Большая Советская энциклопедия

    Мясковский Николай Яковлевич [8(20).4.1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша, ‒ 8.8.1950, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899‒1902 учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москве и Петербурге (до 1908). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского. В 1911 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова). В консерватории началась большая дружба М. с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения М. начали исполняться в концертах и издаваться (1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча «Молчание», 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных соч.). С 1911 выступал как музыкальный критик в московском журнале «Музыка». Особенно большое значение имела его статья «Бетховен и Чайковский» (1912). В начале 1-й мировой войны 1914‒18 был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к «просветлению» его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции М. работал в Морском генеральном штабе, в 1921 был демобилизован и жил в Москве. Один из авторитетнейших русских музыкантов, М. с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 он работал в Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932‒48 был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых ‒ В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, Г. Г. Галынин.

    М. ‒ один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества М. характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические ‒ 6-й (1923), героические ‒ 16-й (1936), лирические ‒ 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. М. ‒ автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й ‒ Государственная премия СССР, 1946, и 13-й ‒ Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы М. концерты с оркестром ‒ для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946). Среди др. сочинений М. ‒ сонаты для фортепиано (9), для виолончели (2, в том числе 2-я ‒ Государственная премия СССР, 1950); вокальные произведения ‒ кантаты «Киров с нами» (слова Н. С. Тихонова, 1942) и «Кремль ночью» (слова С. А. Васильева, 1947), циклы романсов на слова Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванова, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, А. А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова, С. П. Щипачёва, Р. Бёрнса, массовые песни, хоры и др. Награждён орденом Ленина.

    Лит.: Ливанова Т., Н. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я, Мясковского. Сост. В. Виноградов, М., 1954; Н. Я. Мясковский. Собрание материалов, т. 1‒2, 2 изд., М., 1964; Иконников А., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич (1881-1950) - российский композитор, педагог, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. 27 симфоний, 3 симфониетты, концерты для инструментов с оркестром, 13 струнных квартетов, 9 сонат и циклы пьес для фортепиано, вокальные произведения и др. Статьи о музыке. Профессор Московской консерватории (с 1921). Государственная премия СССР (1941, 1946 - дважды, 1950, 1951, посмертно).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Мяско́вский Николай Яковлевич

    (1881—1950), композитор, педагог, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Ученик А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова. Один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. 27 симфоний (1908—49), 3 симфониетты, концерты для инструментов с оркестром, 13 струнных квартетов, 9 сонат и циклы пьес для фортепиано, вокальные произведения и др. Статьи о музыке. Профессор Московской консерватории (с 1921). Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951, посмертно).

    * * *

    МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич

    МЯСКО́ВСКИЙ Николай Яковлевич (1881—1950), русский композитор, педагог, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. 27 симфоний, 3 симфониетты, концерты для инструментов с оркестром, 13 струнных квартетов, 9 сонат и циклы пьес для фортепиано, вокальные произведения. Статьи о музыке. Профессор Московской консерватории (с 1921). Государственная премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951, посмертно).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 20 IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша - 8 VIII 1950, Москва)

    Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. "Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском", - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его "духовной летописью". Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой.

    Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме "Аластор".

    Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая "была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах", - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве "очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным".

    Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. "Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением", - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... "с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку". Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

    В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, "бешено", и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы "Молчание" (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. "Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков", - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в "обстоятельствах личной судьбы", заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. "Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье"? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: "Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского".

    Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шёнберга, посещает "Вечера современной музыки", в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

    В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике "Музыка", издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. "Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости", - пишет Мясковский, наблюдая "вопиющую неразбериху" на фронте, и приходит к выводу: "К черту войну всякую"!

    После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую ("отклик на близко пережитое, но со светлым концом") и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев:..."Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя". Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

    С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества "Коллектив композиторов", с 1924 г. активно сотрудничает в журнале "Современная музыка".

    После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

    От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к "парному сочинению", которую Асафьев характеризовал как "два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне". Сам Мясковский писал о симфониях, "что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые". Примером первых может служить Десятая, которая "явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из "Медного всадника" Пушкина". Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением "в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность" (Асафьев).

    Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    МЯСЌ́ОВСКИЙ Николай Яковлевич (1881—1950), сов. композитор. Автор одного из самых значит. вокальных циклов на стихи Л. Композитору особенно близка зрелая лирика Л. со свойственной ей глубиной мысли, мудрой простотой и человечностью. М. создал цикл из 12 романсов для голоса с фп. (в его сб.: Романсы, М., 1937): «Казачья колыбельная»; «Выхожу один я на дорогу»; «Нет, не тебя так пылко я люблю»; «К портрету» («Как мальчик кудрявый резва»); «Солнце» («Как солнце зимнее прекрасно»); «Они любили друг друга»; «В альбом» («Как одинокая гробница»); «Ты идешь на поле битвы»; «Она поет и — звуки тают»; «Не плачь, не плачь, мое дитя»; «Из альбома С. Н. Карамзиной»; «Прости! — мы не встретимся боле». По отзывам критики 1930-х гг., цикл М. представляет собою «лирику сильной и большой мысли, сложных психологических образов... Психологической тонкости лермонтовского цикла как нельзя лучше соответствует гибкая декламационность вокальной партии, фактурное и гармоническое богатство фортепианного сопровождения» (А. Громан). По мнению критики, лучшие романсы цикла — «Казачья колыбельная» и «Выхожу один я на дорогу».Лит.: Гроссман В., Лермонт. романсы Мясковского, «Сов. иск-во», 1938, 2 окт. (то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Собр. материалов в 2-х тт., 2 изд., т. 1— Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964, с. 140—43); Крейтнер Г., Вокальное творчество Н. Мясковского, «СМ», 1938, № 1; Громан А., О сов. романсе, там же, 1939, № 12, с. 74; Канн Е., М. Ю. Л. и музыка, [М.], 1939, с. 24—26; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критич. отзывах, [М.], 1969, с. 130—31; История музыки народов СССР. 1932—1941, т. 2, М., 1970, с. 111—12; Скребкова-Филатова М., О романсах Мясковского, «Муз. жизнь», 1972, № 7, с. 15—16.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: