Большая Советская энциклопедия

    Артемий Петрович [1689 — 27.6(8.7).1740, Петербург], русский государственный деятель и дипломат. В 1719—24 астраханский губернатор. Сыграл выдающуюся роль в подготовке Персидского похода 1722—23 (См. Персидский поход 1722-23). В 1725—30 (с небольшими перерывами) казанский губернатор. С 1738 — кабинет-министр и вскоре единственный докладчик у императрицы Анны Ивановны по делам кабинета. Стремился ограничить влияние иностранцев. Вокруг В. с начала 30-х гг. сложился кружок, состоявший главным образом из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий. На вечерах у В. обсуждались проекты государственного переустройства. В. написаны «рассуждения»: «О гражданстве», «Каким образом суд и милость государям иметь надобно», «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел» и др. В. был сторонником усиления политического значения дворянства, более широкого привлечения его к государственному управлению. В. разрабатывал меры для развития торговли и промышленности. В. неодобрительно отзывался об императрице и её фаворите Э. Бироне. Интриги Э. Бирона, А. И. Остермана и других при отсутствии у В. реальной силы привели в 1740 к аресту В. и его «конфидентов». В. был обвинён в измене и казнён.

    Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй четверти XVIII в., М., 1957; Шишкин И., А. П. Волынский, «Отечественные записки», 1860, т. 128, 129.

    Б. И. Краснобаев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ВОЛЫНСКИЙ Артемий Петрович (1689 - 1740), государственный деятель и дипломат. В 1719 - 30 астраханский и казанский губернатор, с 1738 кабинет-министр императрицы Анны Ивановны. Противник Э.И. Бирона. Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнен.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    Volhynia

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Литературная энциклопедия

    Волынский

    ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1863—1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета (1889) В. принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Сев. вестник», 1889, кн. VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма». Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевернутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.

    Статьи В. о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под заглавием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Литературные очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т. д. За «русских критиков» на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. «На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу субъективную социологию». Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.

    В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. д. Или о Гоголе: «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».

    Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в «Северном вестнике», 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским («Книга великого гнева», СПБ., 1904; «Царство Карамазовых», СПБ., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».

    Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) — посвященный обоснованию и защите так наз. «классического балета». Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920—1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.Библиография:

    I. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903); Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. «Критические очерки», т. II, СПБ., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в «Сочин.», т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. Под редакцией П. Медведева, 1928.

    II. Произведения В. и литературу о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской литературы, в изд. «Русск. литература XX в.», т. II, кн. 5, изд. т-ва «Мир», М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    Артемий Петрович (1689 - 27.VI.1740) - рус. гос. деятель и дипломат. В 1719-24 - астраханский губернатор. Сыграл выдающуюся роль в подготовке Персидского похода 1722-23. В 1725-30 (с небольшими перерывами) - казан. губернатор. С 1738 - кабинет-министр и вскоре единств. докладчик у имп. Анны Ивановны по делам кабинета. В. - один из немногих русских, достигших при бироновщине высокого поста. Стремился ограничить влияние иностранцев. Вокруг В. с нач. 30-х гг. сложился кружок, состоявший гл. обр. из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий (Ф. И. Соймонов, П. М. Еропкин, А. Ф. Хрущов, В. Н. Татищев и др.). На вечерах у В. читались политич. и историч. сочинения, обсуждались проекты гос. переустройства. B. написаны "рассуждения": "О гражданстве", "Каким образом суд и милость государям иметь надобно", "Генеральный проект о поправлении внутр. гос. дел" и др., о к-рых имеются лишь косвенные свидетельства, т. к. они были, по-видимому, уничтожены В. перед арестом. Сторонник усиления политич. значения дворянства, более широкого привлечения его к гос. управлению. Вместе с тем В. разрабатывал меры для развития торговли и пром-сти. Сохранилась написанная В. "Инструкция дворецкому Ивану Немчинову..." ("Москвитянин", 1854, No 1-4). Интриги Э. Бирона, A. И. Остермана и др. при отсутствии у В. реальной силы привели в 1740 к аресту В. и его "конфидентов". B. был обвинен в измене и казнен.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 397; Очерки истории СССР. Россия во 2-й четв. 18 в.. М., 1957; Корсаков Д. A., Из жизни рус. деятелей XVIII в., Каз., 1891 (А. П. Волынский и его "конфиденты"); Шишкин И., А. П. Волынский, "Отечеств. записки". 1860, т. 128, 129; Готье Ю. В., "Проект о поправлении гос. дел" А. П. Волынского, "Дела и дни", 1922, кн. 3.

    Б. И. Краснобаев. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия