Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Теодор) — болгарский политический деятель, при Александре Баттенбергском министр внутренних дел (1879). В 1881 г., после приостановления тырновской конституции, И. назначен председателем державного совета, к которому перешла вся законодательная деятельность уничтоженного парламента. Здесь И. сначала беспрекословно выполнял волю князя, но впоследствии примкнул к оппозиции и в своем органе "Славянин" напечатал протест против нового закона о выборах. В 1883 г., после состоявшегося примирения между консерваторами и радикалами, И. получил в министерстве Цанкова портфель общественных работ. В 1884 г. все министерство подало в отставку.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский округ, — 10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театральный деятель, народный артист НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900—02 учился в Италии. Один из организаторов театральных трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. городах Болгарии, основатель передвижного «Современного театра» (1902—12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, национальную драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу «Родная сцена». Среди лучших ролей И. — Протасов («Живой труп» Л. Толстого), Несчастливцев («Лес» Островского) и др. Автор и переводчик ряда пьес.

    Лит.: Пенев П., Лекции по истории на българския драматически театър, ч. 2, София, [1954]; Годишник на Висшия институт за театрално изкуство «Кръстьо Сарафов», 1966, т. 11, 1968, с. 374—380.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ИКОНО́МОВ

    Тодор Поппетров (29 авг. 1835 – 28 окт. 1892) – болг. демократ, философ и публицист. Окончил Киевскую духовную академию (1865). Участвовал в редактировании журн. "Читальня" ("Читалище", 1871–72). Мировоззрение И. сформировалось под влиянием передовой рус. мысли, идей франц. просветителей и материалистов-энциклопедистов. В области теории познания И. был материалистом-сенсуалистом, признававшим также и роль логич. мышления в познании действительности. И. пропагандировал в болг. лит-ре осн. эстетич. принципы Белинского и Чернышевского. Прекрасное, по И., – в природе и человеке. Иск-во должно отражать действительность, содействовать общественному прогрессу ("Поезията на природата и нашите нужди", журн. "Читалище", 1871). И. активно боролся с религ. предрассудками, однако сам колебался между атеизмом и деизмом. Обществ. явления он рассматривал идеалистически, движущие силы социального процесса видел в борьбе прогрессивных и реакц. идей.

    Соч.: Силата на идеите, "Македония", 1869, год. 3, бр. 12, 15 февр.; По въпросът за поп Богомила, там же, 1870, год. 4, бр. 25, 14 февр.; Мъртвото и живото на земята, "Читалище", 1871, год. I, бр. 22–23, авг.–сент.

    Лит.: Грозев Г., История на българската философия, ч. 1, С, 1951, с. 90–94; Бъчваров М.Д., Мирогледът на Тодор Икономов, "Философска мисъл", 1959, No 2, с. 83–93.

    М. Бычваров. НРБ.

  5. Источник: Философская энциклопедия