Словарь Брокгауза и Ефрона

    переход голоса от одной ноты в партии к другой. В Г. следует соблюдать известные правила. В более строгом стиле голос не должен идти на увеличенные интервалы, делать больших скачков. В музыкальн. сочинениях сочетаемые голоса имеют разные направления: прямое, когда оба голоса двигаются в одну сторону, образуя между собой разные интервалы; прямое параллельное, в котором голоса двигаются в одну сторону, образуя между собой все тот же интервал, напр. гамма в терциях может служить образчиком этого направления; противоположное, когда один голос двигается вверх, а другой вниз; косвенное, когда один голос остается на месте, а другой двигается вверх или вниз. При Г. в музыке следует придерживаться преимущественно противоположного или косвенного направления. При прямом направлении безусловно устраняется движение голосов параллельными квинтами и октавами.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    ведение (движение, развитие) голосов в многоголосном музыкальном произведении. Существует три основных типа Г. — полифоническое (см. Полифония), гармоническое (см. Гармония) и гетерофонно-подголосочное (см. Гетерофония). Для полифонического Г. характерны мелодичная самостоятельность и равноправие всех голосов. В гармоническом Г. выделяется один ведущий голос, обычно верхний, прочие голоса подчинены ему и служат сопровождением, способствуя наиболее рельефному выделению ведущего голоса и давая ему определённое гармоническое истолкование (см. Гармонизация). В гетерофонно-подголосочном Г. одновременно звучащие голоса являются мелодичными вариантами. В более узком плане различают Г. прямое (движение голосов в одном направлении — вверх или вниз), противоположное (движение одного голоса вверх, другого — вниз) и косвенное (одни голоса движутся, а другие выдерживаются на неизменной высоте). Разновидность прямого движения — параллельное Г. (прямое движение голосов на тот же интервал). Термин «Г.» применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. голосоведе́ние;
    2. голосоведе́ния;
    3. голосоведе́ния;
    4. голосоведе́ний;
    5. голосоведе́нию;
    6. голосоведе́ниям;
    7. голосоведе́ние;
    8. голосоведе́ния;
    9. голосоведе́нием;
    10. голосоведе́ниями;
    11. голосоведе́нии;
    12. голосоведе́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Искусство сочетания двух или нескольких параллельно звучащих голосов (в 3 знач.) в одно созвучное целое.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГОЛОСОВЕДЕ́НИЕ, голосоведения, мн. нет, ср. (муз.). Искусство сочетания двух или нескольких параллельно звучащих голосов (в 3 знач.) в одно созвучное целое.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Движение голоса [голос I 4.], голосов при переходе от одного сочетания звуков к другому (в многоголосном музыкальном произведении).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ГОЛОСОВЕДЕНИЕ - в многоголосном музыкальном произведении движение одного голоса и всех голосов вместе при переходе от одного сочетания звуков к другому.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Энциклопедический словарь

    ГОЛОСОВЕДЕ́НИЕ -я; ср. В многоголосном музыкальном произведении: движение голоса (3 зн.) при переходе от одного сочетания звуков к другому, определяющее развитие мелодических линий, из которых складывается музыкальная ткань произведения. // Искусство сочетания двух (и больше) звучащих голосов (3 зн.) в одно созвучное целое.

    * * *

    голосоведе́ние

    в многоголосном музыкальном произведении движение одного голоса и всех голосов вместе при переходе от одного сочетания звуков к другому.

    * * *

    ГОЛОСОВЕДЕНИЕ

    ГОЛОСОВЕДЕ́НИЕ, в многоголосном музыкальном произведении движение одного голоса и всех голосов вместе при переходе от одного сочетания звуков к другому.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Stimmfьhrung, англ. part-writing, voice-leading (в США), франц. conduite des voix) - движение отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном музыкальном произведении при переходе от одного сочетания звуков к другому, иначе говоря, общий принцип развития мелодич. линий (голосов), из к-рых складывается муз. ткань (фактура) произведения.

    Особенности Г. зависят от стилистич. принципов композитора, целых композиторских школ и творч. направлений, а также от того, для какого состава исполнителей написано данное сочинение. В широком плане Г. подчинено как мелодич., так и гармонич. закономерностям. На ведении отд. голоса сказываются местоположение его в муз. ткани (верхний, нижний, средний и т.п.) и исполнит. возможности инструмента, к-рому поручено его исполнение.

    По соотношению голосов различают Г. прямое, косвенное и противоположное. Прямое (разновидность - параллельное) движение характеризуется единым восходящим или нисходящим направлением движения во всех голосах, косвенное - оставлением одного или нескольких голосов на неизм. высоте, противоположное - разл. направлением движущихся голосов (в чистом виде возможно только в двухголосии, при большем числе голосов обязательно сочетается с прямым или косвенным движением).

    Каждый голос может двигаться поступенно или скачком. Поступенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически-удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния.

    В зависимости от типа взаимосвязи одновременно звучащих голосов различают Г. гармоническое, гетерофонно-подголосочное и полифоническое.

    Гармоническое Г. связано с аккордовой, хоральной (см. Хорал) фактурой, к-рую отличает единство ритма всех голосов. Оптимальное исторически сложившееся число голосов - четыре, что соответствует голосам хора: сопрано, альту, тенору и басу. Голоса эти могут удваиваться. Соединение аккордов при косвенном движении носит название гармония., при прямом и противоположном - мелодич. соединения. Часто гармонич. Г. подчинено сопровождению ведущей мелодии (обычно в верхнем голосе) и относится к т.н. гомофонно-гармонич. складу (см. Гомофония).

    Гетерофонно-подголосочное Г. (см. Гетерофония) характеризуется прямым (часто - параллельным) движением. В разл. голосах звучат варианты одной и той же мелодии; степень вариантности зависит от стиля и нац. своеобразия произведения. Гетерофонно- подголосочное Г. характерно для ряда муз.-стилистических явлений, напр. для григорианского хорала (Европа 11-14 вв.), ряда пар. муз. культур (в частности, для рус. протяжной песни); встречается в сочинениях композиторов, в той или иной степени использовавших подголосочные традиции нар. музыки (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие).

    А. П. Бородин. Хор поселян из оперы "Князь Игорь".

    Полифоническое Г. (см. Полифония) связано с одноврем. проведением нескольких более или менее самостоят. мелодий.

    Р.Вагнер. Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".

    Характерной особенностью полифонич. Г. является самостоятельность ритма в каждом из голосов при косвенном их движении.

    Это обеспечивает хорошую узнаваемость каждой мелодии на слух и позволяет следить за их сочетанием.

    Музыканты-практики и теоретики начали проявлять внимание к Г. уже со времён раннего средневековья. Так, Гвидо д'Ареццо выступил против паралл. органума Хукбальда и в своей теории occursus сформулировал правила соединения голосов в каденциях. Последующее развитие учения о Г. непосредственно отражает эволюцию муз. искусства, его осн. стилей. До 16 в. правила Г. для разл. голосов были разными - в присоединявшемся к тенору и дисканту контратеноре (для инстр. исполнения) допускались скачки, перекрещивание с др. голосами. В 16 в. благодаря вокализации муз. ткани и применению имитаций происходит значит. "выравнивание" голосов. Мн. правила контрапункта были по существу правилами Г. - противоположное движение голосов как основа, запрещение паралл. движения и перечений, предпочтение уменьшенных интервалов увеличенным (поскольку после скачка естественным представлялось мелодич. движение в др. сторону) и т.д. (правила эти в известной степени сохранили значение и в гомофонной хоральной фактуре). Уже с 17 в. установилось различие т.н. строгого и свободного стилей. Строгий стиль характеризовался в числе прочего неизм. числом голосов в произведении, в свободном стиле оно постоянно менялось (наряду с т.н. реальными голосами появлялись дополняющие голоса и звуки), допускались многие "вольности" Г. В эпоху генерал-баса Г. постепенно освобождается от строгих правил контрапункта; в то же время наиболее мелодически развитым становится верхний голос, тогда как остальные занимают подчинённое положение. Подобное соотношение во многом сохраняется и после того, как генерал-бас перестал применяться, особенно в фп. и оркестровой музыке (по преимуществу "заполняющая" роль средних голосов), хотя с нач. 20 в. значение полифонического Г. вновь возросло.

    Литература: Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940; его же, Учебник полифонии, М., 1965; его же, Гармония в современной музыке, М., 1965; Mазель Л., О мелодии, М., 1952; Берков В., Гармония, учебник, ч. 1, М., 1962, 2 под назв.: Учебник гармонии, М., 1970; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965; Способин И., Музыкальная форма, М., 1964; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, М., 1965; Степанов А., Гармония, M., 1971; Степанов А., Чугаев А., Полифония, М., 1972.Ф. Г. Арзаманов.

  17. Источник: Музыкальная энциклопедия



  18. Орфографический словарь-справочник

  19. Источник:



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: