Словарь Брокгауза и Ефрона

    или Массене (Jules-Emile-Frédé ric Massenet) — известный французский композитор; род. в 1842 г.; был учеником Ребера и Амбруаза Тома; получил в Париж. консерватории первый приз (prix de Rome) за кантату "David Rizzio". В 1867 г. М. ставит в Op é ra-Comique небольшую оперу "La grande-tante", затем пишет для пения, для оркестра. Из его романсов обращает на себя внимание в особенности "Po ê me d'Avril". В 1872 г., по заказу дирекции Op é ra-Comique, M. пишет в три недели трехактную оперу "Дон-Сезар де Базан", не имевшую никакого успеха. Больше понравилась его духовная драма: "Мария Магдалина" — неглубокое, но свежее и поэтичное произведение, а также мистерия "Ева". После музыки к драме Леконта де Лилля: "Les Erynnies", M. пишет большую оперу: "Le roi de Lahore", постановка которой в 1877 г. в Grand-Op é ra делает имя М. известным и вне пределов Франции (эта опера шла и в Петербурге, на Императорской итальянской сцене). М. — один из самых неутомимых современных композиторов, пробующий свои силы во всех областях музыкального искусства. Если большинство крупных его произведений не отличается цельностью, если в них встречается немалое количество общих мест, то во всяком случае среди массы музыки, написанной М., немало страниц, дышащих вдохновением, оригинальным талантом и полным знанием музыкального искусства. Из позднейших опер М., "Манон", "Эсклармонда" и "Вертер" были поставлены в СПб., на сцене Мариинского театра. М. проф. теории композиции в Парижской консерватории.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Massenet)

    Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент-Этьенн, — 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864—65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878—96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников — А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных искусств. М. — один из виднейших представителей французской лирической оперы и французского романса. Написал свыше 30 опер, в том числе «Двоюродная бабушка» (1867), «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), «Сид» (1885), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон-Кихот» (1910, Монте-Карло, с Ф. И. Шаляпиным в главной роли). Вершины оперного творчества М. — «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирическое дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки — мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, М. написал 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

    Соч.: Mes souvenirs (1848—1912), P., [1912].

    Лит.: Кремлев Ю., Жюль Массне, М., 1969; Bruneau A., Massenet, P., 1935; Coquis A., J. Massenet, [P., 1965].

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    МАССНЕ (Massenet) Жюль (1842 - 1912), французский композитор. Создал яркие образцы лирической оперы: "Манон" (1884), "Вертер" (1886), "Таис" (1894).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.