Большая Советская энциклопедия

    Владимир Семенович [р. 20.5(2.6).1908, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский историк искусства и художественный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), доктор искусствоведения (1958), действительный член АХ СССР (1954; вице-президент с 1966). Член КПСС с 1939. Учился в 1-м МГУ (1928—30), преподавал в ГИТИСе (1933—38) и др. учебных заведениях в Москве. В 1938—40 директор Третьяковской галереи. В 1940—48 председатель правления Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Зам. министра культуры СССР (1954—56). В 1956—1958 постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО.

    Основные работы (в том числе многочисленные статьи в советской и зарубежной печати) посвящены борьбе течений в современном искусстве и эстетике, утверждению социалистического реализма в изобразительном искусстве, вопросам классического русского и зарубежного, а также советского искусства.

    Соч.: Статьи об искусстве, М., 1956; Историческая живопись Сурикова. 1870— 1880-е гг., М., 1963; Против абстракционизма. В спорах о реализме. Сб. ст., 2 изд., М., 1969; Картины Веласкеса, М., 1969.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    КЕ́МЕНОВ

    Владимир Семенович [р. 20 мая (2 июня) 1908 ] – сов. философ, действит. член Академии художеств СССР (с 1955), д-р искусствоведения (с 1958). Член КПСС с 1939. Окончил фак-т лит-ры и иск-ва Моск. ун-та (1930) и аспирантуру Гос. Академии искусствознания (1933). Преподавал философию с 1931, эстетику – с 1938. Зав. сектором совр. зарубежного искусства Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (с 1960). Работает над проблемами: борьба течений совр. иск-ва и эстетики в капиталистич. странах; рус. изобразит. иск-во и эстетика 19в.; проблемы классич. наследия.

    Соч.: Пролетарский гуманизм, "Под знаменем марксизма", 1935, No 4; О трагическом у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1947; Философско-исторические основы творчества Сурикова, "Искусство", 1948, No 2; В. Стасов и рус. искусство, "Большевик", 1951, No 17; Художественное наследие Леонардо да Винчи, "Вопр. философии", 1952, No 3; Об объективном характере законов реалистического искусства, там же, 1953, No 4; Статьи об искусстве, М., 1956; Ленинская критика махизма и кризис современного буржуазного искусства, там же, 1959, No 5; Эстетика абстракционизма и теория относительности, там же, No 6; Реальность и миф в картине "Пряхи" Веласкеса, там же, 1960, No 8; Некоторые вопросы связи искусства с жизнью, там же, 1961, No 8; Реализм – подлинное искусство современности, "Художник", 1961, No 8.

  3. Источник: Философская энциклопедия