Большая Советская энциклопедия

    в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Открыт во 2 в. до н. э. Вёл из Сиани через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток. Сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ - в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии, по которой среди различных товаров перевозили и китайский шелк.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Вели́кий шёлковый путь

    в древности и в средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии.

    * * *

    ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

    ВЕЛИ́КИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ, торгово-обменный путь гигантской протяженности, шедший из центральных районов Китая в Индию и Переднюю Азию, а в первые века н. э. связывавший великие империи древности — Китай, Парфию(см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) и Древний Рим. Название предложено в 1870-х гг. крупнейшим немецким исследователем Центральной и Восточной Азии бароном Фердинандом фон Рихтгофеном(см. РИХТГОФЕН Фердинанд Пауль Вильгельм).

    Этим путем китайские товары, разрешенные правительством к вывозу, распространялись по обширным пространствам Азии и достигали Европы. Нельзя сказать, что Шелковый путь функционировал в течение своей длительной истории от 2 в. до н. э. до первой половины 20 в. с одинаковой интенсивностью. Периодами движение на нем затухало, иногда он разбивался на отдельные отрезки, в пределах которых караванная торговля осуществлялась нормально, а между этими отрезками оказывались пространства, для торговли непреодолимые. В какой-то мере интенсивность движения по всей трассе активизировалась в периоды, когда очередная династия в Китае утверждала свое административно-бюрократическое господство и имела достаточно политических, вооруженных и экономических сил для того, чтобы обеспечивать безопасность пути и организованность движения по нему вплоть до Кашгара(см. КАШГАР (город)). Та основная дорога, которой осуществлялись торговые перевозки, дипломатические связи (проходы посольств, войсковых контингентов и т.п.), которая получила наименование Великого шелкового пути, возрождающегося ныне в форме разнообразных шоссейных, железнодорожных, кабельных и нефтепроводно-газопроводных магистралей, организующих современный трансевразийский путь, сохранивший традиционное название, была далеко не единственной торговой артерией, связывающей Китай с внешним для него евразийским миром. Дороги на территории Китая и в окружающих его полупустынных, степных и горных пространствах складывались на протяжении длительного времени. Большинство из них прослеживаются достаточно хорошо уже с эпохи бронзы. Конечно, в те времена, как и в раннем железном веке, речь могла идти не о торгово-обменных дорогах, а о дорогах переселений, миграций, набегов, динамичных военных действий, где кочевые племена вступали в непосредственное военное соприкосновение с армиями китайских властителей. Таких дорог действительно было много — одни уходили на север, в Приамурье и Приморье, другие — в монгольские забайкальские степи, третьи — в Туркестан и Казахстан. Однако большинство этих дорог не связывали какие-то крупные административно-политические или торговые центры, которые могли бы поглощать избыточную продукцию китайского производства. Поэтому трасса Великого шелкового пути, шедшая к крупнейшим центрам индийской, ближневосточной и европейской торговли, с момента своего формирования (как полагают, во 2 в. до н. э.) приобрела в Евразии совершенно особую роль. В пределах Китая она шла от прежних столиц страны Чанъани(см. ЧАНЪАНЬ) и Лояна(см. ЛОЯН) вдоль Великой китайской стены(см. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА), кончавшейся в Ганьсу(см. ГАНЬСУ) невдалеке от Дуньхуана(см. ДУНЬХУАН), одного из всемирно известных центров китайской буддийской культуры. Далее, в пределах центрально-азиатских пустынь трассы разветвлялись. Южная трасса, следовавшая вдоль отрогов плоскогорья Тибета, шла на Хотан(см. ХОТАН (река)), Херкент, Кашгар, северная — через Хали, Турфанский оазис(см. ТУРФАНСКАЯ КОТЛОВИНА), Урумчи(см. УРУМЧИ) и Кульчжу выходила в Семиречье(см. СЕМИРЕЧЬЕ), далее через горные перевалы одна из трасс выходила к Кветте(см. КВЕТТА) и протягивалась к северо-восточному побережью Индии, другие трассы направлялись по другим перевалам, достигая Пешавара(см. ПЕШАВАР), Кабула(см. КАБУЛ (столица)), Герата(см. ГЕРАТ). Вне горных территорий путь мог ветвиться, и более мелкие трассы уходили к второстепенным торговым пунктам.

    Если в древности, в эпоху Ханьской династии(см. ХАНЬ ЗАПАДНАЯ), когда в течение более двух столетий проходило завоевание и освоение китайцами западного края (в современных пределах Синузяна), дорога была строго регламентирована возможностью создания и поддержания военных центров и крепостей, то в более поздний период во всех местах, пригодных для обитания, распространилась масса ремесленных, торговых, земледельческих и культурных центров, в частности, расположенных в Турфанском оазисе, а позднее — в Кашгаре.

    Великий шелковый путь был не просто торговой дорогой, а путем переселений и миграций. По нему перемещались огромные массы населения как в западном направлении, в частности, в связи с Великим переселением народов(см. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ), так и в восточном. Так, значительное число жителей Средней Азии, Ирана бежало по этому пути в направлении Китая в период наиболее активных арабских завоеваний в 7—8 вв. Вместе с этим населением распространялись в Китае зороастризм(см. ЗОРОАСТРИЗМ), несторианские толки(см. НЕСТОРИАНСТВО) христианства, манихейство(см. МАНИХЕЙСТВО). Ранее этим же путем на рубеже нашей эры пришел в Китай индийский буддизм(см. БУДДИЗМ).

    Основными видами продукции, которые проходили по этому пути, были шелк и различного рода украшения, ювелирные изделия из меди, серебра, золота. До 8 в. в Европу непосредственно доставлялись, пусть и не в большом числе, китайские шелковые ткани. Официально Китай всегда препятствовал распространению шелководства вне своих пределов и ограничивал вывоз металлических изделий. Первоначально для торговли на некитайских территориях использовались бракованные шелковые ткани. В дальнейшем их в значительной мере замещает продукция среднеазиатского шелкоткачества, возникновение которого находится в прямой зависимости от Китая (существуют легенды, описывающие, как первые поколения шелкопряда, его зародыши (грена(см. ГРЕНА)) были доставлены в Среднюю Азию в расщепленных бамбуковых посохах буддийских монахов). Металлические предметы поставлялись также те, что вышли из употребления в самом Китае. Так, знаменитые китайские зеркала типов ТVL появляются вне пределов Китая по мере того как благопожелательные надписи на них частично или полностью табуируются в пределах самой империи. Вообще, появление большого числа именно зеркал на трассах Шелкового пути, быть может, связано также и с мистическим значением зеркала — способностью определенных видов зеркал (как указывают китайские источники и фольклор) отражать и даже уничтожать злых духов. Значение зеркала как оберега, по всей видимости, сыграло не последнюю роль в распространении этого вида продукции по торговым трассам. В Китай по Шелковому пути попадала масса диковинок из стран азиатского мира. Поставлялись красители, воск, экзотические звери, художественные изделия, хотя производство их благодаря миграциям ремесленников налаживалось и непосредственно в культурных центрах и оазисах, через которые проходил Шелковый путь.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    в древности и ср. века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Открытый во 2 в. до н. э. в результате путешествий Чжан Цяня, В. ш. п. вел из Сианя через Ланьчжоу, в Дуньхуан, где раздваивался: сев. дорога шла в Ферганскую долину, а южная, пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Бл. Восток. Гл. предметом торговли был кит. шелк, выделывавшийся специально для экспорта и высоко ценившийся на Западе. Торг.-дипломатич. связи по В. ш. п. в древности достигли особенно большого развития на рубеже 1-2 вв., когда в Китай и из Китая ежегодно отправлялось по нескольку посольств, сопровождавшихся большими торг. караванами. Торговали с Китаем в осн. ср.-азиат. купцы-посредники. Хотя в 97 кит. путешественник Гань Ин достиг Персидского зал., а в 100 македонянин Май Тициан сумел добраться до Ланьчжоу, трудности пути не позволили установить непосредств. связи Китая с Римом. В 3-6 вв. В. ш. п. использовался преим. как "дорога пилигримов", по к-рой буддийские монахи шли из Китая в Индию и обратно. В 7-10 вв. междунар. значение В. ш. п. вновь усилилось - установились связи Китая с Византией, арабами.

    В 13-14 вв. В. ш. п. играл большую роль, соединяя воедино отдаленные р-ны огромной Монг. империи. С 15 в. в связи с развитием морских сообщений В. ш. п. начал терять свое значение и постепенно пришел в упадок. В. ш. п. сыграл большую роль в развитии экономич. и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая.

    Лит.: Бартольд В. В., История культурной жизни Туркестана, Л., 1927, Васильев Л. С., Культурные и торговые связи ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии, "ВИМК", 1958, No 5; Herrmann A., Die alten Seidenstrassen zwischen China und Syrien, Abt 1, B., 1910; Alley R., The old silk road, "China monthly review", 1953, v. 124, No 6.

    Л. С. Васильев. Москва.

    —***—***—***—

    Великий шелковый путь

    великий шелк путь

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: