русские живописцы из крепостных Шереметева. — Иван А. учился портретной живописи у иностранных художников, был знаменит в половине XVIII ст. По приказанию императрицы Елисаветы к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачев (инспектор Академии худ.), И. И. Саблучок (академик). — Никита А. славился, как портретист, в Москве в начале XIX ст.
I
Аргуно́вы
русские живописцы-портретисты, крепостные графов Шереметевых. Иван Петрович А. (1729 — 1802, Москва), учился, возможно, у двоюродного брата Федора Леонтьевича А. и у Г. Гроота. Автор парадных портретов, в которых широко использованы формы искусства барокко (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, оба — в музее в Кусково). Один из создателей камерного портрета в России (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых, 1757, оба — в музее в Останкино, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784, Третьяковская галерея). Николай Иванович А. (1771 — умер после 1829, Москва), сын и ученик предыдущего. В 1816 получил вольную. С 1818 академик петербургской А. Х. Испытал влияние классицизма. Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в том числе Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (1802—03; оба — в музее в Кусково).
Лит.: Селинова Т. А., И. П. Аргунов, «Искусство», 1952, № 5; Костикова Н. Р., Николай Аргунов, «Искусство», 1951, № 3.
И. П. Аргунов. Портрет К. А. Хрипунова. 1757. Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Москва.
Н. И. Аргунов. Портрет П. И. Ковалёвой-Жемчуговой. 1802. Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Москва.
IIАргуно́вы
русские архитекторы, крепостные графов Шереметевых.
Федор Семенович А. (ок. 1732 — ок. 1768), двоюродный брат живописца И. П. Аргунова. Вероятно, учился у С. И. Чевакинского (См. Чевакинский) в Петербурге, участвовал в строительстве дома Шереметева на Фонтанке (1750—55). Жил в Петербурге. В подмосковной усадьбе Кусково по проектам А. сооружены: кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755—75), предположительно, оранжерея (1761—64) — постройки, характерные для русского барокко середины 18 в. К ранним работам А. относится проект дома-усадьбы (ныне в научно-исследовательском музее АХ СССР, Ленинград).
Павел Иванович А. (ок. 1768 — 1806, Москва), сын живописца И. П. Аргунова. С 1793 возглавил строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино под Москвой (построен в стиле русского классицизма), в котором по его проектам создан ряд интерьеров.
Лит.: Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938.
П. И. Аргунов. Ротонда Останкинского дворца. Конец 18 в.
Ф. С. Аргунов. Павильон «Грот». 1755-75. Кусково. Москва.
АРГУНОВЫ - русские крепостные живописцы-портретисты, отец и сын:..1) Иван Петрович (1729-1802), автор репрезентативных парадных и камерных портретов
2)] Николай Иванович (1771 - после 1829), испытал влияние классицизма ("П. И. Ковалева-Жемчугова", 1802-03).
АРГУНОВЫ - русские крепостные архитекторы:..1) Федор Семенович (ок. 1732 - ок. 68). Барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-75) в усадьбе Кусково
2)] Павел Иванович (ок. 1768-1806). С 1793 возглавлял строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино (классицизм), автор ряда интерьеров.
— русские живописцы из крепостных Шереметева. Иван А. учился портретной живописи у иностранных художников, был знаменит в половине XVIII ст. По приказанию императрицы Елисаветы к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачев (инспектор Академии худ.), И. И. Саблучок (академик). — Никита А. славился как портретист в Москве в начале XIX столетия.
{Брокгауз}
Аргуновы
—1) Иван Петрович (р. 1727, ум. после 1797), рус. живописец, крепостной графа Шереметьева, отец живописцев Николая и Якова А. А. самый выдающийся и типичный живописец из крепостных усадебных мастеров. Им исполнены портреты П. Шереметьева, фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены, М. Голицына (все — в бывш. подмосковной Шереметьевых "Кусково"). В Третьяковской галерее хранятся его лучшие полотна — портрет архитектора Ветошникова и его жены (1786—87).
2) Николай Иванович, художник (1771, ум. после 1829). Сын и ученик предыдущего. Будучи крепостным гр. Н. П. Шереметьева, ездил с ним за границу, где завершил свое художественное образование. В возрасте 44 лет отпущен на волю. Произведения его находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и, в наибольшем количестве, в Кускове.
Аргуновы
I
российские крепостные живописцы-портретисты, отец и сын. Иван Петрович (1729—1802), автор барочно-декоративных парадных и камерных портретов. Николай Иванович (1771 — после 1829), испытал влияние классицизма («П. И. Ковалёва-Жемчугова», 1802—1803).
II
российские крепостные архитекторы. Фёдор Семенович (около 1732 — около 1768). Барочные кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755—1775) в усадьбе Кусково. Павел Иванович (около 1768 — 1806). С 1793 возглавлял строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино (классицизм), автор ряда интерьеров.
* * *
АРГУНОВЫАРГУНО́ВЫ, семейство художников и архитекторов, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров в наиболее показательной и разнообразной форме. Все они были крепостными графов Шереметевых(см. ШЕРЕМЕТЕВЫ). Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716—1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А.М. Матвеева(см. МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич). Круг его работ до сих пор достаточно четко не определен.
Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. Грота, долго работавшего в России. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Занимал видное положение при графе П. Б. Шереметеве(см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович), будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве. Вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо). Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И. И. Лобанов-Ростовский» и «Е. А. Лобанова-Ростовская», 1750—1754 гг.; «П. Б. Шереметев» и «А. П. Шереметева», 1760-е гг.; посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.
Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся своим тонким задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены, которые раньше считались картинами кисти «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е; «Девочка-калмычка Анна Николаевна», 1767; «Неизвестная в русском костюме», 1784); последний образ «барышни-крестьянки», подкупающе-простой, чуждой сословного лоска, но в то же время удивительно грациозной, принадлежит к числу самых популярных картин русского «века Просвещения». Уже с 1750-х гг., когда И. П. Аргунов был еще совсем молод, его мастерская играла и важную педагогическую роль (среди учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко(см. ЛОСЕНКО Антон Павлович)). В поздние годы занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.
Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829, Москва) учился у отца, И. А. Аргунова, а в 1790-е гг. совершенствовал мастерство, копируя картины Эрмитажа. В 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и П. И. Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (1802) и полосатом халате (1803). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью.
Яков Иванович Аргунов (1784 — после 1835), еще один сын И. П. Аргунова. Тоже учился в основном у отца. Получил вольную также в 1816. По его рисункам выполнялись портретные гравюры для историко-биографических изданий Д. Н. Бантыш-Каменского(см. БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич) и П. П. Бекетова(см. БЕКЕТОВ Платон Петрович). Немногие дошедшие до нас картины Я. И. Аргунова (портреты В. П. Разумовской, 1824; неизвестного в меховой шапке) близки по стилистике к работам брата.
Члены семьи внесли также значительный вклад в архитектуру. Двоюродный брат И. П. Аргунова, Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 — ок. 1768), который учился, вероятно, у С. И. Чевакинского(см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович), был видным представителем барокко (точнее т.н. «елизаветинского барокко», тяготеющего не столько к широкому размаху, сколько к нарядной, прихотливой живописности своих структур и декора). Он построил (с соавторами) дом П. Б. Шереметева на Фонтанке в Петербурге (1750—1755) и ряд усадебных построек в Кусково(см. КУСКОВО) (кухонный флигель, 1755; павильон «Грот», 1755—1775; и, возможно, оранжерею, 1761—1764).
Архитектурой занимался и один из сыновей И. П. Аргунова, Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 — 1806, Москва). Учился рисованию и черчению у отца, под руководством последнего выстроил оранжерею в Останкино(см. ОСТАНКИНО) (1790). С 1793 возглавлял там в качестве прораба строительство знаменитого дворца-театра (по проектам Ф. Кампорези и др. зодчих). Оформил ряд интерьеров, разместив там художественные коллекции, а также участвовал в разбивке здешнего парка. В его творчестве, хотя и живописном, но более строгом по стилю (чем у Ф. С. Аргунова) возобладал классицизм.