Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Piranesi) — два итальянских гравера:

    1) Джамбаттиста П. (1720—78) получил художественное образование в Риме и занимался там сперва живописью декораций под руководством Валериани, а потом гравированием под руководством Вази. Не выказав в этом искусстве больших успехов, он возвратился в свой родной город, Венецию, и здесь пробовал свои силы в строительном деле, но не нашел в нем поддержки и снова переехал в Рим, где награвировал целую серию листов, изображающих калек и больных. После еще одной, неудачной, поездки на родину серьезно занялся гравюрой и наконец достиг значительного совершенства в этом искусстве, воспроизводя виды и архитектурные памятники Рима и Нижней Италии. Гравюры П. отличаются прекрасной светотенью, смелостью и эффектностью технических приемов. Они по большей части образуют сборники, под заглавиями: "Della maginficenza ed architettura dei Romani" (1760), "Campus Martius antiquae Urbis" (1762, 2 т.), "Antichità romane" (1766—84, 4 т.), "Antichità della Magna Grecia" и "Antichità di Pompei" (2 т.). Полное собрание гравюр П. издано в 1836 г. Дидо. 2) Франческо Пиранези (1756—1810), сын и ученик предыдущего, вместе со своим братом Пьетро содержал некоторое время в Париже художественную школу и фабрику терракот, а также спекулировал произведениями своего отца. Из его гравюр известны портрет его отца, заглавный лист к его произведениям (с рисунка Кадеса), "Иллюминация Паулинской капеллы" и "Сидящий Юпитер Капитолийского музея" (с рис. Пироли).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Piranesi)

    Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, Венето, — 9.11.1778, Рим), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально-декоративного искусства (Галли-Биббиена и др.). Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, П. создавал «архитектурные фантазии», поражающие сверхчеловеческой грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы «Фантазии на тему темниц», около 1745—50, 1760—61; см. илл.), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы «Виды Рима», 2 тт., 1748—88; и др.). Гравюры П. (в частности, исполненные им изображения декоративно-прикладного характера) оказали значительное влияние на становление стиля Ампир.

    Лит.: Торопов С. А., Джованни Баттиста Пиранези. Избранные офорты, М., 1939; Volkmann Н., G. В. Piranesi, Architekt und Graphiker, В., 1965.

    Дж. Б. Пиранези. Офорт из цикла «Фантазии на тему темниц». Ок. 1745—61.

    Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745—50).

    Дж. Б. Пиранези. «Понте Молле». Гравюра из цикла Виды Рима. 1762.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ПИРАНЕЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (1720 - 78), итальянский гравер. Графические "архитектурные фантазии" поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми эффектами (цикл "Виды Рима", издание в 1748 - 88).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона