Большая Советская энциклопедия

    Клос (Cloos) Ханс (8.11.1885, Магдебург, — 26.9.1951, Бонн), немецкий геолог. Окончил Фрейбургский университет (1909). С 1926 профессор Боннского университета. К. показал, что изучение внутренней структуры гранитных массивов помогает выяснить их форму и способ внедрения. Предложил методику детального исследования тектоники гранитов и объяснил динамику образования в них трещин. Считал, что ориентировка минералов является следствием «растекания» магмы перпендикулярно к линии сжимающих тектонических усилий во время её внедрения. Большое внимание уделял связи вулканизма с тектоникой и проблеме происхождения крупных грабенов (рифтовых зон).

    Соч.: Einfuhrung in die Geologic, В., 1936; Einführung in dietektonische Behandlung magmatischer Erscheinungen (Granittektonik), Bd I, B., 1925; Hebung — Spaltung— Vulkanismus, «Geologische Rundschau», 1939, Bd 30; Gespräch mit der Erde, Fr./M. — Hamb., 1949.

    Лит.: Тихомиров В. В., Воскресенская Н. А., 75 лет со дня рождения немецкого геолога Г. Клооса, «Советская геология», 1960, № 10; Bubnoff S., Requiem (zum Tode von Н. Cloos), «Geologische Rundschau», 1953, Bd 41, S. 1—10.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Клоос

    КЛООС Виллем (Kloos, 1859—) — известный современный голландский лирик и критик, один из основателей и редакторов «De Nieuwe Gids» (Новый вождь), органа мелкобуржуазной радикальной интеллигенции 80—90-х гг. Выступая против традиционной риторической поэзии и против сытого буржуазного застоя в голландском искусстве, Клоос после распада группы «восьмидесятников» в конце столетия (когда одна часть этой интеллигенции пришла к социализму, другая — к анархо-индивидуализму и третья — к буржуазному эстетизму и христианскому мистицизму) становится на сторону крайнего индивидуализма. «Искусство должно быть самым индивидуальным выражением самых индивидуальных эмоций, — пишет К. в это время, — каждый новый членораздельный звук, испускавшийся первобытным человеком, когда его что-нибудь сильно ударяло, был проявлением самого чистого искусства, а первобытный человек — первым и лучшим художником».

    Свою лит-ую деятельность К. начал рядом драматических опытов («Rhodopis», 1879; «Sappho») и эпическим фрагментом «Okeanos» (1885) и достиг своего высшего расцвета как воинствующий критик и лирик в начале 90-х гг. Его литературно-критические статьи за 1880—1893 гг. собраны в 2 тт. — «Четырнадцать лет истории лит-ры» (Veertien Jaar Literaturgeschiedenis), которым впоследствии прибавилось еще три тома критических статей 1914—1917 гг., вышедших вместе с двумя первыми под заглавием «История новейшей лит-ры» (Nieuwere Literaturgeschiedenis). Позднейшие его критические работы собраны в книге «Letterkundige inzichten en vergeziditen» (1916—1923); его перу принадлежит также и ряд историко-литературных исследований (о Ж. Петко, о нидерландских писателях XVIII в. и др.). Но художественный талант К. с особой силой проявился в его индивидуалистической лирике (К. считается одним из лучших лириков новейшей голландской лит-ры); она собрана в 4 тт.: «Verzen I» (1894), «Nieuwe Verzen» (1895), «Verzen II» (1902) и «Verzen III» (1913); здесь поэт обоготворяет свою личность и культивирует свои индивидуальные эмоции, переживания и настроения. Он выступает — в противоположность своим бывшим товарищам по «Nieuwe Gids», ставшими мистиками, — против христианства. На крайнем индивидуализме, граничащем с пессимизмом, успокоился бывший бунтарь, мелкий буржуа, едкий сатирик на современную ему реакционную жизнь.Библиография:

    Hauser O., Niederland, Lyrik von 1875—1900 (1901). Ter herdenking van Kloos zestigsten verjaardag, «Nieuwe Gids», 1919, I; Coenen F., Studien van de Tachtuger Beweging, Middelburg, 1924.

  3. Источник: Литературная энциклопедия