Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Πολυχρωμία — многоцветность) — раскраска архитектурных и скульптурных произведений в разные цвета; употреблялась с самых древних времен вплоть до эпохи Возрождения. У древних греков она не ставила себе исключительною задачею воспроизводить действительные колера предметов, но имела целью придавать им лишь некоторое сходство с природою и рельефнее выставлять их отдельные формы. При этом выбор и сочетание цветов ставились в зависимость от требований более тонкого свойства, чем простое подражание натуре. В архитектуре П. употреблялась постоянно. В храмах дорического стиля раскрашивались эхины колонн, триглифы получали по большей части голубую окраску, поля метопов — красную или также голубую, для того чтобы резче выступали на них рельефы, которые иллюминовались в свою очередь; наконец, расцвечивались плоскость фронтона и украшения на карнизе. Таким же образом окрашивались и сооружения ионического и коринфского стилей. Прочие части здания (стволы колонн, поверхность стен и пр.) подцвечивались особым раствором воска. Постройки из более дешевого материала, чем мрамор или известняк, и потому оштукатуренные, расписывались более яркими красками. На статуях раскрашивалась одежда или сплошь, или только по краям, дабы таким образом отделяться от тела; губы получали красный цвет, волосы — желтый или черный; зрачки глаз отмечались также краскою, или же в них впускался особый сплав или вставлялись драгоценные камни. Блеск беломраморного тела смягчался вышеупомянутым восковым раствором. В цветущую эпоху древнегреческой пластики раскраска статуй производилась специальными художниками; так, напр., для Праксителя работал лучший из современных ему живописцев — Никий. В римском искусстве каждой отдельной части фигуры придавался ее цвет; были также сделаны попытки заменить П. в скульптуре составлением фигур из кусков разноцветного мрамора (так наз. полилитные статуи). Не меньшее значение имела П. в средневековой пластике, причем стремление подражать природе проявлялось гораздо сильнее, чем у греков; сохранилось до нашего времени немалое количество пестро расписанных и раззолоченных алтарных украшений немецкой и итальянской работы, а также отдельных фигур из дерева, камня, гипса и обожженной глины. Раскраска статуй не прекратилась и в эпоху Возрождения; особенно процветала она во Флоренции (портретные бюсты из терракоты и алтарные статуи и рельефы работы Луки де ла Роббии и его последователей) и в Испании. Даже во время господства стиля рококо Π. не была брошена окончательно; от этой поры дошли до нас многие деревянные статуи, расцвеченные матовыми красками и покрытые в некоторых частях позолотой. Весьма видную роль играла П. и в средневековом зодчестве. В готических сооружениях пучки капителей окрашивались в красный цвет, их лиственная орнаментация золотилась, а на компартиментах и ребрах стрельчатых сводов чередовалось золото с синевою. Обрамления алтарей, карнизы и фризы балюстрад, кафедр, дарохранильниц и проч. покрывались позолотой, тогда как остальные их части раскрашивались. С наступлением эпохи Возрождения П. почти совершенно исчезает из архитектуры и появляется вновь лишь в первой половине настоящего столетия по инициативе талантливых архитекторов Кленце, Вюлле-ле-Дюка, Гаузена (Афинской акд.), Земпера и Гнаута. Лет пятьдесят тому назад была сделана попытка снова ввести П. и в пластику (Джибсон). Вопрос о П. у древних греков возбудил обширную полемику между известным историком искусств Куглером ("Kleine Schriften zur Kunstgeschichte", т. I, стр. 265 и сл.) и Земпером (см. соответствующие главы его сочинения "Стиль", а также "Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architectur und Plastik bei den Alten", Альтона, 1834; "Die vier Elemente der Baukunst", Брауншвейг, 1851). Победителем в споре оказался последний благодаря предпринятому им тщательному изучению древних памятников. См. Jahn, "Aus der Alterthumswissenschaft" (стр. 247 и сл., Бонн, 1868); I. Т. Hittorff, "L'architecture polychrome chez les Grecs" (П., 1851). В восьмидесятых, годах вопрос о П. в произведениях пластики был опять поставлен на очередь. Статья археолога Трея ("Sollen wir unsere Statuen bemalen", Б., 1885) послужила поводом к устройству в Берлинской национальной галерее выставки полихромных статуй, которая, в свою очередь, не осталась без влияния на современных скульпторов. Опыты сообщать статуям и бюстам полную раскраску делали: фон Юхтрип, Гарро Магнуссен, Г. Кокольский (в Берлине), Гюбнер (в Дрездене), Р. Мэзон (в Мюнхене) и М. Попов (в СПб.). Но все это были одиночные попытки ввести П. в практику, сводившиеся по большей части к приданию скульптурным произведениям мягкого матового тона или к натиранию их подкрашенным воском. По-видимому, настоящая П. найдет себе уместное применение в произведениях из гипса, глины, воска и т. п; что же касается мрамора, то к нему более подходит лишь легкое подкрашивание. Весьма удачными следует признать опыты полихромирования бронзовых статуй, произведенные при помощи гальванопластики.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от Поли... и греч. chroa — цвет)

    многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. П. достигается применением разноцветных материалов или путём окраски.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Малый академический словарь

    и полихроми́я, , ж. иск.

    Многоцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

    Полихромия в декорации фасадов.

    [От греч. πολύχρωμος — многоцветный]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Многоцветность художественного произведения.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ПОЛИХРОМИЯ (от поли... и греч. chroma - цвет) - многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Строительный словарь

    (от поли... и греч. chroma - цвет), многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры.Источник:"Архитектурный словарь"

  11. Источник: Строительный словарь



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. polychromy

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. иск.

    policromía f

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. иск.

    policromia

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Медицинская энциклопедия

    (polychromia; Поли- + греч. chrōma цвет, окраска)

    см. Плейохромия.

  19. Источник: Медицинская энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    ПОЛИХРО́МИЯ,ПОЛИХРОМИ́Я, -и; ж. [от греч. polys - многочисленный и chrōma - цвет]

    1. Иск. Многоцветность художественного произведения (в архитектуре, скульптуре, прикладных искусствах). П. в декорации фасадов. П. каменной кладки. Богатая п. кафеля.

    2. Типогр. Печатание в несколько красок. Развивать полихромию.

    Полихроми́ческий; полихро́мный, -ая, -ое. П-ие статуи. П-ое производство, издание.

    * * *

    полихро́ми́я

    (от поли... и греч. chrōma — цвет), многоцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры или архитектуры.

    * * *

    ПОЛИХРОМИЯ

    ПОЛИХРО́МИЯ (от поли...(см. ПОЛИ... (часть сложных слов)) и греч. chroma — цвет), многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Русско-английский политехнический словарь

    полихроми́я ж.

    multicolour printing

  23. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  24. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    policromia f

  25. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: