Большая Советская энциклопедия

    Хабермас (Habermas) Юрген (р. 18.6.1929, Дюссельдорф), немецкий философ и социолог (ФРГ). Профессор во Франкфурте-на-Майне (с 1964). Директор (наряду с К. Вейцзеккером) института по исследованию условий жизни научно-технического мира в Штарнберге (с 1970). Начал деятельность как последователь М. Хоркхаймера и Т. Адорно; наиболее видный представитель «второго поколения» теоретиков франкфуртской школы. В середине 60-х гг. идеолог студенческого движения, однако в дни выступлений студентов в 1968 отмежевался от них, перейдя на позиции умеренного буржуазного либерализма. Осуществляемая Х. в 70-х гг. комплексная программа исследований соответствует общему направлению социал-демократической партии Германии, идеологии реформизма, которую Х. стремится «корректировать» в духе раннебуржуазных просветительских идеалов эмансипации, равенства, политически функционирующей литературной общественности. Традиционную для франкфуртской школы критику буржуазной культуры и общества Х. сочетает с усилиями, направленными на «стабилизацию» капитализма, уделяя особое внимание развитию «правового» буржуазного государства. По отношению к марксизму Х. занимает ревизионистские позиции. Считая основой социальной структуры современного капитализма «классовый компромисс», Х. видит главную задачу в «нейтрализации» антагонистических противоречий посредством публичных дискуссий и постепенной «ликвидации» идеологии. Это, по Х., должно способствовать установлению в обществе «свободных от принуждения коммуникаций» в рамках «всеобщего социального согласия». В многочисленных дискуссиях выступал как противник позитивизма в общественных науках и технократической ориентации. Основными компонентами эклектичной философии Х. являются: теория языковых игр Л. Витгенштейна, принцип «взаимного признания», лежащий в основе гегелевской концепции нравственности, герменевтика немецкого философа Х. Гадамера, психоанализ З. Фрейда.

    Соч.: Theorie und Praxis, 2 Aufl., Neuwied am Rhein B., 1967; Erkenntnis und Interesse, Fr./M., 1968; Strukturwandel der Öffentlichkeit, 5 Aufl., Neuwied am Rhein B., 1971; Technik und Wissenschaft als «Ideologic», 5 Aufl., Fr./M., 1971; Zur Logik der Sozial wissenschaften, 2 Aufl., Fr./M., 1971; Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie was leistet die Systernforschung?, Fr./M., 1971 совместно с. N. Luhmann); Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus, Fr./M., 1973.

    Лит.: Тавризян Г. М., «Актуальный» вариант «критической теории общества», «Вопросы философии», 1976, № 3; Die Linke antwortet J. Habermas, Fr/M.,1969; Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg im Breisgau, 1970; Glaser W. R., Soziales und instrumentales Handein. Probleme der Technologie bei Arnold Gehien und Jürgen Habermas, Stuttg., 1972.

    Г. М. Тавризян.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Habermas, Jurgen) (р. 1929), немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы. Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Геттингена, Цюриха и Бонна. В 1954 защитил под руководством Э.Ротхакера докторскую диссертацию о философии Шеллинга. С 1956 по 1959 - ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980-1983 - директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) - профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 - директор Института Макса Планка (в Штарнберге). В центре философских размышлений Хабермаса - понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (Erkenntnis und Interesse, 1968). В этой работе Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой надеется заново осмыслить притязания трансцендентальной философии, увязав последнюю с инструментарием социальных наук. "Сознание", выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество. При этом сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому критике надлежит еще раз проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства - подчинения. В этом контексте образцами для Хабермаса выступают Маркс и Фрейд, сделавшие принципиально важный шаг на пути критического обновления понятия разума. Новое понятие разума критично (но связано с критикой общества, а не только с "критикой разума", как у Канта) и имеет всеобщий характер (будучи нормой процедур, выполняемых потенциально универсальным коммуникативным сообществом, а не актуальной очевидностью всеобщего акта "я мыслю", как у Декарта или Канта). Начиная с 1971 (а именно с выходом небольшой работы Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции, Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz) Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с "лингвистическим поворотом", совершенным англо-американской аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О.Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде Теория коммуникативного действия (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981). Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Он отвергает философский априоризм и сосредоточивает усилия на разработке постметафизического "философского проекта". Это означает, что философское понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт функциональной дифференциации общества. Диалог философии с частными науками Хабермас иллюстрирует то на примере психоанализа (Познание и интерес), то на примере теории социальной эволюции (К реконструкции исторического материализма, Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus, 1976), то на примере теории общества (Теория коммуникативного действия), то на примере теории права (Фактичность и значимость, Faktizitt und Geltung, 1992). Теория познания возможна лишь в качестве теории общества - мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной эволюции (сближаясь в этом пункте с Ж. Пиаже, Т. Парсонсом и Н. Луманом). Основной мотив критической теории своих учителей, Хоркхаймера и Адорно, Хабермас с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Благодаря этому дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи. Это понятие - публичность, общественность (ffentlichkeit). Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Эта тема обсуждается Хабермасом в его книге Фактичность и значимость. где развитое в предыдущих работах коммуникативное понятие разума применяется к классической теории суверенитета. Стержнем предлагаемой им теории права является полемика с восходящим к К.Шмитту (1888-1985) разделением воли и разума (voluntas и ratio). Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы были развиты в концепции "кризиса легитимности позднего капитализма", а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики ("колонизация жизненного мира", "новая непрозрачность" и др.). Полемика Хабермаса с "историческим ревизионизмом" консервативных немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы академического "спора историков". Продуктивное восприятие идей Хабермаса ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ха́бермас Юрген

    (Habermas) (р. 1929), немецкий философ и социолог, почетный иностранный член РАН (1994). С 1971 директор Института М. Планка по исследованиям жизненных условий научно-технического мира, с 1983 профессор университета во Франкфурте-на-Майне. Последователь франкфуртской школы. Взгляды Хабермаса оказали влияние на студенческое движение во многих странах Запада в 60—70-х гг.

    * * *

    ХАБЕРМАС Юрген

    ХА́БЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929), немецкий социолог.

    С 1971 директор Института М. Планка(см. ПЛАНК Макс) по исследованию жизненных условий научно-технического мира, последователь франкфуртской школы(см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА). Автор теории коммуникации(см. КОММУНИКАЦИЯ). На первый план в его концепции выходит понятие «коммуникативного действия»; если целенаправленное действие направлено на достижение цели, то задача коммуникативного — достичь понимания в общении. В нем участники преследуют собственные цели только при условии того, что могут гармонизировать свои планы действий на основе определения общей ситуации.

    Большое внимание в своих исследованиях уделяет проблеме рациональности и рационализации(см. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ Сергей Михайлович). С его точки зрения, решение многих социальных проблем состоит в рационализации не разумного (как предполагалось ранее), а коммуникативного действия, что ведет к освобождению от господства, к свободному и открытому общению, к устранению ограничений коммуникации. Такая рационализация способствует формированию новой нормативной системе общественных отношений. Итог социальной эволюции, по Хабермасу, — социальная организация, т.е. общество со свободной коммуникацией. Взгляды Хабермаса оказали влияние на студенческое движение во многих странах Запада в 1960—1970-х гг.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Социологический словарь

    (HABERMAS, J?rgen) (p. 1929) Один из основных представителей критической теории; тесно связан также с Франкфуртской школой. Основная идея теории Хабермаса (Habermas, 1970а; 1970b) заключается в том, что валидное знание может возникать только в ситуации открытого, свободного и непрерываемого диалога. Идеальное общество допускает неограниченную коммуникацию и поощряет свободную публичную полемику. В работе «Структурная трансформация публичной сферы» (1962) Хабермас описал эволюцию публичной сферы в Европе XVIII в., когда публичная полемика была возможна, и упадок этой сферы в последующие столетия. В работах «На пути к рациональному обществу» (1970с) и «Теория и практика» (1963) он утверждал, что идея нейтральной аполитичной науки, основанной на строгом разграничении фактов и ценностей, является несостоятельной, поскольку вопросы истины неразрывно связаны с политическими проблемами свободы коммуникации и обмена идеями. Хабермас проявил себя как выдающийся критик позитивизма и экономического детерминизма в работе «Познание и человеческие интересы» (1968). Крайне критически он относился также к систем теории, вступив в длительную полемику с Н. Луманом в работе «Теория общества или социальная технология? » (Habermas and Luhmann, 1971). Значительное влияние на современные исследования государства и упадка нормативной легитимности оказала его работа «Кризис легитимации» (1973). В работе «Коммуникация и эволюция общества» (1979) он рассматривал проблемы власти и легитимности. В «Теории коммуникативного действия» (1981) Хабермас подверг критике западную социальную теорию за неспособность избежать редукционизма и разработать валидную теорию коммуникации и рациональности. В работе «Философский дискурс модерна» (1988) Хабермас критиковал постмодернизм за свойственный ему релятивизм. В последнее время он занимался развитием своих идей, касающихся коммуникации, норм, права и политической легитимности («Между фактами и нормами», 1997). См. также: Герменевтика; Легитимации кризис. Лит.: Rasmussen (1990)

  7. Источник: Социологический словарь