Словарь Брокгауза и Ефрона

    или Окенгейм (Johann Ockegem или Ockenheim, 1430 — 1513) — знаменитый бельгийский музыкант-контрапунктист, глава второй нидерландской школы, в которой развился канон. В его сочинениях — мессах, мотетах, песнях — видна громадная контрапунктическая техника; например, в одной из его месс написан канон в 36 голосов. Из его учеников известны Пьер де-ла-Рю и Жоскен-де-Пре, благодаря которым искусство контрапункта распространилось во Франции и Германии.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Ockeghem, Ockenheim, Okeghem и др.)

    Йоханнес (Жан) де (около 1425, Дендермонде, Восточная Фландрия, — 1495, Тур), нидерландский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы (См. Нидерландская школа). Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где служил певчим (1433—44). В 1446—48 певчий капеллы принца Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 первый капеллан французского королевского двора, при котором служил 43 года. С 1456 королевский советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Type. Посетил Испанию (1470), Фландрию (1484). Пользовался признанием и почётом (в числе авторов эпитафий на смерть О. — Эразм Роттердамский). Создал высокие образцы хоровой полифонии (См. Полифония)мессы (См. Месса),Мотеты и др. сочинения, в том числе изысканные светские песни-миниатюры для 3 голосов. Искуснейший контрапунктист (современники называли О. главным мастером контрапункта), он значительно обогатил технику сквозной имитации (См. Имитация), утвердил 4-голосное полнозвучие в хоровом стиле а капелла, достиг совершенства в технике свободного развития мелодических линий. Математик (астролог) и философ-неоплатоник, О. строил свои композиции на математических рассчётах, внося в них скрытую философскую и религиозную символику. Славились его «загадочные» Каноны (в них исполнителям задаются задачи вычисления интервалов и моменты вступления невыписанных голосов) и сложные, виртуозно построенные хоровые сочинения —36-голосный канон (сочетание четырёх 9-голосных канонов), «Месса разных тонов» (допускающая исполнение от любого тона) и др. Музыка О. пользовалась исключительным успехом в Германии после Реформации.

    Лит.: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. — Л., 1941, с. 395—401; Křenek Е., Johannes Ockeghem, N. Y., 1953; Henze М., Studien zu den Messenkorn positionen J. Ockeghems, B., 1968.

    Л. Г. Бергер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.