Словарь Брокгауза и Ефрона

    знаменитейший русский актер, родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в Ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова (см.), Д. сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Д. исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоявшим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Д. перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для Петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова — устроить театр публичный, для всех классов доступный, — долго не имела успеха, и только благодаря энергии Д. был создан "Вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведование вновь учрежденным в СПб. Театральным училищем (1779) также было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Д. преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и † в СПб. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д. славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров (см. соотв. статью; оба из труппы Книппера), Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.

    Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, был одной из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял в основном переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал., СПб., 1772), "Честный преступник" (ком., с фр., id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб., 1773 и М., 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб., 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб., 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб., 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал., id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М., 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб., 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" стихи Сумарокова и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. Академией (1804-09). Около 20 лет Д., по поручению Российской акад., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в Академии. Д. возобновил свой труд, но он остался ненапечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при Моск. унив., М., 1883), пользовался оригиналом "Истории русского театра" Д., хотя не указывает, где его видел. Ф. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, написанных рукой Д. и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СПб., 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях", 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СПб., 1867) вышло из-под пера Д.

    Ср. "Известие о жизни Д." (СПб., 1822); Ф. Кони, "Биография Д." ("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. III); биография Д. для народа (СПб., 1884, изд. "Мирского Вестника"), И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).

    Ум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Дмитревский Иван Афанасьевич [28.2(11.3).1734, Ярославль, ‒ 27.10(8.11).1821, Петербург], русский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. Действительный член Российской академии (1802). Друг Ф. Г. Волкова и его сподвижник по созданию театра в Ярославле (1750). Вместе с труппой Волкова был вызван в Петербург и в 1752 отдан «для подготовки к актёрскому званию» в Петербургский шляхетный корпус. В 1756 вошёл в труппу первого русского постоянного публичного театра, руководимого драматургом А. П. Сумароковым и Волковым. Один из крупнейших представителей классицизма в русском театре. Лучшие роли: Синав, Димитрий («Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец» Сумарокова), Альцест («Мизантроп» Мольера). Д. способствовал укреплению общественной роли русского театра, расширению его репертуара, развитию национальной школы актёрского творчества. В 1780‒83 руководитель, педагог, актёр и режиссёр петербургского Театра Книппера, созданного для демократического зрителя. Позднее преподавал в Петербургской театральной школе. Преодолевая каноны классицистской эстетики, Д. в 1770 поставил пьесу «Евгения» Бомарше, исполнил в ней роль Кларандона. Перевёл ряд пьес сентименталистского направления. Большое влияние на творчество Д. оказало сближение с Д. И. Фонвизиным и И. А. Крыловым. В 1782, несмотря на препятствия со стороны двора, Д. поставил комедию Фонвизина «Недоросль»; роль Стародума стала одной из лучших его ролей. Первым из русских актёров Д. гастролировал за границей (1765‒66, 1767‒68). Д. воспитал несколько поколений актёров. Среди них А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова.

    Лит.: Всеволодский-Гернгросс В., Иван Афанасьевич Дмитревской, М.‒Л., 1945.

    Ю. А. Дмитриев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич (1736-1821) - российский актер, режиссер, педагог, действительный член Российской академии (1802). В 1749-51 в Ярославской труппе Ф. Г. Волкова, с 1756 в труппе первого русского постоянного публичного театра (Санкт-Петербург). Один из крупнейших представителей русского классицизма.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Дмитре́вский Иван Афанасьевич

    (1736—1821), актёр, режиссёр, педагог, действительный член Российской академии (1802). В 1750—51 в труппе Ф. Г. Волкова (Ярославль), с 1756 в труппе первого русского постоянного публичного театра (Санкт-Петербург). Один из крупнейших представителей русского классицизма.

    * * *

    ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич

    ДМИТРЕ́ВСКИЙ Иван Афанасьевич (1736—1821), российский актер, режиссер, педагог, действительный член Российской академии (1802). В 1749—51 в Ярославской труппе Ф. Г. Волкова, с 1756 в труппе первого русского постояݐݐސӐޠпубличного театра (Санкт-Петербург). Один из крупнейших представителей русского классицизма.

    * * *

    ДМИТРЕ́ВСКИЙ Иван Афанасьевич [20 февраля (3 марта) 1736, Ярославль — 27 октября (8 ноября) 1821, Петербург], русский актер, режиссер, театральный деятель и педагог.

    От духовной семинарии до придворного театра

    Родился в Ярославле в семье дьякона церкви Димитрия Селунского (отсюда произошли три его фамилии: Дмитревской и Дьяконов, а родовая была Нарыков). Обучался в духовной семинарии, в конце 1751 был прислан «для определения» на службу в Ярославскую Провинциальную канцелярию. В 1749—51 годах участвовал в спектаклях ярославской любительской труппы («охотников») под руководством Ф. Г. Волкова(см. ВОЛКОВ Федор Григорьевич). В начале 1752 по указу императрицы Елизаветы(см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) труппа была вызвана в Петербург, и Дмитревский в числе четырех лучших исполнителей был оставлен в Петербурге и отдан для продолжения образования в Шляхетный кадетский корпус. После учреждения 30 августа 1756 «Русского для представлении трагедий и комедий театра» вошел в его труппу, а по кончине Волкова (в 1763) стал «первым придворного российского театра актером» и лучшим артистом русского классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ): «Явил Петрополю красы котурна он», — писал о нем драматург-классицист А. П. Сумароков(см. СУМАРОКОВ Александр Петрович) .

    Репертуар

    В пьесах Сумарокова Дмитревский играл ведущие трагические роли (Синав — «Синав и Трувор», Хорев — «Хорев», Оскольд — «Семира», Вышеслав — «Вышеслав», Димитрий — «Димитрий Самозванец», Мстислав — «Мстислав»), однако присущее ему особое чувство стиля и жанра позволяло актеру прекрасно исполнять и главные роли в русских и переводных комедиях, «мещанских драмах» и даже в «слезных комедиях» (Дорант — «Ревнивый из заблуждения выведенный» Ж. Кампистрона, Альцеот — «Мизантроп» Мольера(см. МОЛЬЕР), Добросердов — «Мот, любовью исправленный» и Неумолков — «Пустомеля» В. И. Лукина(см. ЛУКИН Владимир Игнатьевич), граф Кларандон — «Евгения» П. О. Бомарше(см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), заглавные роли в «Менехмы» Ж. Ф.Реньяра(см. РЕНЬЯР Жан Франсуа), «Корион» Ж. Б. Л.Грессе, «Честной преступник» Ш. Ж.Фалбера, «Беверлей» Б. Ж.Сорена и др.).

    Дмитревский первым представил отечественный театр за границей, куда выезжал дважды: в 1765—66 — «смотреть английского и французского театру», в 1767—68 — выписывать французских актеров для русского придворного театра.

    Педагогическая деятельность

    С конца 1770-х годов он вел активную педагогическую деятельность: преподавал сценическое искусство питомцам Московского Воспитательного дома, составившим основу труппы Вольного театра в Петербурге (где сам Дмитревский в 1782—83 был антрепренером вместе с К. Книппером), обучал в Петербургской театральной школе (с 1784); наставлял актеров частных домашних театров (Н. П. Шереметева(см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович) и П. П. Есипова).

    В 1783 его назначили инспектором русской труппы. В 1787 он вышел в отставку («на полный пенсион», то есть в годовой оклад), но продолжал выступать на сцене и преподавать. В 1791 для него учредили должность «главного режиссера над всеми российскими зрелищами». В 1802 за особые заслуги перед русским театром и отечественной словесностью Дмитревского избрали действительным членом Российской Академии.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов


    Дмитревский (Дмитревской) Иван Афанасьевич

    (наст. фам. Дьяконов-Нарыков; 1734–1821) – рус. актер, драматург, переводчик. Род. в семье протоиерея. Обучался в семинарии. Артистич. деятельность начал в труппе Ф.Г. Волкова, после смерти кот. стал ведущим актером и режиссером придворного т-ра. В 50—60-е гг. был виднейшим предст. рус. сценич. классицизма, но позднее вышел за рамки классицистич. эстетики. Автор пост. «Недоросль» (1782; играл роль Стародума). Перевел неск. пьес с франц. яз. Ок. 20 лет трудился над «Историей русского театра» (рукопись не сохранилась).

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: