Большая Советская энциклопедия

    (французское académisme)

    в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.

    А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов Классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное Салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах Неоклассицизма.

    Термин «А.» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.

    Лит. см. при статье Академии художественные.

    А. М. Кантор.

    Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. академи́зм;
    2. академи́змы;
    3. академи́зма;
    4. академи́змов;
    5. академи́зму;
    6. академи́змам;
    7. академи́зм;
    8. академи́змы;
    9. академи́змом;
    10. академи́змами;
    11. академи́зме;
    12. академи́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АКАДЕМИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.).

    1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему-н.

    2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Чисто теоретическое направление в научных и учебных занятиях, оторванность их от практики, от требований жизни.

    2.

    Направление в изобразительном искусстве, догматически следовавшее канонам, сложившимся в античном искусстве и в искусстве эпохи Возрождения.

    От холодного академизма с его ходульным, изжившим себя ложноклассицизмом , от Ахиллов, Аяксов и Рогнед — художники обратились к суровой и трезвой реальной действительности. В. Яковлев, О великих русских художниках.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    АКАДЕМИ́ЗМ, академизма, мн. нет, муж.

    1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач.

    2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI - XIX вв., основанное на подражании внешним формам эпохи античности и Ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.

    2.

    Следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.

    II

    м.

    Сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий, их оторванность от практики, требований жизни.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) - 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.

    2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.

    3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АКАДЕМИЗМ (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 - 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    academism

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. книжн.

    académisme m

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    academismo m, academicismo m

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    accademismo

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Литературная энциклопедия

    Академизм

    АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших. Представители старших поколений, общепризнанные, члены академий, как-то невольно привыкали смотреть на себя, как на парнасцев, классиков, бессмертных, чуждых вечной земной изменчивости, владеющих неоспоримой истиной «чистых форм». Верность этим установленным формам легче всего открывала доступ к академическому креслу. Создавался особый академический вкус «чистых форм». И вот эта то чистота форм защищалась во всех видах поэзии Академиями, как бы по завету основателя первой французской Академии (в 1635 г.), кардинала Ришелье. Видной задачей своей Академии кардинал Ришелье поставил очищение и облагораживание французского языка по образцу Academia della Crusca основанной поэтом Граццини во Флоренции в 1582 году с той же целью. Отсюда мысль о защите «чистых форм» стала девизом всех академий и во всех сферах знаний и искусства. Таким образом, сразу становится понятно, почему термин Академизм возникает сравнительно поздно, и именно в результате борьбы, возгоревшейся около вопроса о преимущественном значении «чистых форм» и новаторства. Новаторы всегда были, но они, проповедуя свои формы, должны были считаться с тем, что признание таланта устанавливается только официальными учреждениями, которые располагали всеми поощряющими средствами. Академии — определители общественного вкуса до тех пор, пока в это дело не вмешалось общество. С тех пор, как, благодаря развитию средств передвижения и печати, накоплению частных богатств, общество само взяло на себя определение талантливости художественных деятелей путем проявления широкого интереса к их произведениям и покупательного спроса на таковые, Академии утрачивают свое значение определителей литературных и вообще художественных мерок. Однако, до 60—80 годов XIX в., до эпохи величайшего расцвета индустрии, новаторы никогда не поднимали общего вопля против Академий, как учреждений, задерживающих развитие художественного вкуса в полном соответствии со всею современностью. Лишь теперь «чистые формы» зазвучали, как «классические формы», и их сберегатели в глазах представителей нового уклона стали казаться ложноклассиками Ложноклассицизм воскрес, получив новое название академизма. Впервые такая борьба намечается во Франции, где Шарль Бодлер и Поль Верлен резко заявляют свои права на выбор и тем, и форм вне круга, узаконенного Парижской Академией. За ними следует ряд других писателей и художников, и к семидесятым годам прошлого столетия назревает целая плеяда поэтов и художников, которые ставят своим девизом разрушение старых форм и пересмотр всего академического свода законов, как в отношении восприятия, так и в отношении воплощения художественных впечатлений. Импрессионисты и символисты объявляют академические вкусы отсталыми и успевают убедить в этом значительную часть культурной публики. Движение захватывает и другие национальные художественные силы. В России оно, прежде всего, сказывается в области живописи. Ряд художников в 80-х годах уходит из академии живописи и ваяния, в виде протеста против ее заветшалой манеры письма и обучения. Несколько позже в России возникает и крепнет символизм литературный, давший ряд видных писателей и поэтов. Борьба представителей этих направлений с чистыми академическими формами придает несколько отрицательный смысл термину академизм, как противоположности свободному в своих формах человеческому искусству. Таково одно значение термина, но он имеет и другое значение — более положительное. В последнем случае академизм понимается, вак верность установленным «чистым формам», в связи с глубокой значимостью содержания произведения, его обще-человеческим захватом. С этой точки зрения академизм Сюлли-Прюдома, Бласко-Ибаньеса, у нас В. Г. Короленко, И. Бунина рассматривается только в отношении манеры письма, стремящейся удержать старый язык, старую этимологию и синтаксис. Двойственное значение термина должно быть всегда строго учитываемо при названии того или другого художественного явления академичным. Академичен и Коненков, и Беклемишев, и Дункан, и Павлова. Одиозным термин становится только в случае подчеркивания им мертвящего единообразия («так принято») в определения художественности.

  25. Источник: Литературная энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    АКАДЕМИ́ЗМ -а; м.

    1. Не связанная с практикой чисто теоретическая направленность научных исследований и учебных занятий.

    2. В изобразительном искусстве 16 - 19 вв.: направление, сочетавшее подражание внешним формам античности и Ренессанса с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.

    3. Следование определённым классическим образцам, установленным традициям и правилам (в поэзии, балете и т.п.). Поэзия в духе академизма. Привнести а. в обучение классическому танцу.

    * * *

    академи́зм

    (франц. académisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, отвлечённые нормы красоты.

    * * *

    АКАДЕМИЗМ

    АКАДЕМИ́ЗМ (франц. academisme),

    1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.

    2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.

    3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: