(от греч. charistikós — щедрый)
один из феодальных институтов в Византии — пожалование монастыря светскому лицу, получавшему право распоряжаться монастырским имуществом и доходами. Х. передавался императором или патриархом харистикарию (получателю Х.) пожизненно или на два-три поколения. Х. засвидетельствован с конца 9 в., наиболее распространён в 11—12 вв., с 13 в. стал редким. Х. содействовал подчинению мелких монастырей, основанных сельскими общинами, феодальной власти и созданию слоя бенефициариев, лично обязанных государю; причём пожалования делались не за счёт казны, а из фонда церковных земель.
Лит.: Литаврин Г. Г., Болгария и Византия в XI—XII вв., М., 1960, с. 119—28; Ahrweiler Н., Charisticariat..., в кн.: Зборник радова византолошког института, књ. 10, 1967.
ХАРИСТИКИЙ (от греч. charistikos - щедрый) - в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу на определенный срок (до 3 поколений).
харисти́кий
(от греч. charistikós — щедрый), в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу на определённый срок (до 3 поколений).
* * *
ХАРИСТИКИЙХАРИСТИ́КИЙ (от греч. charistikos — щедрый), в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу на определенный срок (до 3 поколений).
(от греч. xaristikós - щедрый, одаряющий) - в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу (реже монастырю или клирику). Жаловался на срок жизни получателя (харистикария - xaristikarios) либо на два-три поколения. Первые свидетельства о X. относятся к кон. 9 в. (расцвета этот феод. ин-т достиг в 11-12 вв.). С помощью X. достигалось, во-первых, подчинение феод. власти мелких монастырей, осн. крестьянами и сельскими общинами, и, во-вторых, создание слоя бенефициариев, лично обязанных государю, не за счет казны (поскольку материальный фонд черпался из церк. земель). В 11-12 вв. вокруг X. шла оживленная полемика: антиохийский патриарх Иоанн Оксит считал раздачу X. незаконной, ряд поместных соборов запрещал X. Харистикариев обвиняли в том, что они разоряли монастырское х-во. Напротив, апологет имп. Мануила I Комнина Евстафий Солунский оправдывал пожалование монастырей светским лицам. С 13 в. X. становится редким, хотя еще известна датированная 1317 жалоба митрополита Атталии на светских лиц и клириков в его митрополии, подчинявших себе монастыри и передававших их по наследству.
Лит.: Каждан А. П., Деревня и город в Византии IX-X вв., М., 1960, с. 105-10; Darrouzés J., Dossier sur la charisticariat. Polychronion, Festschrift F. Dölger zum 75. Geburtstag, Hdlb., 1966, p. 150-65; Lemerle P., Un aspect du rôle des monasteres а Byzance, "Académie des inscriptions et belles-lettres. Comptes-rendus", 1967, janv.- mars, p. 9-28.
A. П. Каждан. Москва.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.