Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Иоахим) — знаменитый польский историк, родоначальник школы, почти полвека господствовавшей в польской историографии; род. в Варшаве в 1786 г. в польской семье, ведшей свое происхождение от прусских выходцев. Образование получил в пиярском конвикте в Варшаве и в виленском унив.; читал географию в кременецком лицее, потом историю в виленском и варшавском унив. В 1824 г. он был вынужден оставить кафедру и стал принимать деятельное участие в политической жизни родины. На сейме 1830 г. Л. выступил одним из вождей оппозиции, способствовал отклонению закона о возвращении разводов в исключительное ведение католич. церкви и внес предложение об установлении граждан. брачного закона, чуждого всякой вероисповедной тенденции. Последнее предложение не встретило серьезной поддержки на сейме. Находясь в деятельных сношениях с молодежью, Л. принимал некоторое участие в подготовке восстания 1830 г. и, когда оно вспыхнуло, был включен в состав временного правительства, являясь в нем представителем крайней революционной партии. В 1831 г. Л. эмигрировал и жил в Брюсселе и Париже; одно время стоял во главе демократической партии польской эмиграции. Умер в 1861 г. Как историк, Л. обладал очень крупным талантом и оказал громадные услуги польской историографии. Им не только открыты и исследованы многие новые материалы, но и поставлены многие новые вопросы и вся польская история представлена в новом, оригинальном освещении. Выступив на поприще научной деятельности в ту пору, когда в польской историографии безраздельно господствовала школа Нарушевича, все свое внимание сосредоточившая на политической истории, понимаемой притом весьма узко, Л. перенес центр тяжести на изучение вопросов социального быта. Хотя многие выводы, сделанные им, отвергнуты новейшими историками, но за ним остается заслуга плодотворного переворота в науке. Основные воззрения Л. на характер развития Польши, в наиболее популярной форме выраженной им в двух трудах: "Dzieje Polski, opowiadane synowcom" (В., 1829) и "Uwagi nad dziejami Polski i ludu jej", сводятся к следующим положениям. У польского народа всегда был один идеал, приближение к которому знаменовало развитие народа, удаление — упадок. Таким идеалом является полная свобода политическая и общественная, вполне осуществленная только однажды, в славянском общинном быту, охранявшемся первыми Болеславами (gminowładztwo). Но свобода народа и княжеская власть были равно уничтожены аристократией, господство которой, составляя второй период в истории Польши (1139-1374), привело страну к упадку. В третьем периоде уничтожено правление знати и вновь установился демократический строй в виде владычества шляхты. Так как, однако, шляхетское народовластие не осуществило вполне заложенных в него принципов, не создав свободы и равноправности для низших классов народа, то оно с 1607 г. вступает в период разложения, оканчивающийся падением Польши. Основной недостаток теории Л. заключался в том, что главные ее положения не были выведены из исторических фактов путем тщательного анализа, а заимствовались со стороны, будучи продиктованы идеалистической философией и несдержанным чувством патриотизма, у последователей Л. выродившимся даже в своего рода мессианизм на почве истории. Вследствие этого общая концепция истории Польши, выставленная Л., потеряла в настоящее время свое положительное значение. Сочинения Л. в начатом еще при жизни его издании Жупанского составляют 20 томов под общим названием: "Polska, dzieje i rzeczy jej" (Познань, 1854-1868).

    В. М-н.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Leiewel)

    Иоахим (22.3. 1786, Варшава, — 29.5.1861, Париж), польский историк и общественный деятель. В 1808 окончил Виленский университет, где в 1815—18 и 1821—24 занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенческих обществ «филоматов» и «филаретов» отстранён от преподавания как их идейный вдохновитель. Переехав в Варшаву, установил связь с тайными польскими патриотическими организациями. В 1828 избран депутатом сейма. С начала Польского восстания 1830—31 (См. Польское восстание 1863-64) Л. как признанный идеолог освободительного движения стал председателем Патриотического общества (См. Патриотическое общество) и вошёл во Временное правительство, в составе которого добивался проведения ряда революционных мер (наделение части крестьян землёй и др.). После поражения восстания эмигрировал во Францию, где возглавил Национальный польский комитет, объединивший демократические силы польской эмиграции. За опубликование комитетом написанного Л. воззвания «К братьям русским», содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, был выслан в 1833 из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польских демократических организаций «Молодая Польша», «Объединение» и др.; активно участвовал в деятельности основанной в Брюсселе международной Демократической ассоциации, ставившей целью единение и братство народов. Л. — основоположник романтической школы в польской историографии. Независимо от французских историков Тьерри, Гизо и др. Л. пришёл к пониманию исторического процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требовал, чтобы история стала летописью народной жизни, подчёркивал творческую роль народных масс в истории. Для его трудов характерна демократическая, республиканская и антиклерикальная тенденции. Историко-социологические взгляды Л. явились основой формирования польской прогрессивной общественной мысли 20—60-х гг. 19 в. (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий). Автор многих трудов по политической истории Польши с древнейших времён по 19 в., истории польского крестьянства, заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польской исторической науке.

    Лит.: Кеневич С., Лелевель, пер. с польск., М., 1970; HIeb-Koszańska H., Kotwiczowna М., Bibliografia utworow Joachima Leiewela, Wr., 1952.

    И. С. Миллер.

    И. Лелевель.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЛЕЛЕ́ВЕЛЬ

    (Lelewel), Иоахим (22 марта 1786 – 29 мая 1861) – польский историк и прогрессивный обществ. деятель. В 1808 окончил Виленский ун-т, занимал там кафедру истории в 1815–18 и 1818–24. Был идейным вдохновителем радикального студенчества, объединенного в тайное об-во "филоматов". Поддерживал науч. связи с будущими декабристами. Во время польского освободит. восстания 1830–31 был членом пр-ва и пред. радикального бурж.-демократич. "Патриотич. клуба", выступавшего за социальные реформы и респ. строй. После поражения восстания Л. эмигрировал во Францию. После высылки из Франции (1883) переехал в Брюссель, идейно руководил польскими демократич. орг-циями "Молодая Польша", "Месть народа" и др. В 1847 познакомился с Марксом, с к-рым сотрудничал в междунар. "Демократич. ассоциации".

    Л. был представителем демократич. течения романтич. историографии. Он требовал, чтобы историч. наука перестала быть хроникой жизни героев и королей, а стала летописью жизни народа, всесторонне показывающей "состояние людских дел во все времена". Придавая большое значение проблеме нации, он рассматривал нац. историю как фрагмент всеобщей истории. Л. как решительный сторонник детерминизма выступал за создание "философской истории", к-рая выясняла бы "тесную возможность событий, единство и гармонию".

    Л. принадлежал к тем ученым, к-рые, по словам Маркса, составляли "вторую реакцию" против Французской революции и связанного с нею просветительного движения. Эта реакция заключается в том, чтобы заглянуть за средневековье в первобытную историю каждого народа и обнаружить в ней элементы будущего развития народов – "...вплоть до поборников равенства...". Эта реакция, писал Маркс, "...соответствует социалистическому направлению, хотя эти ученые и не подозревают о своей связи с ним..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 200).

    Рассматривая историю Польши как историю потери народом своих прав, его борьбы в их защиту и за обладание ими, Л. подошел – независимо от франц. историков Реставрации – к пониманию роли классовой борьбы в обществе.

    Работы Л. способствовали формированию революц.-демократич. воззрений на общество (Дембовский, Кремповецкий). Маркс дал высокую оценку исследованиям Л. о происхождении феод. привилегий (см. "Мадзини и Наполеон", в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435).

    Соч.: Dzieła, t. 1, 3, 6–8–, Warsz., 1957–62–; Dzieje starożytne, Wilno, 1818; Polska, dzieje i rzeczy jej rozpatrywane, t. 1–20, Poznan, 1846–68; Historyka..., Warsz., 1862; Listy do rodzeństwa pisane, t. 1–2, Poznań, 1878–79; Listy emigracyjne, t. 1–5, Wr.–Kr., 1948–56; Wybór pism politycznych, [Warsz. ], 1954; в рус. пер. – Краткие очерки истории польского народа, СПБ, 1862; [Отрывки ] в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956.

    Лит.: Энгельс Ф., Речь по польскому вопросу, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.–Л., 1929, с. 265; История философии, т. 2, М., 1957, с. 436–38; Chrzanowski I., J. Lelewel, czlowiek i pisarz, [Kr. ], 1946; Serejskii M. H., J. Lelewel. Ζ dziejów postępowej mysli historicznej w Polsce, Warsz., 1953; его же, Koncepeja historii powszechnej J. L., Warsz., 1958; Assоrodobraj N., Kcztałtowanie się założeń teoretycznych historiografii J. L., в кн.: Ζ dziejów polskiej myśli filozoficznej i społecznej, t. 3, [Warsz., 1957 ]; Slowikowski T., Poglądy na nauezanie historii w Polsce w wieku XVIII oraz dydaktyczna koncepcja J. L., Kr., 1960; Bronowski F., Idea Narodu w twórezości J. L. w latach 1806–1830, "Roczniki Historyczne", 1960, rocz. 26, s. 171–94; Hleb – Koszańska H. i Kotwiczówna M., Bibliografia utworów J. L., Wr., 1952; Nowodworski W., Bibliograficznych ksiag dwoje J. L., Wr., 1959.

    E. Шацкий. ПНР.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Lelewel), Иоахим (22.III.1786 - 29.V.1861) - польск. историк и обществ. деятель. В 1808 окончил Виленский ун-т, где в 1815-18 и 1822-24 занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенч. об-в "филоматов" и "филаретов" Л. был отстранен от преподавания, как их идейный вдохновитель, и переехал в Варшаву, где установил связь с тайными патриотич. орг-циями. В 1830 был избран деп. сейма. С нач. восстания 1830-31 Л., как признанный идеолог освободит. движения, стал пред. Патриотического общества и вошел в пр-во. Занимал в нем наиболее левые-позиции (поддерживал наделение части крестьян землей и др.), но не сумел изменить консервативного характера его политики. После поражения восстания Л. эмигрировал во Францию. Он возглавил Нац. польск. к-т, объединивший демократич. силы польск. эмиграции. За опубликование к-том написанного Л. воззвания к русским, содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, в 1833 был выслан из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польск. демократич. орг-ций "Молодая Польша","Объединение" и др.; вместе с К. Марксом и Ф. Энгельсом был активным деятелем интернац. Демократической ассоциации.

    Л. был основоположником и крупнейшим представителем романтической школы в польск. историографии. Он сумел прийти независимо от франц. историков Тьерри, Гизо и др. к пониманию ист. процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требуя, чтобы история стала летописью нар. жизни. По мнению Л., первоначально обществ. строем Польши (как и всего славянства) была сельская община, уничтоженная завоевателями, превратившимися в господствующий класс и установившими строй можновладства (господства крупных феодалов). Периодизация истории Польши, по Л., основана на этапах расцвета и упадка исконного для славянства гминовладства (демократии). Он последовательно подчеркивал творческую роль нар. масс в истории. Л. исследовал историю закрепощения польск. крестьянства. Это особо подчеркивал Маркс как крупнейшую заслугу Л.- историка (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435). Для трудов Л. характерна демократич., республиканская и антиклерикальная тенденция. Л. признавал объектом ист. исследования близкие и даже современные ист. события, считал нац. историю фрагментом всеобщей истории. Несмотря на ограниченность концепции Л. (представление о решающей роли идей, нац. духовных черт для ист. судеб нации, идеализация ист. значения шляхты и др.), его историко-социологич. взгляды были основой формирования польск. прогрессивной обществ. мысли в 20-60-х гг. 19 в. (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий).

    Л. оставил громадное количество трудов по политич. истории Польши с древнейших времен по 19 в., заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польск. ист. науке.

    Соч.: Polska, dzieje i rzeczy jej..., t. 11-3, 16-20, Poznan, 1846-1868; Listy emigracyjne, t. 1-5, Wr.-Kr., 1948-56; Dziela, t. 1-3, 6-8, Warsz., 1957-1964; в рус. пер. - К братьям русским, в кн.: Избранные произведе- ния прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956.

    Лит.: Басевич А. М., Иоахим Лелевель, (М)., 1961; Hleb-Koszanska H., Kotwiczówna M., Bibliografia utworów Joachima Lelewela, Wr., 1952; Serejski M. H., Koncepcja historii powszechnej Joachima Lelewela, Warsz., 1958; Kieniewicz S., Samotnik brukselski, Warsz., 1960.

    И. С. Миллер. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия