«Русский музей»

Русский музей в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Русский музей»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    в Ленинграде, крупнейший в СССР (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского искусства. Учрежден в 1895 как художественный и культурно-исторический музей (официальное название до 1917 — Р. м. императора Александра III). Открыт в 1898 в бывшем Михайловском дворце (1819—25, архитектор К. И. Росси), П-образном в плане величественном здании, являющемся доминантой архитектурного ансамбля Искусств площади (См. Искусств площадь). Главный фасад здания украшен 8-колонным коринфским портиком и скульптурным фризом работы В. И. Демут-Малиновского, фасад, выходящий в сад, — колоннадой лоджий. Внутри — анфилады помещений, среди которых вестибюли и Белоколонный зал сохранили первоначальную отделку (архитектурно-скульптурный декор Росси, Демут-Малиновского, С. С. Пименова, живопись Дж. Б. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи), остальные перестроены в конце 19 в. (архитектор В. Ф. Свиньин). Западный корпус пристроен в 1914—16 (архитектор Л. Н. Бенуа).

    Основу коллекций Р. м. составили произведения, поступившие из Эрмитажа, АХ и ряда дворцов. Собрание пополнялось в 1898—1917 путём приобретений и пожертвований. Как части Р. м. были открыты в 1902 этнографический, а в 1913 историко-бытовой отделы (в 1934 выделены из музея). После 1917 собрание значительно увеличилось за счёт национализации художественных ценностей, ранее принадлежавших императорской фамилии, церкви и частным коллекционерам, а также за счёт крупных приобретений и перераспределения музейных фондов. В советское время Р. м. обогатился материалами народного и декоративно-прикладного искусства (которые ранее почти отсутствовали). В 1932 в Р. м. был создан отдел советского искусства. Благодаря активной собирательной деятельности Р. м. его собрание продолжает расширяться; к 1975 оно насчитывало около 316 000 единиц хранения (в 1917 — 7000 единиц хранения). В состав собрания Р. м. входят коллекции русской и советской живописи, скульптуры (богатейшая в СССР), графики (самая обширная в СССР, особенно в части рисунка), декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, ткани, резьба, вышивка, кружево, лаки, изделия из металла и др.). В древнерусском отделе представлены многие выдающиеся памятники иконописи, в том числе произведения Андрея Рублёва и С. Ушакова. Особенно полна коллекция искусства 18 — 1-й половины 19 вв., в ней — работы И. М. Никитина, А. М. Матвеева, Б. К. Растрелли, Ф. С. Рокотова, А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, А. А. Иванова, П. А. Федотова. Творчество мастеров 2-й половины 19 в. представлено работами передвижников (См. Передвижники) (И. Н. Крамского, И. И. Шишкина и др.), значительные произведения И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Среди произведений художников конца 19 — начала 20 вв. — работы И. И. Левитана, В. А. Серова, М. А. Врубеля, П. П. Трубецкого, мастеров «Мира искусства» (См. Мир искусства) (А. Н. Бенуа, К. А. Сомова и др.), Н. К. Рериха, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, художников «Голубой розы» (См. Голубая роза) и «Бубнового валета» (См. Бубновый валет). В отделе советского искусства — самые большие в СССР коллекции произведений А. А. Рылова, К. С. Петрова-Водкина, А. Т. Матвеева, А. С. Голубкиной, В. И. Мухиной, работы С. Т. Коненкова, П. П. Кончаловского, С. В. Герасимова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова, И. А. Серебряного, В. А. Серова и других советских мастеров. Р. м., одно из ведущих научно-художественных учреждений СССР, широко популяризирует коллекции (экскурсии, лекции, стационарные и передвижные выставки, кружки), разрабатывает вопросы истории русского искусства.

    Лит.: Русский музей. Путеводитель, Л., 1958.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Ру́сский музе́й

    в Санкт-Петербурге (до 1917 — Русский музей императора Александра III), крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства. Учреждён в 1895; открыт в 1898 в Михайловском дворце (1819—25, архитектор К. И. Росси, западный корпус — 1914—16, архитектор Л. Н. Бенуа). Богатейшие коллекции отечественного изобразительного и декоративного искусства.

    * * *

    РУССКИЙ МУЗЕЙ

    РУ́ССКИЙ МУЗЕ́Й в Санкт-Петербурге(см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) (до 1917 — Русский музей императора Александра III), крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей(см. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ)) музей русского искусства.

    Музей учрежден в 1895 Николаем II(см. НИКОЛАЙ II Александрович). В 1895 под руководством архитектора В.Ф. Свиньина начата перестройка помещений Михайловского дворца, в котором решено разместить музейные коллекции. 7(19) марта 1898 состоялось официальное открытие музея. В основу его коллекций легли произведения, ранее хранившиеся в Эрмитаже(см. ЭРМИТАЖ), Академии художеств, Зимнем(см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ), Гатчинском и Александровском (Царское село) дворцах, а также некоторые частные коллекции. После Октябрьской революции музей был национализирован. В 1920-е гг. коллекции музея значительно пополнились за счет распределения национализированных фондов других музеев.

    Первоначально в музее планировалось создание трех отделов: отдела, посвященного памяти императору Александру III(см. АЛЕКСАНДР III Александрович), этнографического и художественно-промышленного, а также художественного отдела. Однако в связи с последующими историко-политическими событиями первый отдел музея так и не был создан. Вместо него был сформирован историко-бытовой отдел, просуществовавший до 1934, когда он был передан Эрмитажу и впоследствии лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел также просуществовал до 1934, после чего был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР. Таким образом, название «Русский музей» закрепилось лишь за художественным отделом музея.

    Первым основным зданием музея стал Михайловский дворец, построенный в 1819—1825 гг. по проекту архитектора К.И. Росси(см. РОССИ Карл Иванович) в стиле высокого классицизма. В 1914—1919 гг. по проекту архитекторов Л. Бенуа(см. БЕНУА Леонтий Николаевич) и С. Овсянникова рядом с ним был построен выставочный павильон, получивший название корпуса Бенуа.

    В 1989—1994 гг. в ведение музея были переданы Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы; в 1998 в музейный комплекс вошли Михайловский сад и два сквера у Михайловского (Инженерного) замка; в 2002 — Летний сад и дворец-музей Петра I. Таким образом, общая площадь музейного комплекса достигла почти 30 га.

    Фонды музея насчитывают около 400 тыс. единиц хранения. Среди них: произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики и др.

    Коллекция древнерусской живописи насчитывает более 5 тыс. икон 12 — начала 20 вв. В основу коллекции легли иконы, переданные из Музея христианских древностей Академии художеств, а также иконы из частных коллекций. Впоследствии коллекция пополнялась за счет поступлений из монастырей (в том числе разрушенных или закрытых — Кирилло-Белозерского, Соловецкого и др.) и частных коллекций. Кроме икон русских мастеров в коллекцию входят произведения византийской и поствизантийской живописи, фрагменты стенописей древнерусских храмов, факсимильные копии фресок, рукописные и старопечатные книги.

    В основу коллекции древнерусского прикладного искусства легли переданные из музея Императорской Академии художеств предметы утвари и скульптура, найденные в Софийском соборе(см. СОФИЙСКИЙ СОБОР (в Новгороде)) (Новгород). Позднее коллекция пополнялась за счет даров частных коллекционеров, поступлений из монастырей: Кирилло-Белозерского(см. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ), Соловецкого(см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ), Александро-Невской лавры(см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА), Успенского и Введенского монастырей Тихвина, Троицкого собора Пскова. В коллекции представлены произведения русского искусства 9—17 вв. Среди них памятники домонгольского искусства древнего Киева (украшения, иконы); Новгорода и Пскова 13—17 вв. (произведения меднолитой пластики, иконы, резьба по камню, деревянная скульптура, утварь, лицевое шитье); Москвы конца 14—17 вв. (серебряные изделия, лицевое и орнаментальное шитье, предметы богослужения).

    Коллекция живописи музея насчитывает около 15 тыс. произведений русских мастеров 18—20 вв. Ее основу составили произведения, переданные из Русского отдела Эрмитажа, Императорской Академии художеств, Зимнего, Гатчинского и Александровского (Царское село) дворцов, а также произведения из частных коллекций. В 1922 коллекция значительно пополнилась за счет передачи всего собрания Музея Академии художеств, включая портретную галерею Зала советов. Среди них были картины таких авторов, как К.П. Брюллов(см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович), Ф.А. Бруни(см. БРУНИ Федор Антонович), И.К. Айвазовский(см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович), В.Л. Боровиковский(см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич), А.А. Иванов(см. ИВАНОВ Александр Андреевич), О.А. Кипренский(см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович), А.Г. Венецианов(см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович), В.А. Тропинин(см. ТРОПИНИН Василий Андреевич), Ф.С. Рокотов(см. РОКОТОВ Федор Степанович) и т.д. В начале 20 в. начинается комплектование коллекции картин современных художников (И.И. Левитан(см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), В.В. Верещагин(см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич), Б.М. Кустодиев(см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), В.Г. Перов(см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), В.А. Серов(см. СЕРОВ Валентин Александрович), М.А. Врубель(см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) и др.). В 1926 принято решение о создании отделения новейших течений, в основу которого легли произведения (свыше 300 полотен) из Музея художественной культуры в Ленинграде, а также произведения, поступившие из Третьяковской галереи Москвы. Сюда вошли произведения мастеров «Бубнового валета(см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)», «Голубой розы(см. ГОЛУБАЯ РОЗА)», «Союза молодежи(см. СОЮЗ МОЛОДЕЖИ)» и др. (К.С. Малевич(см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), М.З. Шагал(см. ШАГАЛ Марк), Р.Р. Фальк(см. ФАЛЬК Питер) и др.). Впоследствии он был преобразован в отдел советской живописи, пополнившийся произведениями А.А. Дейнеки(см. ДЕЙНЕКА Александр Александрович), А.А. Пластова(см. ПЛАСТОВ Аркадий Александрович), Кукрыниксов(см. КУКРЫНИКСЫ), С.В. Герасимова(см. ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич) и др.

    Коллекция скульптуры насчитывает более 4 тыс. экспонатов. Она представлена произведениями всех известных русских скульпторов и включает работы из мрамора, гипса, воска, терракоты, дерева, бронзы и др. Основу коллекции составляет станковая скульптура (бюсты, статуи, композиции), монументальные работы, декоративная скульптура, ранее украшавшая архитектурные комплекса Петербурга и его пригородов. Наибольшую ценность представляют работы Б.К. Растрелли(см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло), М.А. Колло(см. КОЛЛО Мари Анн), Ф.И. Шубина(см. ШУБИН Федот Иванович), М.И. Козловского(см. КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович), Б.И. Орловского(см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович), И.П. Мартоса(см. МАРТОС Иван Петрович), И.П. Витали(см. ВИТАЛИ Иван Петрович), А.С. Голубкиной(см. ГОЛУБКИНА Анна Семеновна), В.И. Мухиной(см. МУХИНА Вера Игнатьевна), А.Т. Матвеева(см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич), С.Т. Коненкова(см. КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич) и др.

    Коллекция русской гравюры насчитывает свыше 80 тыс. экспонатов. Она представлена отдельными листами, сериями альбомов, географическими и игральными картами, книжными иллюстрациями, плакатами, афишами и др. Коллекция дает представление практически о всех печатных техниках (ксилография, офорт, литография, монотипия и др.) и позволяет проследить все этапы развития этого искусства в России.

    Коллекцию декоративно-прикладного искусства составляют более 35 тыс. экспонатов. В нее входят изделия из фарфора (треть коллекции), стекла, фаянса, драгоценных и цветных металлов, текстиля, церковные облачения, мебель и др. В основу коллекции легли предметы обстановки Михайловского дворца и произведения прикладного искусства пригородных царских дворцов. Здесь же хранятся вещи, ранее принадлежавшие различным представителям царской фамилии от Петра I до Николая II.

    В музее также с достаточной полнотой представлены коллекции рисунка и акварели (более 110 тыс. единиц), народного искусства, нумизматики (70 тыс. единиц)

    В конце 1980-х гг. в музее был создан отдел новейших течений, аккумулирующий в себе произведения современных и нетрадиционных видов искусства (фотографии, инсталляции, видеоарт и др.).

  3. Источник: Энциклопедический словарь