Словарь Брокгауза и Ефрона

    — композитор (1757 — 1831), пользовавшийся большой славой в России, благодаря своим полонезам; из них особенно известен "Гром победы раздавайся". К. — автор многочисленных песен на слова Нелединского-Мелецкого, католических месс, из которых одна месса-реквием написана для похорон короля Станислава-Августа, и музыки к трагедии Озерова "Фингал". К. был директором придворной бальной музыки, много содействовал развитию инструментальных классов в училище при императорских театрах.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Козловский Осип (Иосиф) Антонович [1757, Варшава, ‒ 27.2(11.3).1831, Петербург], русский композитор и музыкальный деятель. Родился в польской (по некоторым данным, белорусской) дворянской семье. Музыкальное образование получил в Варшаве. С 1791 жил в Петербурге. С 1799 инспектор, в 1803‒19 директор музыки петербургских императорских театров (руководил музыкальной частью). Среди произведений К. наибольшую ценность представляет музыка к пьесам В. А. Озерова (в том числе к трагедии «Фингал»), А. А. Шаховского и др. Популярностью пользовались многочисленные полонезы К. (большинство для хора с оркестром), в особенности «Гром победы раздавайся» (слова Г. Р. Державина). Существенной вехой в истории развития русской вокальной лирики явились его романсы ‒ «Российские песни» (90-е гг. 18 в.).

    Лит.: Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790‒1825, Л., 1956; Левашева О. Е., Песни Козловского, в кн.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КОЗЛОВСКИЙ Осип (Иосиф - Юзеф) Антонович (1757-1831), российский композитор. Один из создателей русского романса ("российских песен"), автор героико-патриотических полонезов (в т. ч. для хора и оркестра "Гром победы, раздавайся" на слова Г. Р. Державина, 1791).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    КОЗЛОВСКИЙ Осип Антонович

    КОЗЛО́ВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович [1757, Варшава — 27 февраля (11 марта) 1831, Петербург], русский композитор.

    Родился в польской дворянской семье. Ребенком поступил в хор Варшавского кафедрального собора Св. Яна, позже исполнял обязанности органиста; там же, в соборе, получил образование. В 1775 – 1786 гг. был учителем музыки в доме графов Огиньских, обучал будущего композитора М. Огиньского.

    В 1786 Козловский переехал в Россию и в том же году поступил прапорщиком в Кинбурнский драгунский полк; участвовал во взятии Очакова, дослужился до чина премьер-майора. Был зачислен в свиту князя Г. А. Потемкина(см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) и в 1791 переведен в Петербург. В 1799 получил чин надворного советника и был назначен инспектором музыки при петербургских императорских театральных оркестрах, нес ответственность за организацию придворных празднеств, концертов и спектаклей.

    Один из создателей русского романса, автор героико-патриотических полонезов, из которых наиболее известен полонез для хора и оркестра «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина(см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) (1791), с исполнения которого на одном из празднеств началась музыкальная карьера Козловского. Среди других произведений композитора: музыка к пьесам В. А. Озерова «Эдип в Афинах» и «Фингал», А.А. Шаховского «Дебора», Ж. Расина «Эсфирь», цикл романсов «Российские песни» (1890-е гг.), мессы, два реквиема (на смерть короля Станислава-Августа и императора Александра I) и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( 1757, Варшава - 11 III 1831, Петербург)

    28 апреля 1791 г. в великолепный Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге съехалось более трех тысяч гостей. Знатная столичная публика во главе с самой императрицей Екатериной II собралась здесь по случаю блистательной победы великого полководца А. Суворова в русско-турецкой войне - взятия крепости Измаил. Для устройства торжественного празднества были приглашены архитекторы, художники, поэты, музыканты. Знаменитый Г. Державин писал по заказу Г. Потемкина "стихи для пения на празднике". Известный придворный балетмейстер француз Ле Пик ставил танцы. Сочинение же музыки и руководство хором и оркестром поручено было никому еще не знакомому музыканту О. Козловскому, участнику русско-турецкой войны. "Как скоро высочайшие посетители соизволили воссесть на приуготовленные им места, то вдруг загремела голосовая и инструментальная музыка, из трехсот человек состоявшая". Огромный хор и оркестр исполнили "Гром победы, раздавайся". Полонез произвел сильное впечатление. Общий восторг вызвали не только прекрасные стихи Державина, но и торжественная, блестящая, полная праздничного ликования музыка, автором которой и был Осип Козловский - тот самый молодой офицер, поляк по национальности, прибывший в Петербург в свите самого князя Потемкина. С этого вечера имя Козловского сделалось известным в столице, а его полонез "Гром победы, раздавайся" стал на долгое время российским гимном. Кто же был этот талантливый композитор, обретший в России вторую родину, - автор прекрасных полонезов, песен, театральной музыки?

    Козловский родился в польской дворянской семье. История не сохранила сведений о первом, польском периоде его жизни. Неизвестно, кто были его родители. Не дошли до нас имена его первых учителей, давших ему хорошую профессиональную школу. Практическая деятельность Козловского началась в варшавском костеле Св. Яна, где молодой музыкант служил органистом и певчим. В 1773 г. он был приглашен учителем музыки к детям польского дипломата Анджея Огиньского. (Его ученик Михал Клеофас Огиньский стал впоследствии известным композитором.) В 1786 г. Козловский вступил в русскую армию. Молодой офицер был замечен князем Потемкиным. Пленительная наружность, талант, приятный голос Козловского привлекали всех окружающих. В то время на службе у Потемкина находился известный итальянский композитор Дж. Сарти, организатор любимых князем музыкальных развлечений. В них принимал участие и Козловский, исполняя свои песни и полонезы. После смерти Потемкина он нашел нового покровителя в лице петербургского мецената графа Л. Нарышкина, большого любителя искусств. В его доме на Мойке Козловский прожил несколько лет. Здесь постоянно бывали столичные знаменитости: поэты Г. Державин и Н. Львов, музыканты И. Прач и В. Трутовский (первые составители сборников русских народных песен), Сарти, скрипач И. Хандошкин и многие другие.

    Увы! - вот тот чертог,

    Где зодчества, убранства вкус

    Ввели всех зрителей в восторг

    И где под сладким пеньем муз

    Козловского пленяли звуки! -

    писал, вспоминая о музыкальных вечерах у Нарышкина, поэт Державин. В 1796 г. Козловский вышел в отставку, и с этого времени музыка становится его основной профессией. Он уже широко известен в Петербурге. Его полонезы гремят на придворных балах; повсюду распевают его "российские песни" (так назывались тогда романсы на стихи русских поэтов). Многие из них, как, например, "Я птичкой быть желаю, Прежестокая судьбина, Пчелка" (ст. Державина), пользовались особенной популярностью. Козловский явился одним из создателей русского романса (современники называли его творителем нового рода российских песен). Знал эти песни и М. Глинка. В 1823 г., приехав в Новоспасское, он научил свою младшую сестренку Людмилу модной в то время песенке Козловского "Пчелка златая, что ты жужжишь....Его очень забавляло, как я это пела"... - вспоминала впоследствии Л. Шестакова.

    В 1798 г. Козловский создал монументальное хоровое сочинение - Реквием, который 25 февраля прозвучал в Петербургской католической церкви на церемонии погребения польского короля Станислава Августа Понятовского.

    В 1799 г. Козловский получил должность инспектора, а затем, с 1803 г. - директора музыки императорских театров. Знакомство с артистической средой, с русскими драматургами побудило его обратиться к сочинению театральной музыки. Его привлекал возвышенный стиль русской трагедии, царившей на сцене в начале XIX в. Здесь он мог проявить свое драматическое дарование. Музыка Козловского, полная мужественного пафоса, усиливала строй чувств трагических героев. Важная роль в трагедиях принадлежала оркестру. Чисто симфонические номера (увертюры, антракты) наряду с хорами составляли основу музыкального сопровождения. Козловский создал музыку к "героико-чувствительным" трагедиям В. Озерова ("Эдип в Афинах" и "Фингал"), Я. Княжнина ("Владисан"), А. Шаховского ("Дебора") и А. Грузинцева ("Эдип царь"), к трагедии французского драматурга Ж. Расина (в русском переводе П. Катенина) "Эсфирь". Лучшим произведением Козловского в этом жанре явилась музыка к трагедии Озерова "Фингал". И драматург и композитор во многом предвосхитили в ней жанры будущей романтической драмы. Суровый колорит средневековья, образы древнешотландского эпоса (в основу трагедии положен сюжет из песен легендарного кельтского барда Оссиана о храбром воине Фингале) ярко воплощены Козловским в разнообразных музыкальных эпизодах - увертюре, антрактах, хорах, балетных сценах, мелодраме. Премьера трагедии "Фингал" состоялась 8 декабря 1805 г. в петербургском Большом театре. Спектакль покорил зрителей роскошью постановки, превосходными стихами Озерова. В нем играли лучшие трагические актеры.

    Служба Козловского в императорских театрах продолжалась до 1819 г., когда пораженный тяжелой болезнью композитор вынужден был выйти на пенсию. Еще в 1815 г. наряду с Д. Бортнянским и другими крупными музыкантами того времени Козловский стал почетным членом петербургского Филармонического общества. О последних годах жизни музыканта сохранились скупые сведения. Известно, что в 1822-23 гг. он с дочерью посетил Польшу, однако остаться там не пожелал: Петербург давно уже стал для него родным городом. "С именем Козловского соединяется множество воспоминаний, сладостных для русского сердца", - писал автор некролога в "Санкт-петербургских ведомостях. Звуки сочиненной Козловским музыки раздавались некогда в чертогах царских, в палатах вельмож и в домах среднего состояния. Кто не знает, кто не слыхал славного полонеза с хором: "Гром победы, раздавайся"... Кто не помнит полонеза, сочиненного Козловским на торжество коронации императора Александра Павловича "Росскими летит стрелами на златых крылах молва"... Целое поколение пело и ныне поют многие песни Козловского, сочиненные им на слова Ю. Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников. кроме графа Огиньского, в сочинениях полонезов и народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями....Осип Антонович Козловский был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память. Имя его займет почетное место в истории русской музыки. Русских композиторов вообще очень мало, а О. А. Козловский стоит в первом ряду между ними.

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: