«Жанен Жюль Габриель»

Жанен Жюль Габриель в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Жанен Жюль Габриель»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Жанен (Janin) Жюль Габриель (16.2.1804, Сент-Этьенн, департамент Луара, ‒ 19.6.1874, Париж), французский писатель, критик и журналист. Член Французской академии (1870). Ранние романы «Мёртвый осёл и обезглавленная женщина» (1829), «Исповедь» (1830) отражали увлечение романтиков драматическими конфликтами, социальными контрастами. Первый рус. пер. «Мёртвого осла...» (1831) привлек к Ж. внимание и рус. печати. Но после Революции 1830 он отрешился от прогрессивных увлечений, став постоянным театральным критиком правительственной газеты «Журналь де деба» («Journal des déebats»). Его беспринципные, порой реакционные, но наблюдательные и остроумные очерки и фельетоны были популярны в буржуазных кругах. Переосмысленное Ж. продолжение романа Д. Дидро («Конец одного мира и племянника Рамо», 1861) было резко осуждено К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 242). Ж. с успехом переводил английских классиков (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).

    Соч.: Œuvres diverses, v. 1‒17, P., 1876-1883; в рус. пер. ‒ Фантазии, СПБ, 1834.

    Лит.: История французской литературы. т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Mergier-Bourdeix, Les amours de J. Janin et «Le Mariage du critigue», une correspondance inéedite, P., 1968.

    М. А. Гольдман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Лермонтовская энциклопедия

    ЖАН́́ЕН (Janin) Жюль Габриель (1804—74), франц. писатель. Представитель т. н. неистового романтизма, для к-рого характерны интерес к острым драматич. конфликтам, внимание к «низкой», уродливой «натуре». В России известен с кон. 20-х гг.; его роман «Мертвый осел и обезглавленная женщина» («L\'âne mort et la femme guillotinée», 1829) высоко оценен А. С. Пушкиным. Судьба бедняка-провинциала, стремящегося пробиться в высшее общество, поиски «пьедестала», чтобы выделиться из «толпы», — тема новеллы Ж. «Пьедестал» (1832) и романа «Окольный путь» («Chemin de traverse», 1836). Сходные с этим рассуждения о «пьедестале», о замкнутости аристократич. круга, о власти денег встречаются у Л. в «Княгине Лиговской» (VI, 143) и письмах (VI, 429).

    Черновой автограф стихотворения. 1829.

    Лит.: Томашевский, с. 485—93.

  3. Источник: Лермонтовская энциклопедия