракции каменноугольной смолы тиофен; изучил свойства тиофена и многих его производных. Открыл реакцию альдегидов и кетонов с гидроксиламином и впервые получил оксимы. Впервые (1892) получил иодозо-, иодо- и иодониевые соединения. Ввёл представление о «пространственных затруднениях» при химических реакциях; предложил метод определения молекулярного веса веществ по плотности их пара (1878—80).

    Соч. в рус. пер.: Задачи атомистики, Рига, 1896.

    Лит.: Meyer R., Victor Meyer. Leben und Wirken, 1848—1897, Bd 1—4, Lpz., 1917.

    II

    Ме́йер (Meyer)

    Конрад Фердинанд (11.10.1825, Цюрих, — 28.11.1898, Кильхберг), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Выходец из старинного патрицианского рода; получил историческое и филологическое образование. Дебютировал сборником «Двадцать баллад» (1864). В драматической поэме «Последние дни Гуттена» (1871), пронизанной тираноборческими мотивами, видны типичные черты его поэзии: реалистическое восприятие жизни, тонкий психологизм, цельность мироощущения. В историческом романе «Юрг Енач» (1876, рус. пер. 1918) М. показал взлёт и падение предприимчивого бюргера, вынесенного на гребень освободительной борьбы в Швейцарии 17 в. В своих новеллах («Святой», 1880; «Плавт в женском монастыре», 1882, и др.) М. ищет сильные характеры в далёком прошлом; он умеет передать дух изображаемой эпохи. В поздних новеллах М. («Анджела Борджа», 1891, и др.) усилилась склонность к изображению душевных терзаний, смерти. Творчество М. высоко ценили М. Горький, А. В. Луначарский.

    Соч.: Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, hrsg. von H. Zeller und A. Zäch, Bd 1, 2, 3, 8, 10—14, Bern, 1958—70; в рус. пер. — Лирика, пер. А. В. Луначарского, П., 1920; Святой. Предисл. М. Горького, П., 1922; Новеллы. Стихотворения. Вступ. ст. А. А. Гозенпуда, М., 1958.

    Лит.: Самарин Р. М., К, Ф. Мейер, в кн.: Литература Швейцарии, М., 1969; Hohenstein L., C. F. Meyer, Bonn, 1957; Brunet G., C. F. Meyer et la nouvelle. P., 1967 (библ. с. 537—57).

    В. Д. Седельник.

    III

    Ме́йер

    Константин Игнатьевич [22.4(4.5).1881, Рязань, — 20.3.1965, Москва], советский ботаник, профессор (1917). Окончил Московский университет (1903), ученик И. H. Горожанкина. В 1929—63 заведующий кафедрой высших растений МГУ. Основные труды по альгологии (систематике и филогении зелёных водорослей и альгофлоре Оки, Байкала, Сиваша, Белого моря) и морфологии высших растений (развитию спорофита и филогении печёночных мхов, развитию стебля и проводящей системы у папоротников, эмбриологии цветковых растений). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Размножение растений, М., 1937; Происхождение наземной растительности, 4 изд., М., 1946; Морфология и систематика высших растений, ч. 1, М., 1947; Морфогения высших растений, М., 1958.

    Лит.: Кудряшов Л. В., К. И. Мейер, в сборнике: Морфология растений. Сб. ст., посвященных памяти проф. К. И. Мейера, М., 1967, с. 3—24 (имеется библ.).

    IV

    Ме́йер (Meyer)

    Роберт (11.1.1864, Ганновер, — 12.12.1947, Миннеаполис), немецкий гинеколог-патогистолог. Медицинское образование завершил в Страсбурге (1889). С 1912 директор Патологического института гинекологической клиники Берлинского университета. В 1939, преследуемый фашистами, эмигрировал в США; в 1939—44 профессор медицинского факультета университета штата Миннесота. Основные работы по гистологии, физиологии и эмбриологии женского полового аппарата. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей, обосновал необходимость ранней диагностики опухолей матки для своевременного лечения.

    Соч.: The pathology of some special ovarian tumors and their relation to sex characteristics, «American Journal of Obstetrics and Gynaecology», 1931, v. 22, № 5, с. 697—713.

    Лит.: Фикс А. Ф., Роберт Мейер (К 100-летию со дня рождения), «Архив патологии», 1965, т. 27, № 7.

    V

    Ме́йер (Меуег)

    Ханнес (18.11.1889, Базель, — 19.7.1954, Крочифиссо-ди-Савоса, Швейцария), швейцарский архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1909—12). В 10—20-е гг. жил в Германии, был близок к голландской группе «Стиль» и к Ле Корбюзье. Жил также в СССР (1930—36) и Мексике (1939—49). Активный пропагандист принципов Функционализма, М. стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов (неосуществленный проект Дворца Лиги Наций, совместно с Х. Витвером, 1926—27; профсоюзная школа в Бернау близ Берлина, 1928—1930). Социально-политические взгляды М., убеждённого марксиста, нашли отражение как в его практической деятельности, отвечавшей реальным потребностям трудящихся (посёлок Фрайдорф близ Базеля, 1919—21; неосуществленный проект соцгорода Нижнекурьинска, 1932), так и в педагогической, связывавшей архитектурное образование с требованиями социальной действительности (директор «Баухауза» в 1928—30).

    Соч.: [Статьи] «Строить» и «Как я работаю», в сборнике: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 354—64.

    Лит.: Баухауз. Дессау, Период руководства Ганнеса Майера. 1928—1930. Каталог выставки, М., 1931; Schnaidt С., Hannes Meyer, Z., 1965.

    Х. Мейер и Х. Витвер. Проект дворца Лиги Наций в Женеве. 1926—27.

    VI

    Ме́йер (Meyer)

    Эдуард (25.1.1855, Гамбург, — 31.8.1930, Берлин), немецкий историк древности. Профессор древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреслау (Вроцлав) (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (в 1902—1923). Всесторонне владея сложным материалом источников (археологических, эпиграфических, литературных, нумизматических и др.), М. написал значительные исследования по истории Древнего Востока, Греции и Рима. В своём основном труде — пятитомной «Истории древности» (т. 1—5, 1884—1902, 3 изд., 1910—39) изложил всемирную историю, начиная с возникновения древневосточных цивилизаций и кончая 355 до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). Несмотря на значительное внимание к экономической и социальной истории, в основу изложения М. положил политические события и историю государственности, т. к. форма государства, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Особое внимание придавал М. переселениям народов как важному фактору исторического развития (например, завоеванию Египта гиксосами, Вавилона — касситами, переселению племён в 12 в. до н. э.). Вся история древности излагается М. с позиций теорий цикличности и модернизма. Гомеровская Греция определяется М. как «греческое средневековье», классическая и эллинистическая — как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистическое развитие в древности. Исходя из позиций циклизма, М. отрицал поступательный ход исторического развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение которого приводит якобы к гибели культуры.

    Соч.: Geschichte von Troas, Lpz., 1877; Geschichte des Königreichs Pontos, Lpz., 1879; Geschichte des alten Aegyptens, B., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1—2, Halle, 1892—99; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfänge des Christentums, Bd 1—3, Stuttg. — [a. o.], 1921—1923; в рус. пер. — Теоретические и методологические вопросы истории, М., 1904.

    Лит.: Протасова С. И., История древнего мира в построении Эд. Мейера, «Вестник древней истории», 1938, № 3; Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedächtnis, Stuttg., 1931; Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, [B.], 1941.

    Л. Н. Казаманова.

    Э. Мейер.

    VII

    Ме́йер (Meyer)

    Юлиус Лотар (19.8.1830, Фарель, Ольденбург, — 11.4.1895, Тюбинген), немецкий химик. Профессор Тюбингенского университета (с 1876); член-корреспондент Петербургской АН (1890). Основные работы в области неорганической, органической и физической химии. М. эмпирическим путём пытался сопоставить в общей системе группы сходных химических элементов. После обнародования Д. И. Менделеевым (1869) периодического закона химических элементов М. опубликовал (1870) таблицу элементов, которая была, по его словам, «в существенном идентична с данной Менделеевым».

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МЕЙЕР (Meyer) Эдуард (1855 - 1930), немецкий историк древнего мира. Главный труд - "История древности" (5 томов, 1884 - 1902) - от возникновения древневосточной цивилизаций до 355 до нашей эры (время крушения господства греков в Сицилии), в основе которого политические события и история государственности.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    meyer

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Большая биографическая энциклопедия

    см. Майер.

    {Венгеров}

    

    Мейер

    помолог 1800-х гг.

    {Венгеров}

    

    Мейер

    топограф 1860 гг.

    {Венгеров}

    

    Мейер

    проф. гражд. права СПб. ун-та, с. придвор. музык, р. 1 с. 1819 в СПб., † 18 янв. 1856 в СПб.

    {Венгеров}

    

    Мейер

    в Досугах крымского судьи одна доска ("Перекоп") помечена: "Грав. Г-н Мейер". Работа сходна с досками И.С. Mayr'a; вероятно, это одно и то же лицо.

    {Ровинский}

  9. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  10. Русско-английский словарь математических терминов

    p.n.Meyer

  11. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  12. Научно-технический энциклопедический словарь

    МЕЙЕР (Меуег) Юлиус Лотар (1830 -1895), немецкий физик, работавший над соотношением между АТОМНЫМ ОБЪЕМОМ и атомной массой (ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ МАССОЙ). Создал периодическую таблицу химических элементов одновременно с Д. И. МЕНДЕЛЕЕВЫМ, за что они оба получили в 1882 г. медаль Дэви.

  13. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  14. Философская энциклопедия

    МЕЙЕР

    (Меуег)

    Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der abendlдndlichen Weltanschauung» (5 Bde., 1946-1949), где он, по примеру Дильтея и Греция, с любовью и пониманием нарисовал картину развития философских проблем, попыток разрешения и влияния их на мировоззрение людей соответствующей эпохи (включая знание о космосе, оценки, переживаемый порядок ценностей и формирование жизни). Это соч. Мейера еще и по сей день является самым объемистым из всех произв. по истории философии, вышедших из-под пера одного автора. Кроме того, Мейер написал: «Systematische Philosophie», 1954-1957.

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Новейший философский словарь

    МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939) - русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье, где домашним языком был немецкий, но в зрелые годы считал себя православным. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета. Увлекся революционной деятельностью, был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В последующем еще не раз арестовывался и ссылался. В 1904 выслан из Баку в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете «Русский Туркестан». Вернувшись, в 1906 сблизился в Петербурге с кругом писателей и философов, сотрудничавших в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». Активно занимался переводческой деятельностью, которую начал еще в годы Архангельской ссылки (переводил Маха, П. Барта, Ф. Йодля, Р. Штаммлера и др.) читал лекции в Обществе народных университетов (с 1908), в Вольной высшей школе Лесгафта (с 1910). На эти годы приходится перелом в мировоззрении М., он отходит от революционной деятельности. В начале 1910-х сблизился с Мережковским и З.Н. Гиппиус. С 1914 по 1928 служил в публичной библиотеке. После Февральской революции вернулся к пропагандистской работе. В августе 1917 участвовал в работе Всероссийско Церковного Поместного Собора. С 1918 по 1928 работал на вновь открывшихся Высших научных курсах П.Ф. Лесгафта, преподавал в ряде других учебных заведений. К 1918 году вокруг М. образовался религиозный кружок петроградской интеллигенции, в который в разное время входили Федотов, А.С. Аскольдов-Алексеев, Бахтин, Н.П. Анциферов и др. Кружок просуществовал до 1929, регулярно собираясь по вторникам. В 1928 за деятельность в кружке М. арестован (в 1928-1929 арестованы и другие члены кружка, в частности, Бахтин). В 1929 приговорен к расстрелу, замененному по ходатайству А.С. Енукидзе (с которым семья М. была знакома по подпольной работе в Баку), 10 годами заключения. Срок отбывал на Соловках, затем на Беломорканале. В 1935 амнистирован, жил в Калязине, активно писал. Умер в 1939. При жизни печатался мало (в основном статьи и доклады), значительная часть работ осталась в рукописях. Основные сочинения: «Бакунин и Маркс» (1907); «Прошлое и настоящее анархизма» (1907); «Религия и культура» (1909); «Религиозный смысл мессианизма» (1916); «Что такое свобода» (1917); последняя прижизненная публикация - «Принудительный труд как метод перевоспитания» (1929), написанная на Соловках. Среди неопубликованных при жизни работ: «Что такое религия? «(1926); «Эстетический подход» (1927); «Звон и слово в «Фаусте» Гете (1931); «Revelatia (Об Откровении) «(1931-1935); «Жертва. Заметки о смысле мистерии» (1932-1933); «Gloria (О славе) «(1932-1936); «Три истока. Мысли про себя» (1937) и др. В первый период творчества М. увлекался марксизмом, но выступил и его критиком г позиций анархизма. Однако, последний истолковал через идею мистериального переживания действительности. В творчестве и жизни Бакунина М. увидел прежде всего творение новых элементов жизни, эстетику (артистизм) революционного дерзания, единство слова и поступка. Фактически, раннее творчество М. - это нащупывание идей и тем собственного философствования, подступы к проблеме личности и ее предназначения. Складывание же собственной концепции связано с поворотом М. к христианству, которое он никогда не толковал институционально и конфессионально, а видел в нем истоки философии человека. Основные темы зрелого М. - универсальное общение и онтология поступка, актуализм и персонализм как исходные принципы философствования. М. создал собственную концепцию диалогического общения, перекликающуюся с концепцией Бахтина и близкую идеям Бубера. На пути к утверждению принципа личности как абсолютной ценности М. должен был решить как минимум две проблемы: переформулировать свою же позицию «революционного дерзания», закрепленную еще со времен Ницше идею своеволия индивида и «укоренить» человека в мире. Поработив природу, человек (»будущий бог») впал в культуртрегерский соблазн - осознав свою силу, прельщенный властью, человек обрек себя на одиночество, т.е. на небытие (во всяком случае как личности). М. неоднократно в работах «переходного» периода предупреждает об опасности ложного самоутверждения «Я» в культурном идеале. В споре с Бердяевым М. отрицает возможность оправдания человека через творчество (творческую самореализацию), предполагая тезис о необходимости овнешнения человека через его разностороннее включение в общение как предпосылку внутренней свободы человека, как возможность самой идеи личности. В этом же ключе М. дан анализ философии Фихте (которая рассмотрена им как проекция протестантизма в вопросах личностной проблематики). Согласно М., чистое Я Фихте присутствует в акте, не становясь плотью, не воплощаясь, без чего не может быть личности. Фихтевское Я - «пустое я» (»попрание личности в индивиде»), так как не предусматривает и встречи с другими «Я» (имеет дело только с «не-Я»). В этом же русле лежит и анализ языческого и вселенского начал в «душе нации», который может быть распространен и на отдельную конкретную человеческую душу. Преобладание «языческого» ведет через утверждение национализма к принципу мессианистского искупления чужой, но не своей души, т.е. ко лжи. Преобладание «вселенского» - путь христианский, ведущий к осознанию своей миссии (жертвенной) в жизни. Таким образом, согласно М., необходима гипотеза о Сущем, без которой человек не знает, кому адресовать свои запросы о личной судьбе, которая дает конечное основание для любых оценок, и без которой человек впадает в ложный мессионизм, ведущий к краю бездны. Именно «Верховное Я» (Сущее) своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты, делает возможным общение с другими льдьми. Человек, не покидая почвы конкретной истории и актуализируясь в современности, должен откликаться на голос Сущего. Однако люди не способны удержать полностью истины откровения. Это неизбежно ведет к превращению церкви в «механическую», закрывающуюся в своей институциональности и конфессиональности, догматизирует доктрину. В результате религиозные ценности уходят в культуру и требуется новое религиозное сознание, способное воспринять новое откровение. Для этого необходимо снять с Я присвоенную им атрибутику ложной божественности, не отрицая культуру, преодолеть ее во имя высших религиозных ценностей, признать мистериальный (жертвенный) характер культурного творчества. «Жертвенность» несет в себе онтологический (причинность жертвенного обмена), актуалист-ски-деятельностный (единство слова и поступка как условие устроения бытия по «мере правды») и символически-мифологический (встреча горнего с дольным) аспекты. Каждый в мире жертвенно предстоит каждому в сотворческом пространстве диалога «я» с «ты», «я» с «мы», Бога с миром. Диалог, как основа практической нравственной философии, проникнут «личностностыо» и «тайностностью», дает жизнь любому содержанию и идее, но до конца не рационализируем. С темой диалога в философию М. вводится и проблематика «другого». Замкнутость отдельного «Я» преодолевается в интен-циальной устремленности сознания его напряжением до степени Эроса. «Я» реализует себя лишь спасая «другого», вступая в диалог с чужой субъективностью «ты» (жертвенность по отношению к другому как структурирующий диалог признак). (»Другое Я», как противостоящее «чужое», М. фиксирует термином «он»). Находя «творческий отклик» друг в друге «я» и «ты» способны структурировать «мы», породить новую «общественность», задаваемую не принципами государства и общества, а строимую по принципам церкви диалогической духовности. Пространство между «Я» и «другим» структурировано. Оно заложено «откликами», т.е. высказываниями и волевыми действиями, направленными на обнаружение смысла жизни, закрепленными в мифах, символах, мистериях, задающих предпосылки общения. Личность обретает себя, проходя «сквозь» культуру, «сквозь» всех «других», включаясь в переживание жертвенной встречи с Абсолютом. Так М. выходит на онтологизацию слова как поступка, как прорыва мысли к сущему, через превращение жизни в подвиг восхождения к правде о самом себе, через синхронизацию идеи и биографии. Сам М. этот путь прошел в полной мере, увлекая многогранностью своих идей и поражая «гениальностью самой своей личности» (Д.С. Лихачев).

  17. Источник: Новейший философский словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    майер ( нем. Meier, от лат. maior - больший, старший; в лат. яз. этому термину соответствует vilicus),- в ср.-век. Германии первоначально - управляющий хозяйством вотчинника, затем - сравнительно крупный арендатор крест, типа. Происходил обычно из числа зависимых людей и получал от хозяина за службу зем. надел. С 13 в. в Сев.-Зап. Германии (преим. в Ниж. Саксонии и Вестфалии) получила развитие т. н. мейерская аренда: вотчинники передавали в аренду М. сначала домениальную землю, а затем и наделы бывших крепостных - латов (к-рые насильственно "освобождались" и лишались земли); М. - арендаторы, вели обработку своих сравнительно крупных (в неск. гуф) участков, используя труд обезземеленных латов. В течение 15-17 вв. М. были освобождены от крепостной зависимости. Крест, мейерская аренда обычно носила издольный характер. Сначала она была краткосрочной (на 6-12 лет), но затем М. удалось добиться превращения держания на т. н. мейерском праве в пожизненное и даже в наследственное (окончательно после 30-летней войны). Укреплению держательских прав М. способствовала борьба внутри господств, класса: вотчинники стремились сохранить краткосрочный характер мейерской аренды и в период 30-летней войны 1618-48 стали широко практиковать сгон М. с земли, территориальные князья, напротив, были заинтересованы в укреплении держаний на мейерском праве, поскольку М. были главными налогоплательщиками. В Юго-Зап. Германии в 14-15 вв. при ликвидации барской запашки также повсюду возникла крупная издольная аренда М., но с 16 в. в этом р-не она регрессирует, становясь обычным феод. держанием. В р-нах развития овцеводства (прежде всего в Саксонии) М. постепенно со 2-й пол. 16 в. превращаются в капиталистич. арендаторов. В новое и новейшее время: М. - капиталистич. арендатор.

    Лит.: Майер В. Е., Крупная издольная аренда на бывших домениальных землях Германии в XIV-XVI вв., "Уч. зап. Пермского гос. ун-та", 1964, No 117; Wlttich W., Die Grundherrschaft in Nordwestdeutschland, Lpz., 1896;, Inama-Sternegg K. Т., Deutsche Wirtschaftsgeschichte, Bd 3, Tl 1-2, Lpz., 1899-1901.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия