«Англо-иранские договоры и соглашения»

Англо-иранские договоры и соглашения в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Англо-иранские договоры и соглашения»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    1800, 1809, 1814, 1841, 1857, 1882, 1919. Политические и торговые договоры 1800. Подписаны в Тегеране 12 шабана 1215 (29 декабря 1800; в тексте договора указан январь 1801). Иран обязался выступить в защиту Индии в случае нападения на неё афганцев или какой-либо европейской державы. Англия обязалась снабжать Иран военным снаряжением. Торговый договор предоставлял английским и индийским купцам право свободно селиться в иранских портах, беспошлинно ввозить в Иран некоторые английские товары. Договор 1809 («Предварительный англо-иранский договор»). Подписан 12 марта во время русско-иранской войны 1804—13. Имел целью вынудить Иран продолжать войну с Россией и обязывал его порвать с Францией и др. враждебными Англии государствами. Англия обязалась выплачивать Ирану субсидию и снабжать его военным снаряжением и предоставить инструкторов. Договор 1814. Подписан 25 ноября. Воспроизводил договор 1809 и обязывал Иран послать войска на помощь англичанам в случае нападения на Индию. Торговый договор 1841. Подписан 28 октября. Предоставлял Англии торговые привилегии, аналогичные предоставленным Ираном России по Туркманчайскому договору 1828 (См. Туркманчайский договор 1828).Договор 1857. Подписан 4 марта, завершил англо-иранскую войну 1856—57. Иран обязался вывести войска из Герата и признать независимость Афганистана и Герата. В случае разногласий между Ираном, с одной стороны, и Гератом и Афганистаном — с другой, шах обязался прибегать к посредничеству Англии. Соглашение 1882 о борьбе с работорговлей в Персидском заливе. Подписано 2 марта, восстанавливало в основном англо-иранскую конвенцию 1851 с правом досмотра англичанами иранских торговых судов. Соглашение 1919. Подписано 9 августа Англия получила право реорганизовать иранскую армию и направлять своих советников в государственные учреждения Ирана и т. д. Предоставляемый заём Ирану в 2 млн. фунтов стерлингов должен был расходоваться под контролем англичан. Это соглашение в феврале 1921 иранское правительство объявило аннулированным в условиях резких протестов со стороны иранской общественности, роста национально-освободительного движения в странах Ближнего Востока и успешных советско-иранских переговоров в Москве о заключении политического договора.

    Публ.: Ключников Ю. В. и Сабанин А. В., Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 2, М., 1926, с. 340—41; Aitchison C. U., A collection of treaties, engagements and sanads relating to India and neighbouring countries, v. 13, Calcutta, 1933; Motamen-ol-MoIk Recueil des traites de I'empire Persan avec les pays etrangers, Teheran, 1908.

    М. С. Иванов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Дипломатический словарь

    - 1) А.-и. с. 1763 о льготах и привилегиях английских купцов на территории Ирана - оформлено фирманом правителя Ирана Керим хана Зенда, изданным 2. VII в столице зендов г. Ширазе на имя английской Ост-Индской компании. Фирман предоставлял англичанам ряд важных преимуществ, в т. ч.: 1) право владения землёй для создания укреплённых торговых факторий как в портах Персидского залива, в частности в Бендер-Бушире, так и в других пунктах Ирана; 2) право свободной и беспошлинной торговли с единственным условием, что золото и серебро, вырученные от продажи английских товаров, не будут вывезены из Ирана, а будут обращены на закупку иранских товаров; 3) монопольное право на ввоз шерстяных изделий; 4) освобождение служащих английских факторий от уплаты всяких налогов и податей и др. Предоставляя англичанам эти льготы, Керим-хан надеялся восстановить и развить внешнюю торговлю Ирана, пришедшую в упадок во время афганского нашествия и внутренних смут в Иране в середине 18 в. В действительности А.-и. с. принесло наибольшую выгоду не Ирану, а Англии, обеспечившей благодаря полученным льготам привилегированное положение английской торговли в Иране.

    2) А.-и. д. 1801 политический и торговый - подписаны в Тегеране 4. I от имени Англии капитаном Джоном Малькольмом и от имени Ирана - первым визирем Хаджи Ибрагимом. Малькольм был послан к Фатх-Али шаху английскими властями в Индии с целью помешать сближению между Францией и Ираном и предотвратить возможное использование Ирана в качестве плацдарма для нападения французов на Индию (чего добивалось французское правительство, направившее в Иран ещё в 1796 миссию Оливье), а также с целью обезопасить английские владения в Индии от афганского вторжения. По политическому договору шах взял на себя обязательства: 1) послать иранские войска в Афганистан в случае нападения Афганистана на английские владения в Индии; 2) изгнать французов из Ирана и впредь не допускать их в Иран. Англия обязалась снабжать Иран военным снаряжением, в случае если он подвергнется нападению со стороны Франции или Афганистана.

    Подписанный одновременно торговый договор закреплял за английскими и индийскими купцами на территории Ирана льготы и привилегии, предусмотренные англо-иранским соглашением 1763.

    Договоры 1801 были направлены также против России, которая в 1800 сблизилась с наполеоновской Францией и могла принять участие в подготовлявшемся Наполеоном походе на Индию. Английская поддержка толкала Иран к обострению отношений с Россией, приведшему вскоре к русско-иранской войне 1804-13. Однако А.-и. д. 1801 не принесли выгоды Ирану. Во время русско-иранской войны Англия отказалась помочь Ирану вооружением и боеприпасами, ввиду чего шах вопреки договору 1801 обратился к Наполеону с просьбой о помощи, принял французских представителей и в 1807 заключил с Францией союз, направленный против Англии и России (см. Ирано-французский договор 1807).

    3) А.-и. д. 1809 - подписан 12. III в Тегеране первым визирем Ирана Мирзой Мохаммедом Шафи и полномочным посланником Англии Харфордом Джонсом. Англия начала добиваться этого соглашения ещё в 1807, когда Джонс был прислан к Фатх-Али шаху с поручением приостановить распространение французского влияния в Иране после подписания ирано-французского договора 1807. С той же целью в начале 1808 генерал-губернатором Индии лордом Минто был послан в Иран бригадный генерал Джон Малькольм, известный Фатх-Али шаху по переговорам о заключении политического и торгового англо-иранских договоров 1801. Однако шах под давлением французского представителя генерала Гардана отказался принять Малькольма, а прибывшего после него Джонса даже не пустил в Тегеран. Только после того как в связи с заключением Тильзитпского мирного договора (см.) французы прекратили помощь Ирану в войне против России, шах принял Джонса, предложил Гардану покинуть Иран и заключил с Англией договор "о союзе и дружбе", названный обеими сторонами "предварительным".

    По договору шах обязался порвать отношения с Францией и другими враждебными Англии государствами, а Англия обязалась до окончания войны с Россией выплачивать шаху ежегодно субсидию в сумме 160 тыс. туманов и прислать военных инструкторов и оружие для иранской армии. Таким образом, договор 1809 был прямо направлен против России. Англия рассчитывала при помощи этого договора побудить Иран к продолжению войны с Россией, не допустить дальнейшего продвижения России в Закавказье, а также воспрепятствовать включению Ирана в орбиту франко-русской политики и использованию иранской территории в качестве плацдарма для нападения на Индию. Впоследствии на основе этого "предварительного" договора был подписан "окончательный" англо-иранский договор 1814. 4) А.-и. д. 1814 - подписан в Тегеране 25. XI на основе англо-иранского договора 1809. Несмотря на то, что Англия в 1812 вступила в союз с Россией, её политика на Востоке носила антирусский характер. Окончание войны с Наполеоном и ослабление заинтересованности Англии в поддержке со стороны России привели к дальнейшему углублению англо-русских противоречий. Поэтому наряду с разногласиями в европейской политике, возникшими между Англией и Россией во время Венского конгресса (см.), их взаимоотношения на Востоке сделались открыто враждебными. Англия стремилась подчинить своему влиянию сопредельные с Россией страны Востока и не допустить продвижения России по направлению к Индии. Эту цель и преследовал А.-и. д. 1814. Он предусматривал "вечный мир между Англией и Ираном" и возлагал на иранского шаха следующие обязательства: 1) аннулировать договоры и союзы со всеми враждебными Англии европейскими государствами; 2) не пропускать в Индию войска европейских держав через Иран; 3) принудить правителей Хорезма, Бухары и Самарканда не пропускать в Индию войска европейских государств через их территории; 4) послать иранские войска на помощь англичанам, в случае если между Афганистаном и Британской Индией возникнет война; 5) приглашать военных инструкторов для иранской армии только из Англии или из дружественных ей стран. В свою очередь Англия обязывалась: 1) в случае нападения на Иран какой-либо европейской державы (т. е. России) оказать Ирану помощь присылкой войск из Индии или выплатой ежегодной субсидии в размере 200 тыс. туманов; 2) добиться пересмотра русско-иранской границы, установленной Гюлистанским мирным договором 1813 (см.); 3) не вмешиваться во внутренние дела Ирана и не занимать какие бы то ни было части его территории; 4) не вмешиваться в войну между Ираном и Афганистаном в случае её возникновения.

    Таким образом, А.-и. д. 1814 был направлен против России и по определению, данному впоследствии лордом Керзоном, исходил из стремления "держать Россию на возможно далёком расстоянии от индийской границы".

    5) А.-и. д. 1857 - подписанный 4. III в Париже английским послом во Франции Коули и иранским послом Фаррох-ханом, завершил англо-иранскую войну 1856-57. Война была вызвана тем, что иранская армия весной 1856 осадила крепость Герат и в октябре того же года овладела ею. Англия, противодействовавшая захвату Герата Ираном, заключила договор с афганским эмиром Дост-Мухаммедом (см. Англо-афганские договоры) и заявила Ирану решительный протест против похода иранских войск на Герат. Однако иранский шах, поощрённый Россией, для которой приобретение Герата Ираном явилось бы частичным реваншем за поражение в Крымской войне, оставил протест Англии без последствий. В конце 1856 дипломатические отношения между Англией и Ираном были прерваны, и английский посланник Меррей выехал из Тегерана. Начавшиеся после этого военные действия развивались неблагоприятно для Ирана. Со своей стороны Англия тоже была заинтересована в скорейшем окончании войны, т. к. в начале 1857 в Индии уже имели место первые вспышки восстания сипаев, для подавления которого англичане нуждались в войсках, занятых в Иране.

    Ввиду этого А.-и. д. был заключён на основе довоенного статус кво и носил характер компромисса. Договор провозглашал установление "вечного мира и дружбы" между Англией и Ираном. Иранский шах обязался: вывести свои войска из Герата и других близлежащих пунктов Афганистана и впредь не предъявлять никаких претензий на эти территории; признать независимость Герата и Афганистана и не вмешиваться в их внутренние дела; обращаться к посредничеству Англии в случае возникновения разногласий между Ираном, с одной стороны, и Гератом и Афганистаном-с другой. При этом было оговорено, что в случае нарушения афганцами иранской границы Иран имеет право временно послать свои войска для преследования нарушителей на их территории, но отнюдь не для постоянной оккупации или аннексии какой-либо части Афганистана. В свою очередь Англия обязалась прекратить военные действия и отозвать свои войска из Ирана. Возвращение английского посланника в Тегеран состоялось в 1857 после ратификации договора и принесения иранским премьером извинений за оскорбительное, по мнению англичан, обращение, которому английский посланник подвергся в Иране накануне войны.

    6) А.-и. с. 1882 о пресечении торговли рабами на Персидском заливе - подписано 2. III в Тегеране министром иностранных дел Ирана Мирзой Саидом и посланником Англии Рональдом Ф. Томсоном. Соглашение предоставляло английским военным кораблям право производить досмотр иранских торговых судов в Персидском заливе и задерживать те суда, которые занимаются перевозкой рабов для продажи. В прошлом Англия уже пользовалась таким правом по конвенции, заключённой в 1851 на 11-летний срок и затем продлённой до 1872 при подписании англо-иранского мирного договора 1857. Новое соглашение подтверждало и расширяло эти права Англии. Оно также предусматривало, что задержанные английскими кораблями суда работорговцев подлежат доставке в иранские порты, причём иранское правительство обязывалось сурово наказывать работорговцев, а рабов отпускать на свободу, гарантируя им безопасность и гуманное отношение. В соглашении оговаривалось, что рабы, сопровождающие паломников, не должны задерживаться при условии, если их число не превышает количества, зафиксированного в паспорте паломника при выезде из Ирана.

    А.-и. с. было широко использовано англичанами как одно из важных средств укрепления своего господства в районе Персидского залива.

    7) А.-и. с. 1903, таможенное - подписано 9. II в Тегеране английским посланником Артуром Гардинном, с одной стороны, и иранским премьер-министром Атабек Азамом Али Асгар ханом (Амин-эс-Салтане) и генеральным директором иранских таможен и почт Наусом - с другой. Заключению соглашения предшествовали длительные переговоры, происходившие в обстановке обострённого англо-русского соперничества. Настаивая на подписании соглашения, Англия стремилась нейтрализовать подписанное русско-иранское таможенное соглашение 1901, которое предоставило России важные преимущества и было расценено англичанами как серьёзный удар по британским торговым интересам в Иране. Новое англо-иранское соглашение, изменяя и дополняя ст. 9 англо-иранского мирного договора 1857, предусматривавшую лишь принцип наибольшего благоприятствования в англо-иранских торговых отношениях, устанавливало примерно такие же условия, какие были положены в основу русско-иранского таможенного соглашения 1901, а именно: отмену системы адвалорных таможенных пошлин (5% с цены товара) и введение специфического таможенного тарифа, причём по многим товарам пошлины совершенно отменялись; отмену дорожных сборов; замену откупной системы европейскими методами взимания пошлин.

    8) А.-и. с. 1919 "о британской помощи для содействия прогрессу и благополучию Персии" - подписано 9. VIII в Тегеране английским посланником в Иране Перси Коксом и иранским премьер-министром Восуг-эд-Цоуле (см.), Несмотря на то, что в ст. I Англия формально подтверждала "неоднократно дававшееся ею в прошлом обязательство безоговорочно уважать независимость и целостность Ирана", соглашение в действительности должно было превратить Иран в английскую полуколонию и в этих целях предусматривало: 1) посылку в Иран за счёт иранского правительства английских экспертов-советников в различные отрасли государственного аппарата; 2) немедленное создание смешанной комиссии из английских и иранских офицеров для реорганизации иранской армии по единому образцу (офицеры-инструкторы, а также всё вооружение и снаряжение, необходимые для реорганизации иранской армии, должны были быть присланы из Англии за счёт иранского правительства); 3) финансирование Англией вышеуказанных реформ путём займа в 2 млн. ф. ст. сроком на 70 лет из 7% годовых (заём обеспечивался таможенными и другими доходами иранского правительства); 4) организацию смешанного англо-иранского предприятия для строительства железных и других дорог на территории Ирана; 5) создание смешанной англо-иранской комиссии для пересмотра иранского таможенного тарифа.

    Одновременно с подписанием соглашения Кокс обратился к Восуг-эд-Доуле с двумя нотами. В первой из них говорилось, что если соглашение о реформах, которые Иран имеет в виду провести, будет подписано, то Англия обещает содействовать Ирану в пересмотре договоров, существующих между обеими сторонами, в удовлетворении претензий Ирана на возмещение материального ущерба, причинённого ему воюющими государствами, и в исправлении границ Ирана в пунктах, где это будет признано справедливым. Вторая нота определяла, что Англия не будет требовать от Ирана возмещения стоимости содержания тех войск, "которые Англия вынуждена была послать в Иран ввиду отсутствия у последнего силы защищать свой нейтралитет", и что Иран отказывается от претензий на возмещение убытков, вызванных пребыванием британских войск на иранской территории.

    Таким образом, соглашение устанавливало фактический протекторат Англии над Ираном. Воспользовавшись тяжёлым международным и внутренним положением Советской России, англичане установили в Иране преобладающее влияние.

    Не дожидаясь утверждения соглашения иранским меджлисом, англичане приступили к его осуществлению. В Иран прибыла английская финансовая миссия во главе с Армитаджем Смитом, а также военные инструкторы. В 1920 на основании пункта соглашения о пересмотре таможенного тарифа была подписана англо-иранская таможенная конвенция, которая устанавливала для Англии исключительно выгодные и пониженные тарифы, а для Советской России весьма высокие, фактически запретительные.

    Кабальный характер А.-и. с. 1919 вызвал резкие протесты иранской общественности. В связи с этими протестами и ростом национально-революционного движения в Иране (особенно в Гиляне, Азербайджане и Хорасане), а также в связи с изменившейся международной обстановкой (укрепление международных позиций Советской России, установление советской власти в Закавказье, развитие национально-революционного движения в Турции и Афганистане, успех советско-иранских переговоров в Москве о заключении политического договора) иранский меджлис не утвердил А.-и. с. 1919, и в феврале 1921 иранское правительство официально объявило о его аннулировании.

    9) А.-и. с. 1933 - об условиях деятельности Англо-персидской нефтяной компании было подписано 29. IV в Тегеране уполномоченным иранского правительства и председателем правления компании Джоном Кедмэн.

    А.-и. с. урегулировало т. н. англо-персидский нефтяной конфликт, возникший в связи с аннулированием иранским правительством 26. XI 1932 концессии Дарси.

    В 1901 англичанин Вильям Нокс Дарси получил от иранского правительства концессию (сроком на 60 лет) на изыскание и добычу нефти по всей территории Ирана, за исключением пяти северных провинций (Азербайджана, Гиляна, Мазандерана, Астрабада и Хорасана). В 1909 для эксплуатации открытых в Хузистане нефтяных месторождений на основе этой концессии образовалась Англо-персидская нефтяная компания (в 1935 переименована в Англо-иранскую нефтяную компанию). Крупное значение эта компания получила уже в период первой мировой войны, когда, по настоянию тогдашнего морского министра Уинстона Черчилля, британское правительство путём приобретения в 1914 контрольного пакета акций компании взяло в свои руки руководство и контроль над её деятельностью.

    К тридцатым годам компания превратилась в мировой нефтяной концерн с рядом дочерних предприятий в Ираке, Ковейте, Сирии и Ливане, Египте и др.

    Проникновение США на Ближний и Средний Восток и их борьба за контроль над открытыми здесь нефтяными месторождениями, растущее недовольство иранского народа хозяйничанием компании, а также большое политическое и военно-стратегическое значение для Англии района концессии заставили англичан заблаговременно добиваться продления её срока. В целях осуществления поставленной задачи англичане спровоцировали конфликт с Ираном.

    В 1931 компания резко снизила размер выплачиваемых иранскому правительству отчислений от прибылей (с 1 300 тыс. ф. ст. в 1930 до 307 тыс. в 1931). В ответ на это иранское правительство аннулировало концессию, но одновременно выразило готовность вести переговоры о её возобновлении на новых условиях.

    В конфликт вмешалось английское правительство, которое нотами от 2 и 7. XII 1932, выразив энергичный протест, потребовало от Ирана отказа от заявления об аннулировании концессии. Одновременно в Персидский залив были направлены английские военные суда.

    Затем Англия, ссылаясь на ст. 15 Устава Лиги наций, апеллировала к Совету Лиги. Последний, не высказавшись против английской военной демонстрации, рекомендовал обеим сторонам притти к соглашению и предупредил Иран о необходимости впредь до урегулирования конфликта дать возможность компании действовать на прежних условиях.

    Нажим Великобритании и капитулянтская линия правительства Реза-шаха привели к подписанию и ратификации А.-и. с.

    Компания согласилась на увеличение доли иранского правительства в прибылях. Вместо прежних 16% прибыли компания обязалась выплачивать 4 шиллинга с каждой проданной в Иране или вывезенной из него тонны нефти и, кроме того, ещё 20% прибылей, подлежащих распределению после выплаты пайщикам 5-процентного дивиденда, причём отчисления Ирану при любых условиях не могли быть ниже 750 тыс. ф. ст. ежегодно. Наконец компания обязалась выплачивать иранскому правительству вместо государственных налогов в первые 15 лет 225 тыс. ф. ст., а в последующие 15 лет - 300 тыс. ф. ст. ежегодно. Таким образом иранскому правительству гарантировался ежегодный минимум отчислений размером в 975 тыс. ф. ст.

    Хотя А.-и. с. несколько ограничивало территориальные пределы деятельности компании областью к югу от линии Керманшах-Луристан-Сеидабад- Бампур и далее до границ британского Белуджистана, но оно закрепляло за англичанами огромный район южного и юго-западного Ирана с его колоссальными запасами нефти.

    Взамен перечисленных уступок А.-и. с. продлило концессию до 31. XII 1993, причём категорически исключало возможность аннулирования или изменения условий концессии односторонним актом иранского правительства (ст. 21).

    На основе А.-и. с. Англо-иранская компания значительно расширила свою деятельность. В 1946 на промыслах компании работало свыше 70 тыс. рабочих, в 1945 было добыто 17 млн. m нефти (в 1933 - 6 800 тыс. т). Компания имеет свои нефтепроводы, нефтеналивной флот, аэродромы, авиацию, железные дороги, собственную полицию и является, по выражению иранской печати, "государством в государстве".

    Компания оказывает значительное влияние на политическую жизнь Ирана, "субсидируя" прессу, государственных чиновников и политических деятелей. Таким путём действовала компания и осенью 1944, пытаясь сорвать советско-иранские переговоры о нефтяной концессии на севере Ирана.

    Местные власти на юге Ирана фактически находятся на службе компании.

    Английское правительство, стремясь подчеркнуть значение компании, назначило в 1946 председателем правления бывшего начальника имперского генерального штаба фельдмаршала Аллана Брука.

  3. Источник: Дипломатический словарь