Большая Советская энциклопедия

    I

    (Maistre)

    Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя, — 26.2.1821, Турин), граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский университет, в 1774—88 советник при савойском сенате, с 1788 сенатор. В 1802—1817 посланник сардинского короля в Петербурге, где написаны его основные сочинения: «Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений» (1810), «О папе» (1819), «Петербургские вечера» (1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства (См. Масонство) способствовать установлению обновленного религиозного миропорядка. В дальнейшем, отшатнувшись от Великой французской революции, предлагал крайне реакционные средства осуществления религиозной утопии. В антиреволюционном трактате «Соображения о Франции» (1796) М. выступает против руссоистских идей общественного договора и естественной добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политические воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религиозной упорядоченности: её пособниками и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже и революционное правительство, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал средневековую Европу 12—13 вв., предлагая «реставрировать» конгломерат монархических государств, спаянный непререкаемым духовным авторитетом папы. Как философ истории М. — сторонник религиозного Провиденциализма, божественному провидению противится злое, своевольное начало, которое он предполагает укротить суровыми мерами. Вместе с Л. Бональдом М. явился вдохновителем и идеологом европейского клерикально-монархического движения 1-й половины 19 в. В 20 в. наиболее ревностным проводником идей М. был Ш. Моррас. Влияние публицистики М. обнаруживается в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева и политических трактатах Ф. И. Тютчева.

    Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 379—85; Жозеф де Местр в России. — Письма, в кн.: Литературное наследство, т. 29—30, М., 1937; Paulhan F., Joseph de Maistre et sa philosophie, P., 1893; Goyau G., La pensée réligieuse de Maistre, 2 éd., P., 1921; Rohden P. R., Joseph de Maistre als politischer Theoretiker, Münch., 1929; Dermenghem E., J. de Maistre mystique, P., 1946; Brunello B., J. de Maistre politico e filosofo, Bologna, 1967.

    В. С. Муравьев.

    II

    (Maistre)

    Ксавье де (8.11.1763, Шамбери, Савойя, — 12.6.1852, Петербург), граф, французский писатель, учёный, художник, военный деятель. Брат Ж. де Местра. В 1800 эмигрировал в Россию, стал офицером русской армии, участвовал в войнах на Кавказе и в Персии. Позже был директором и библиотекарем Музея Адмиралтейства в Петербурге; член академий наук в Турине (автор трудов по физике и химии в сборниках академии) и Савойе. Первое художественное произведение М. «Путешествие вокруг моей комнаты» (1794, рус. пер. 1802) отличалось непосредственностью и живостью повествования. Его новеллы на русские темы были отмечены Ш. О. Сент-Бёвом во Франции, А. Ф. Вельтманом и В. И. Далем в России. Новелла «Молодая Сибирячка» (1815) вошла в круг детского чтения (рус. пер. 1840). Переводил басни И. А. Крылова на французский языке. Был известен как миниатюрист (портрет Н. О. Пушкиной — матери поэта) и пейзажист.

    Соч.: Œuvres complètes. Nouv. éd., précedée d'une notice de М. Sainte-Beuve, P., 1894.

    Лит.: Из материалов «Строгановской Академии». Неопубл. произв. К. де Местра и З. Волконской, в кн.: Литературное наследство, т. 33—34, М., 1939; Sainte-Beuve Ch. Aug., Portraits contemporains, v. 3, P., 1870; Berthier A., X. de Maistre, Lyon, 1921.

    М. А. Гольдман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МЕСТР (Maistre) Жозеф Мари де (1753 - 1821), граф, французский публицист, политический деятель, религиозный философ. В 1802 - 17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения. Один из вдохновителей и идеологов европейского клерикально-монархического движения 1-й половины 19 в. В философии истории Местр - сторонник религиозного провиденциализма.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    МЕСТР

    (Maistre) Жозеф Мари де (1753—1821) — фр. мыслитель, политический деятель. Воспитывался в иезуитской школе. Окончил Туринский ун-т (1774). В молодости придерживался либеральных идей. Увлекался масонским иллюминизмом, мечтая преобразовать религиозное сознание в Европе. В дальнейшем, наряду с Э. Бёрком и Л. Бональдом, стал выразителем клерикально-монархической реакции на просветительскую идеологию. В 1802—1817 занимал пост посланника сардинского короля в Петербурге, где написал свои основные соч.; «О папе» (1819), «Петербургские вечера...» (1821) и др. Одна из руководящих идей зрелого М. — неспособность человека своими силами установить стабильный социальный порядок. История, или, в терминах М., «экспериментальная политика», показывает, что человек, предоставленный самому себе, склонен к разрушению, а не к созиданию. По своей природе он раб и способен только имитировать внешние характеристики заданных свыше социальных ин-тов. Кроме того, человек естественно зол. М. сознательно противопоставляет эту свою т.зр. руссоистскому идеалу естественной добродетельности человека. Зло, присущее человеку, — прямое следствие первородного греха, который играет фундаментальную роль в историософии М. Этот грех образует фон истории и одновременно ее тайну. М. выступает против теории прогресса. Историю скорее следует понимать как непрекращающуюся деградацию. Естественное состояние человека, к которому апеллирует Ж.Ж. Руссо, — иллюзия. Естественный человек — это человек «поврежденный». Он никак не может служить образцом для подражания. Эдем окончательно утрачен. Порядок в обществе может быть обеспечен только «из-под палки». Отсюда скандально известная апология палача как гаранта социального мира. Эмансипация человека, совершившаяся в эпоху Просвещения, закономерно привела к «сатанинской» Французской революции, когда сувереном стал народ, разрушивший основные общественные устои — гос-во, церковь, веру. Социум, по мнению М., может плодотворно существовать, только основываясь на религии. Абсолютный суверенитет монарха обусловлен данной ему божественной санкцией. Оптимальной формой правления М. считает теократию, воплотившуюся в средневековой Европе в духовной власти пап.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Maistre), Жозеф де (1.IV.1753 - 26.II.1821), граф, - франц. публицист, один из идеологов феод.-монархич. контрреволюции в кон. 18 - нач. 19 вв. Католик-иезуит. В 1802-17 - посланник сардинского короля в Петербурге. В своих произв., написанных в этот период, восхвалял абсолютизм, отстаивал господствующее положение дворянства, защищал крепостнич. порядки, прославлял инквизицию, иезуитов, выдвигал план создания федерации католич. монархий Европы под главенством папы. Взгляды М. оказали влияние на формирование идеологии Священного союза. В 1817 по требованию царского пр-ва, обеспокоенного происками иезуитов в России, был отозван сардинским пр-вом. В 1819 опубликовал трактат "О папе", написанный по заданию Ватикана для обоснования тезиса о "верховенстве" и "непогрешимости" главы католич. церкви. В трактате "Петербургские вечера" (1821) выступал апологетом войн и утверждал, что длительный мир между гос-вами невозможен.

    Лит.: Савин А., Жозеф де-Местр. Очерк его политических идей, "BE", 1900, кн. 2; Степанов М., Жозеф де Местр в России, в кн.: Лит. наследство, т. 29-30, М., 1937; Dimier L., Les maîtres de la contre-révolution au XIX siècle, P., 1907; Rohden P. R., Joseph de Maistre als politischer Theoretiker, Münch., 1929.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия