Большая Советская энциклопедия

    Короленко Владимир Галактионович [15(27).7.1853, Житомир, 25.12.1921, Полтава], русский писатель, публицист, общественный деятель. Отец судебный чиновник из дворян, мать из семьи небогатого польского помещика. В 1871 К. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешёл в Петровскую земледельческую академию в Москве. Под влиянием революционной пропаганды стал «лавристом», намеревался идти «в народ». В 1876 за подачу коллективного студенческого протеста был исключен из академии, арестован и сослан на год в Кронштадт под полицейский надзор. Освободившись, поступил в 1877 в Петербургский горный институт. В 1878 впервые выступил в газете «Новости» как журналист. В 1879 опубликовал в журнале «Слово» первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»». В 187981 К. находился в тюрьмах и ссылках в Европейской России и на Урале; в 1881 за отказ присягать Александру III был выслан в Якутию. С 1885 жил в Н. Новгороде.

    В тюрьме К. написал рассказ «Чудная» (1880, опубликован 1905), в котором создал образ ссыльной девушки-революционерки, мужественной и непримиримой. На её примере писатель показал, что пропасть взаимного недоверия разделяет народ и народническую интеллигенцию. К. был свободен от ограниченности народнических иллюзий. В его произведениях русская действительность конца 19 начала 20 вв. нашла во многом верное отражение. Он показал в них, как жизнь опровергает коренные догматы «революционеров без народа». В отличие от народнических эпигонов, К. показал, что мужицкая масса неоднородна рядом с бедняком стоит кулак (очерк «Ненастоящий город», 1880): в народе растет протест («Яшка», 1880), тяга к справедливости и правде («Убивец», 1882), вера в их торжество («Сон Макара», 1883). Сибирские наблюдения обогащали творчество К. на протяжении многих лет: «Соколинец», «Федор Бесприютный» (оба 1885), «Черкес» (1888), «Ат-Даван» (1892), «Марусина заимка» (1899), «Огоньки», «Мороз» (оба 1901) и др. В этих произведениях, как и в рассказах «Волынского цикла» «В дурном обществе» (1885), «Лес шумит» (1886), «Парадокс» (1894), появляются «выломившиеся» из «приличного» общества и противостоящие ему вольнолюбивые бродяги, каторжники, поселенцы, нищие. В повести «Слепой музыкант»(1886) мажорно звучит характерный для К. мотив преодоления физических и нравственных недугов, мешающих человеку стать активным членом общества. Вера К. в скрытые до поры силы народные отразилась в рассказе «Река играет» (1892). Путешествие в Америку в 1893 дало писателю материал для ряда художественных и публицистических произведений, самое значительное из которых повесть «Без языка» (1895, 2-я редакция 1902).

    Выступления в защиту эксплуатируемых скупщиками кустарей («Павловские очерки», 1890) и голодающих крестьян (очерки «В голодный год», 1892), участие в реабилитации удмуртских крестьян, ложно обвинённых в ритуальном убийстве (цикл статей «Мултанское жертвоприношение». 189596), выдвинули К. в число передовых демократических русских публицистов.

    В 18961900 К. жил в Петербурге, входил в редакцию либерально-народнический журнал «Русское богатство» (в 19041918, с перерывами, его редактор). С 1900 К. жил в Полтаве. В 1902 он защищал крестьян участников аграрных волнений на Полтавщине. В 1903 ездил в Кишинев, где произошёл еврейский погром, и откликнулся на него очерком «Дом № 13» (опубликован в России в 1905). Предчувствием народной революции пронизаны очерк «В облачный день» (1896), рассказ «Мгновение» (1900). Избранный в 1900 почётным академиком по разряду изящной словесности, К. в 1902 совместно с А. П. Чеховым отказался от звания, протестуя против беззаконной отмены академией выборов М. Горького. В статье «Сорочинская трагедия» (1907) К. обвинил начальника карательной экспедиции Филонова в убийствах крестьян и потребовал публичного суда над ним; статьи «Бытовое явление» (1910) и «Черты военного правосудия» (191011) яркие выступления против смертной казни, обличение деятельности военно-полевых судов. Вмешательство К. в так называемое «дело Бейлиса» (см. Бейлиса дело) способствовало разоблачению его устроителей и помогло добиться оправдательного вердикта присяжных. Авторитет К.-публициста был огромен; в течение долгих лет К. олицетворял собой совесть и достоинство русской демократической литературы.

    В 190521 К. работал над мемуарами «История моего современника» (опубликованы 1922), в которых раскрывается процесс становления личности молодого человека разночинского этапа освободительного движения. Значительный интерес представляют литературно-критические ст. К.: «Воспоминания о Чернышевском» (1890), «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902), «А. П. Чехов» (1904), о Н. В. Гоголе «Трагедия великого юмориста» (1909), две статьи о Л. Н. Толстом (1908) и др.

    Отношение К. к Великой Октябрьской социалистической революции было сложным и противоречивым. Называл себя «беспартийным социалистом», не разделял идей большевистской партии, но активно выступал против контрреволюции и творимых ею бессудных казней, погромов. Высоко ценя литературную и общественную деятельность К. в целом, В. И. Ленин в 1919 критиковал его за непонимание целей и задач революции и диктатуры пролетариата (см. письмо к М. Горькому, Полн. собр. соч., т. 51, с. 48).

    Реализм К., продолжая традиции классической русской литературы (в том числе традиции тургеневской школы), открывал и новые перспективы: писатель стремился найти художественные средства для выражения предчувствия неизбежного обновления жизни; литературу, считал он, необходимо обогатить чертами героического: «Мы признаем и героизм. И тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы...» (Избранные письма, т. 3, 1936 с. 29).

    Литературная и общественная деятельность К. демократа и гуманиста, ненавидевшего самодержавие, боровшегося против произвола царских властей, защитника угнетённых оказывала большое революционизирующее влияние на передовые слои русского общества. В речи «Из воспоминаний о В. Г. Короленко» (1918) М. Горький выразил уверенность в том, что в «... великой работе строения новой России найдет должную оценку и прекрасный труд честнейшего русского писателя В. Г. Короленко, человека с большим и сильным сердцем» (Собр. соч., т. 14, с. 245).

    В Полтаве в 1928 открыт литературно-мемориальный музей К.

    Соч.: Полн. собр. соч., т. 15, 68, 13, 1522, 24. 5051, Хар. Полтава, 192229; Собр. соч., т. 110, М., 19531956; Собр. соч., т. 15, М., 196061; Избр. письма, т. 13, М., 193236; Записные книжки. 18801900, М., 1935; В. Г. Короленко о литературе, М., 1957; История моего современника, М., 1965.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 436; т. 15, с. 132; Луначарский А. В., В. Г. Короленко, Собр. соч., т. 1, М., 1963; Шаховская Н., В. Г. Короленко, М., 1912; Батюшков Ф. Д., В. Г. Короленко как человек и писатель, М., 1922; Дерман А. Б., Жизнь В. Г. Короленко, М. Л., 1946; Балабанович Е. 3., В. Г. Короленко, М., 1947; Груздев И., Короленко и Горький, Г., 1948; Бялый Г. А., В. Г. Короленко, М. Л., 1949; Котов А. К., В. Г. Короленко, М., 1957; А. М. Горький и В. Г. Короленко. Переписка, статьи, высказывания, М., 1957; Миронов Г. М., Короленко, М., 1962; В. Г. Короленко в воспоминаниях современников, [М.], 1962; Донской Я. Е., В. Г. Короленко, Хар., 1963; Ростов Н., В. Г. Короленко, М., 1965; Короленко С. В., Книга об отце, Ижевск, 1968; История русской литературы конца XIX нач. XX в. Библиографический указатель. М. Л., 1963.

    Г. М. Миронов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) - русский писатель и публицист, почетный академик Петербургской АН (1900-02), почетный академик Российской АН (1918). В 1879 арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881-84 ссылка в Якутии. Рассказы и повести "Сон Макара" (1883), "Слепой музыкант" (1886), "Без языка" (1895), "Павловские очерки" (1890), "Река играет" (1891), автобиографическая повесть "История моего современника" (опубликована посмертно 1922) и др. проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Критика революционного террора после 1917 в письмах к А. В. Луначарскому (1922). Редактор журнала "Русское богатство" (1895-1918).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1853-1921), русский писатель. Родился 27 июля 1853 в Житомире. Был смолоду вовлечен в политическую деятельность, что привело к его исключению из Петровской земледельческой академии в Москве. В 1879 Короленко был сослан в Сибирь на шесть лет за участие в народническом движении. По возвращении в Россию Короленко жил в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Полтаве. Октябрьскую революцию принял враждебно, но против большевиков активно не выступал. Короленко начал писать еще до ссылки, но признание пришло к нему лишь после публикации рассказа Сон Макара (1885), фантазии, основанной на якутской мифологии. Его важнейшее произведение, автобиографическая История моего современника, было полностью опубликовано посмертно. Наиболее известными сочинениями Короленко в области художественной прозы являются рассказы и повести Лес шумит, Слепой музыкант, В дурном обществе, где нарисован запоминающийся образ его строгого, но справедливого отца, житомирского судьи; Судный день и Без языка, новелла, вдохновленная путешествием Короленко в Америку в 1893 и описывающая мытарства русского иммигранта в Нью-Йорке. Короленко был также выдающимся публицистом и отдавал много сил кампаниям по оказанию помощи голодающим и упразднению смертной казни, воинской повинности и дискриминации по национальному признаку. Умер Короленко в Полтаве 25 декабря 1921. ЛИТЕРАТУРА

    Миронов Г.М. Короленко. М., 1962 В.Г.Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962 Ростов Н. В.Г.Короленко. М., 1965 Короленко В.Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1971 Короленко В.Г. История моего современника, кн. 1-2. Л., 1976 Бялый Г.А. В.Г.Короленко, 2-е изд. Л., 1983

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Короле́нко Владимир Галактионович

    (1853—1921), писатель и публицист. Почетный академик Петербургской АН (1900—1902) и РАН (1918). В 1879 арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881—84 в ссылке (Якутия). Редактор журнала «Русское богатство» (1895—1918). Рассказы и повести «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Без языка» (1895), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891), автобиографическая «История моего современника» (опубликовано посмертно в 1922) и другие проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Критика революционного террора после 1917 в письмах к А. В. Луначарскому.

    * * *

    КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович

    КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович (1853—1921), русский писатель и публицист, почетный академик Петербургской АН (1900—1902), почетный академик Российской АН (1918). В 1879 арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881—84 ссылка в Якутии. Рассказы и повести «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Без языка» (1895), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891), автобиографическая повесть «История моего современника» (опубликована посмертно 1922) и др. проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Критика революционного террора после 1917 в письмах к А. В. Луначарскому(см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) (1922). Редактор журнала «Русское богатство» (1895—1918).

    * * *КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович [15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава], русский писатель, почетный академик Российской АН (1918).

    Родился в семье судебного чиновника украинского дворянского рода (его образ запечатлен в повести «В дурном обществе» и «Истории моего современника») и матери, польки, католички из шляхетского сословия. Учился в житомирской и ровенской гимназиях, учениками которых были украинцы, русские, поляки, евреи. Многонациональная среда, разнообразные культурные традиции наложили особую печать на его творчество, художественную манеру. Будущий писатель впоследствии неоднократно протестовал против национальных притеснений и религиозной нетерпимости

    Его мировоззрение складывалось под воздействием произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова. После смерти отца в 1870 семья Короленко осталась без средств к существованию (у Короленко были еще два брата и сестра). Поселившись в Петербурге, будущий писатель вместе со своими братьями занялся раскрашиванием атласов и корректурной работой. В конце1870 в печати появились первые литературные опыты Короленко, однако в тот период автор не был замечен читающей публикой. Его дебютная повесть «Эпизоды из жизни искателя» «Слово», 1879, написанная в период, когда писатель был увлечен идеями «правдоискательства», свидетельствовала о высоком нравственном подъеме, охватившем русскую молодежь, призывала жить во имя общественного блага. Это настроение во многом определило дальнейшую личную и творческую судьбу писателя.

    В 1871 поступил в Петербургский технологический институт, но не окончил его. В 1874 успешно сдал вступительные экзамены в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, но и здесь недолго проучился, в 1876 был отчислен за участие в коллективном протесте, направленном в адрес администрации академии. В связи с этим был сослан в Вятку (по пути к месту ссылки был написан рассказ «Чудная», опубликованный четверть века спустя, в 1905), затем в Кронштадт — его ссылка продолжалась год. Время, проведенное в Вятке, Короленко считал лучшим. Его новым литературным ориентиром становится Г. И. Успенский(см. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович), изображающий «живую жизнь живых людей». Получив в 1877 разрешение на свободное проживание, Короленко поступил в Горный институт в Петербурге, который также бросил, т. к. увлекся идеями народников(см. НАРОДНИЧЕСТВО) и, мечтая сблизиться с народом, стал учиться сапожничать. В 1878 попробовал себя в качестве журналиста, опубликовав материал в газете «Новости». В 1879 был арестован по подозрению в связях с революционерами, с нелегальными организациями. После того как отказался присягнуть императору Александру III, в 1881 был выслан в Якутию, где отбывал трехлетнюю ссылку. Суровая, но прекрасная природа Восточной Сибири, тяжелая обстановка жизни поселенцев, своеобразная психология сибиряков, жизнь которых была полна самых невероятных приключений, нашли свое отражение в сибирских очерках Короленко: «Сон Макара» (1885), «Записки сибирского туриста», «Соколинец» (1885), «В подследственном отделении».

    «Сон Макара» — вторая крупная публикация писателя. В образе главного героя, казалось бы, давно потерявшего человеческий облик, автор тем не менее увидел человека. Источник отступлений Макара от правды в том, что никто не научил его отличать добро от зла. Очерк, написанный поэтичным языком, обладающий мастерски сколоченным сюжетом, принес писателю настоящий успех. Вслед за «Сном Макара» увидел свет рассказ «В дурном обществе» (1885), сюжетную основу которого составили ровенские воспоминания. В творчестве писателя появился мотив «отверженных». Рассказ более известен в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья».

    В 1885 Короленко поселился в Нижнем Новгороде, оставаясь под надзором полиции. Однако ему было разрешено заниматься журналистикой, литературным трудом. Верхневолжская жизнь со всеми ее невзгодами и маленькими радостями органично вошла в книги писателя. Здесь были написаны рассказы: «На затмении» (1887), «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), «Река играет» (1892), «На Волге» (1889) а также «Павловские очерки» (1890) и очерки, составившие книгу «В голодный год» (1893). «Река играет» — один из лучших рассказов не только этого периода, но и, пожалуй, всего творчества Короленко. Писатель создал образ, на первый взгляд, безалаберного, но на самом деле обаятельного, подкупающего искренностью перевозчика Тюлина, который в свое немудреное ремесло вложил душу артиста.

    Десять лет, проведенные в Нижнем Новгороде, оказались очень плодотворными для писателя. Он занимался литературным творчеством, вел активную общественную деятельность: помогал в организации помощи голодающим, обрел личное счастье (женился на Авдотье Семеновне Ивановской, в октябре у них родилась старшая дочь). Здесь он получил читательское признание; познакомился с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др. В 1887 самостоятельным изданием вышла повесть «Слепой музыкант», которая стала, выражаясь современным языком, бестселлером. «Слепой музыкант» — повесть о вечном стремлении человека к непознанному. Главный ее герой испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел. В произведении реализм изображения действительности гармонично сочетается с идеализмом мировосприятия. Основная тема, волнующая писателя, — торжество духовного начала в человеке над материальными сторонами жизни. Повесть была переведена на европейские языки и заинтересовала П. Верлена(см. ВЕРЛЕН Поль), увидевшего в ней образец нового искусства.

    В 1893 Короленко пересек океан, чтобы посетить Всемирную художественно-промышленную выставку в Чикаго. Америка писателю решительно не понравилась. Эта поездка укрепила его в неприятии буржуазного мира. В 1902 писатель опубликовал повесть «Без языка», написанную по следам американских впечатлений.

    Интерес Короленко к «психологии общечеловеческой тоски по недостижимому» («Письма к А. Г. Горнфельду») прослеживается и в рассказе «Ночью» (1888). Ребенок, чувствующий «тайну» рождения и смерти, по мнению автора, мудрее студента-медика. Рационалисты усмотрели в этом рассказе уклон автора в сторону метафизики.

    К лучшим публицистическим произведениям писателя принадлежит статья «О сложности жизни» — напоминание о преемственной связи поколений русской интеллигенции, задача которой заключена в защите личностной свободы человека.

    В 1896—1918 Короленко входил в редакцию журнала «Русское богатство»(см. РУССКОЕ БОГАТСТВО) в Петербурге (с 1904 — редактор-издатель). Писатель считал, что в России недостаточно развито гражданское общество, правовое сознание народа крайне слабо, почти отсутствует правосудие (сам он неоднократно выступал правозащитником на судебных процессах).

    В 1900 перебрался из Петербурга в Полтаву в связи с нервным истощением, где жизнь его не стала размеренней и спокойней: частые поездки в столицу по делам журнала, сложности с цензурой. Здесь он завершил цикл сибирских рассказов («Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы», «Последний луч»), написал рассказ «Не страшное». В 1902 вместе с Чеховым(см. ЧЕХОВ Антон Павлович) отказался от звания почетного академика (был в числе первых избранных) в знак протеста против отмены избрания М. Горького(см. ГОРЬКИЙ Максим) в Академию наук.

    В публицистике прямо выражал свою гражданскую гуманистическую позицию, возмущение еврейскими погромами («Дом №13», 1905). В 1905, когда цензурный гнет несколько ослаб, приступил к работе над художественной летописью своего поколения, писал ее с большими перерывами до конца своих дней. Полностью «История моего современника», выдержанная в литературной традиции «Былого и дум» Герцена(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), появилась в 1922—29 — в ней ярко выражен многогранный талант писателя, его тяготение к лирическим, очерковым и публицистическим жанрам.

    Февральскую революцию 1917 воспринял как возможность демократического обновления России. 6 марта 1917 выступил на митинге в Полтаве по поводу свержения самодержавия. К Октябрьскому перевороту отнесся прохладно, а в годы Гражданской войны резко выступал против кровавого подавления крестьянских восстаний, клеймил революционный террор (шесть писем А. В. Луначарскому(см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич), 1922).

    В 1921, будучи тяжелобольным, отказался покинуть Россию и ехать лечиться за границу. В 1922 в очерковом цикле под эмоциональным названием «Земли! Земли!» изложил собственные представления о том, на каких основах могла бы возродиться Россия. В глазах современников оставался «нравственным гением», человеком высоких моральных принципов, праведником русской литературы.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    КОРОЛ́́ЕНКО Владимир Галактионович (1853—1921), рус. писатель. Считал Л., как и Пушкина, «величайшим из наших поэтов», а «Парус» и «Горные вершины» — «самыми лучшими образцами лирической поэзии». В ряде рассказов и статей цитировал Л. В 1890 К. переписал в дневник стих. Л. «весьма современного содержания» — «Прощай, немытая Россия» — образец умения поэта «чувствовать, как свободный человек» и «изображать эти чувства». Общая характеристика личности Л. как «скептика, фаталиста, байрониста и протестанта, игравшего жизнью, как игрушкой, и идеализировавшего зло, как элемент, разъедающий житейскую пошлость его времени», содержится в дневниковой записи К. от 18 дек. 1894, где К. полемизировал с В.О. Ключевским, видевшим в Л. «искренно и тепло верующего русского человека». С теми же чертами «неустановившейся, пылкой и эксцентричной» натуры Л. связывал К. и историю его последней дуэли (ст. «Русская дуэль в последние годы», 1897).Соч. Полн. собр. соч., т. 4, СПБ, 1914, с. 259—61; Война, отечество и человечество, М., 1917, с. 9—12; Дневник, т. 1, [Полтава], 1925, с. 219; т. 2, [Полтава], 1926, с. 312—13; Собр. соч., т. 1—10, М., 1953—56 (по указат.); В. Г. Короленко о лит-ре, М., 1957, с. 603.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: