Большая Советская энциклопедия

    древнее государство моавитян — одного из ханаанейских племён. Возникло, предположительно, во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. на восточном берегу р. Иордан и побережье Мёртвого моря. На протяжении нескольких веков вело борьбу с государствами Палестины и южной Сирии. В 11—10 вв. до н. э. М., по-видимому, входил в состав Израильско-Иудейского царства. В 9 в. до н. э. стал политически самостоятельным. Наиболее упорные войны вёл царь Меша (9 в. до н. э.), значительно расширивший территорию государства. Со 2-й половины 8 в. до н. э. М. находился под властью Ассирии (М. неоднократно упоминается в клинописных источниках). Из пантеона богов моавитян известны верховный бог Кемош, а также одна из его ипостасей Астар-Кемош. Писали моавитяне финикийским письмом, испытав заметное влияние финикийской культуры.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОАВ - древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мертвого м. В 9-8 вв. до н. э. - самостоятельное царство.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    страна, существовавшая в библейские времена. Занимала плоскогорье к востоку от южного течения Иордана и Мертвого моря. С юга граничила с Едомом, на востоке - с Аммоном. Северные границы Моава меняли свое положение. Моавитская история известна главным образом благодаря Библии, где особое внимание уделяется отношениям Моава с Израилем. Единственный собственно моавитский документальный источник - это "Моавитский камень", обнаруженный в 1868 прусским миссионером и путешественником Ф.А. Кляйном. На камне имеется надпись, сделанная Месой, царем Моава, в 9 в. до н.э., в ознаменование одержанных им побед над Израилем. Моавитяне и евреи были этнически родственны друг другу, что отражено и в библейской традиции, где сообщается, что Моав и Аммон - потомки Лота, племянника Авраама. Язык моавитян, как можно судить по "Моавитскому камню", близок к еврейскому. Главным божеством моавитян был Хемош. Обычно Моав и Израиль враждовали друг с другом, однако наступали и мирные времена, на что указывает, например, Книга Руфи, в которой моавитянка Руфь предстает прародительницей царя Давида. В истории евреев Моав появляется еще во время их скитаний в пустыне: Валак, царь Моава, в страхе перед израильтянами призывает пророка Валаама, чтобы он их проклял. Позднее, в эпоху судей, моавитяне угнетали израильтян, пока Аод не убил царя Моава Еглона. Саул однажды одержал победу над моавитянами, а при царе Давиде они стали данниками Израиля. Cтатус моавитян сразу после разделения царства неясен, однако они платили дань Амврию (9 в. до н.э.), царю Израиля (Северного царства). В правление сына Амврия, Ахава (или после его смерти), восстание против израильтян поднял Меса, царь Моава, и, согласно "Моавитскому камню", одержал решительную победу. Возможно, Иеровоам II вновь подчинил себе Моав. Упоминания о Моаве в библейских книгах пророков свидетельствуют, что Моав достиг процветания после падения Северного царства (722 до н.э.). После падения Иерусалима (586 до н.э.) Моав исчезает, растворившись в Персидской империи.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Моа́в

    древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мёртвого моря. В IX—VIII вв. до н. э. — самостоятельное царство.

    * * *

    МОАВ

    МОА́В, древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мертвого м. В 9—8 вв. до н. э. — самостоятельное царство.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Моав (евр."(происходящий) от отца"):

    1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Родоначальник моавитян (см. Моавитяне);

    2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона (евр. Хешбон, Ис 15:4) и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Чис 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синод. пер. - Фегор, Чис 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга (в Синод. пер. - Фасга, Чис 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по к-рой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Чис 21:13-15). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) - в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.

  9. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  10. Советская историческая энциклопедия

    раннерабовладельч. гос-во, существовавшее с кон. 2-го тыс. до 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на Ю. совр. Иордании. Гл. гг.: Кир-Харешет (совр. Керак) и Дибон (совр. Дибан). В нач. 10 в. М. был завоеван царем Давидом, в кон. 10 в. вернул независимость. В 1-й пол. 9 в. платил дань израильским царям Омри и Ахаву. В сер. 9 в. царь М. Меша (от него дошла надпись, найденная в 1868 и хранящаяся в Лувре) нанес ряд поражений израильтянам и сверг их господство. В 8-7 вв. М. подчинялся Ассирии, в 6 в. - Ново-Вавилонскому царству. Во 2-й пол. 1-го тыс. вошел в состав Набатейского царства.

    Лит.: Donner H., Neue Quellen zur Geschichte des Staates Moab..., "Mitteilungen des Instituts für Orientforschung", 1957, Bd 5, H. 2; Zyl A. H. van, The Moabites, Leiden, 1960; Segert S., Die Sprache der moabitischen Königsinschrift, "Archiv orientálni", 1961, Bd 29/2, H. 2.

    Д. Г. Редер. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Мо’ав (потомство отца) — сын Лота от его старшей дочери (Быт.19:37 ) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис.21:13; Чис.22:36; Суд.11:18 ), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис.21:20 ) и против Иерихона (Чис.22:1; Чис.33:48 ), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав.12:3 ). (см. Моавитяне)

  13. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  14. Словарь церковнославянского языка

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: