(от лат. commentarius — заметки, толкование)
1) книжный К. (или примечания) — пояснения к тексту, часть научно справочного аппарата книги (собрания сочинений, мемуаров, переводного, документального и другого издания). Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: сведения о происхождении и истории текста; о месте произведения в истории литературы (философии, культуры, различных гуманитарных и естественных знаний); сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии): вскрытие авторских намеков и подтекста (применительно к гуманитарным и, особо, художественным и публицистическим сочинениям); лингвистические и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста современным читателем. Нередко К. включают также идейную (идейно-художественную), научную интерпретацию сочинения и принципы издания, но чаще они даются во вступительной статье или предисловии. Соотношение этих планов зависит от характера текста и назначения издания. К. должен быть экономным и удобным для пользования, не дублировать энциклопедические и другие общие справочники. К. помещается обычно после текста и имеет вид статей или отдельных справок; часто эти способы комбинируются. Практикуется издание К. к классическим произведениям отдельными книгами. Образцовый К. содержится в серии «Библиотека поэта», в серии «Литературных мемуаров» (издательство «Художественная литература») и др.
В античном мире К. впервые широко представлены в трудах александрийских филологов (3—2 вв. до н. э.). В России первые К. появились на рубеже 18—19 вв. Разновидностью К. можно считать схолии (См. Схолия).
А. Л. Гришунин.
2) В системе средств массовой информации — разновидность аналитического пропагандистского материала, предназначенного для оперативного разъяснения сущности и значения общественно-политического актуального события, документа и т.п. К. может быть использован как для разъяснения события, играющего положительную роль в жизни общества, для пропаганды передового опыта, так и в целях разоблачения фактов, в которых проявляется реакционная идеология и политика, — критических, полемических. Для К. характерны методы анализа, сопоставления, использования различных средств аргументации, обобщения и выводы. Оперативность К. обуславливает его, как правило, краткость, сжатость, что не исключает, однако, возможности использования в К. ярких сравнений, метафор, повышающих его эмоциональное воздействие.
3) В Древнем Риме К. назывались исторические сочинения (например, К. Юлия Цезаря о Галльской войне).
С. М. Гуревич.
КОММЕНТА́РИЙ, -я, муж., обычно мн.
1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту. Сочинения Лермонтова с комментариями. К. В. Набокова к «Евгению Онегину» Пушкина.
2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-н. Комментарии печати. Комментарии излишни (всё понятно, объяснения не нужны).
-я, род. мн. -риев, м.
1.
Толкование, разъяснение какого-л. текста.
Рукопись была издана полностью, с тщательным детальным комментарием. Крачковский, Над арабскими рукописями.
2. обычно мн. ч. (коммента́рии, -риев).
Рассуждения, пояснительные и критические замечания по поводу чего-л.
Комментарии к событиям текущей политики.
□
Пересудам, слухам и комментариям не было конца. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
комментарии излишни все понятно без объяснений.
[лат. commentarius]
толкование
Ср. Зарудным изданы судебные Уставы с комментариями, т.е. с рассуждениями, на которых они основаны.
А.Ф. Кони. Памяти С.И. Зарудного (в Собрании Юрид. общества 1899 г.).
Ср. Commentaire — разъяснение.
Ср. Commentarium, толкование — commentari (cum, с — mens, ум), обдумывать, толковать, изъяснять.
См. комментарии излишни.
См. без комментариев.
КОММЕНТА́РИЙ, КОМЕНТАРИЙ, коментария, род. мн. коментариев (коментарий неправ.), муж. (лат. commentarius) (книжн.).
1. Толкование, изъяснение какого-нибудь текста, изложения. Давать коментарий к сочинениям Платона.
|| только мн. Объяснительные примечания к тексту сочинений какого-нибудь автора (филол.). Издание сочинений Пушкина, с коментариями.
2. только мн. Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-нибудь. Прошу вас, без коментариев. Всякие коментарии излишни.
|| Рассуждение в печати по поводу какого-нибудь политического события (газет.). Коментарии печати по поводу женевской конференции.
м.
1.
Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение.
отт. Объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора.
2.
Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
отт. Информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни.
КОММЕНТАРИЙ (от лат. commentarius - заметки - толкование),1) книжный комментарий (примечания) - пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.2) В системе средств массовой информации - разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политические события, документа и т. п.
КОММЕНТАРИЙ (от латинского commentarius - заметки, толкование), 1) книжный комментарий (примечания) - пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги. 2) В системе средств массовой информации - разновидность оперативного аналитического материала об общественно-политическом событии, документе и т.п.
коммент|арий - м.
1. commentary, explanatory note;
2. мн. (рассуждения) comments;
~арии излишни it speaks for itself, no comment needed;
~атор м. commentator;
~ ировать несов. и сов. ( сов. тж. прокомментировать) (вн.)
3. (текст, книгу) annotate (smth.);
4. (толковать) comment (on).
comment вчт., commentary, continuity, gloss, narration, comment statement
m.comment, commentary
м
Kommentar m, Erläuterung f
комментарий м Kommentar m 1a, Erläuterung f c
м.
commentaire m
м.
comentario m
коммента́рии изли́шни — sobran comentarios
без коммента́риев — sin (más) comentarios
м.
commento
комментарии излишни — no comments англ.; il fatto si commenta da sé; a buon intenditor poche parole
КОММЕНТАРИЙ — см. Текстология.
评论
(от лат. commentarius — заметки, толкование; иногда К. назывался «схолиями», греч. scholia) — жанр филос. литературы, наиболее интенсивно разрабатываемый в эпохи господства авторитарного знания, основанного на истинах, данных в «откровении» и зафиксированных в «священном» тексте. В качестве такового выступают либо собственно сакральные тексты (Веды, Книги Ветхого и Нового Заветов, Талмуд, Коран и др.), либо тексты, которым приписывалось сакральное значение в рамках религиозных союзов, филос. школ, церковного предания. Преемственность культурной традиции обычно обеспечивается школой, для которой типично отношение «авторитетный текст (истина) — учитель (толкователь) — ученик». Поэтому в европейской традиции К. возникает одновременно с ин-том школы в период окончательного утверждения письменного характера греч. культуры в 6 в. до н.э., а угасает в 16 в. с утверждением новоевропейского университетского образования и науки, заменившей знание, исходящее от авторитета, знанием, опирающимся на эмпирические данные и рациональное доказательство. С 16 в. К. (в виде научного К.) сохраняет свое значение в отдельных областях гуманитарной науки, преимущественно ориентированной на нужды исторического исследования и школы.
У греков филос. К. возникает в пифагореизме: аллегорически толкуется гомеровский эпос как вместилище архаической мудрости и орфической литературы, в которой новые религиозные идеи выражались в традиционной эпической форме; К. развивается софистами, разработавшими жанр «вопросов» — толкования отдельных трудных или сомнительных мест авторитетного текста. Филос. К. достиг расцвета у комментаторов Платона и Аристотеля, сочинения которых, начиная с 1 в. до н.э., стали наиболее представительными текстами греч. философии. Образ антич. философии, созданный в К. последних ее веков, был единственным, который знала средневековая Европа; он в значительной степени определил восприятие античности арабо-мусульманской философией. К. к текстам Ветхого Завета (Септуагинты) писал Филон Александрийский, повлиявший на формирование традиции христианского К. Начиная с Ипполита и особенно Оригена, разработавшего теоретические основы христианской экзегетики, К. к ветхозаветным и новозаветным текстам стал одним из центральных жанров патристической литературы, которая в дальнейшем сама выступала в качестве объекта комментирования (напр., К. Максима Исповедника к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита). Священное Писание в сочетании с текстами Аристотеля — основной предмет схоластического К.; Библия, Аристотель, Платон и неоплатоники — таков круг авторитетных текстов для комментаторов-гуманистов, деятельность которых знаменует последний расцвет филос. К. в европейской традиции.
КОММЕНТА́РИЙ -я; мн. род. -риев, дат. -риям; м. [лат. commentarius]
1. Толкование, разъяснение какого-л. текста путём примечаний. Издать какое-л. произведение с комментариями. К. к тексту "Евгения Онегина".
2. обычно мн.: коммента́рии, -риев. Рассуждения, пояснительные или критические замечания по поводу чего-л. Комментарии к событиям. Политический к. Без комментариев, пожалуйста! Комментарии излишни (всё понятно без объяснений).
* * *
коммента́рий(от лат. commentarius — заметки, толкование), 1) книжный комментарий (примечания) — пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.2) В системе средств массовой информации — разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
* * *
КОММЕНТАРИЙКОММЕНТА́РИЙ (от лат. commentarius — заметки, толкование),
1) книжный комментарий (примечания) — пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.
2) В системе средств массовой информации — разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политические события, документа и т. п.
comment вчт., commentary, continuity, gloss, narration, comment statement
(GLOSSING) Для этнометодологов все высказывания и действия являются индексными, то есть их смысл обусловливается лишь их контекстом. Деятелям приходится осмысливать эти высказывания и действия посредством обращения к их контексту, иными словами, «восстанавливать» индексность. Поскольку определение контекста может быть бесконечной задачей, деятели вырабатывают некое стенографическое описание или комментарий (gloss — глосса, пояснение, толкование) того, что происходит, того, что имеет для них смысл. См. также: Этнометодология. Лит.: Cuff and Payne (eds) (1979)