«Дикинсон Эмили»

Дикинсон Эмили в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Дикинсон Эмили»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Дикинсон (Dickinson) Эмили (10.12.1830, Амхерст, штат Массачусетс, ‒ 15.5.1886, там же), американская поэтесса. Воспитывалась в религиозно-пуританских традициях. При жизни Д. было опубликовано анонимно лишь семь её стихотворений из 2000. Первая книга стихов (1890) была встречена холодно. В начале 20 в. интерес к творчеству Д. возрастает. В стихах Д. можно различить влияния пуританского мировоззрения, «культа природы» Г. Торо и Р. У. Эмерсона, английских романтиков. Творчество Д. отличают интенсивность лирического чувства, фантазия, ирония, напряжённая пытливость мысли.

    Соч.: The poems, v. 1‒3, Camb. (Mass.), 1955.

    Лит.: Кашкин И. А., Эмили Дикинсон, в его кн.: Для читателя-современника, М., 1969; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, т. 2, М., 1971; Miller R., The poetry of E. Dickinson, Middletown, 1968; Clendenning Sh. Т., Emily Dickinson. A bibliography: 1850‒1966, [Kent, 1968].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Ди́кинсон Эмили

    (Dickinson) (1830—1886), американская поэтесса. Стихи написаны преимущественно в 1860-х гг.; при жизни опубликовала 11 стихотворений (анонимно); первый сборник вышел в 1890. Лирика (часто стилизованная под примитив), отталкиваясь от пуританства, проникается трагизмом бытия. Но сомнению, горечи и иронии противостоят красота природы, свобода человеческого духа и бессмертие души. Поэтика (предельная напряжённость сюжета, свободный интонационно-синтаксический строй, прихотливая ассоциативность, рифма-ассонанс) предварила поэзию XX в.

    * * *

    ДИКИНСОН Эмили

    ДИ́КИНСОН (Dickinson) Эмили (10 декабря 1830, Амхерст, шт. Массачусетс, США — 15 мая 1886, там же), американская поэтесса-лирик.

    Детство и юность

    Дикинсон была второй из троих детей в семье; они оставались близкими всю жизнь. Младшая сестра Лавиния жила в родительском доме и не вышла замуж, а старший брат Остин жил в соседнем доме после женитьбы на подруге Эмили. Ее дед, Сэмюэл Фаулер, был одним из основателей Амхерст-колледжа, а отец, Эдвард Дикинсон, служил казначеем колледжа (1835—1872). Юрист, член Конгресса в 1853—55, он был строгим и скупым на ласку, хотя и не злым отцом. Мать Эмили не была близка с детьми.

    Дикинсон училась в средней школе Амхерста в женской семинарии «Маунт Холиок» (1847—48). В семинарии наряду с обычным было обязательное религиозное образование, и на Дикинсон оказывали давление с целью сделать ее практикующей христианкой. Она, однако, устояла и, хотя многие ее стихи говорят о Боге, исповедовала скептицизм до самой смерти. При всех своих сомнениях, она была склонна к сильным религиозным чувствам; этот конфликт придал ее творчеству особую напряженность.

    Первые опыты. Преподобный Уодсуорт

    Под сильным впечатлением от творчества Р. У. Эмерсона(см. ЭМЕРСОН Ралф Уолдо) и Э. Бронте(см. БРОНТЕ Эмили) Дикинсон около 1850 сама начала писать стихи. Ее литературным наставником был Бенджамин Ф. Ньютон, молодой человек, изучавший юриспруденцию в конторе ее отца. Лишь несколько ее стихотворений можно датировать периодом до 1858, когда она начала переписывать их в маленькие, сшитые от руки книжечки. Из ее писем 1850-х гг. возникает образ живой, остроумной, слегка застенчивой молодой женщины. В 1855 Дикинсон вместе с сестрой ездила в Вашингтон навестить отца, который тогда заседал в Конгрессе. По пути они сделали остановку в Филадельфии, где она слушала знаменитого проповедника, преподобного Чарлза Уодсуорта — ему предстояло стать ее «дражайшим другом на этой земле». Он являл собой образ несколько романтический; говорили, что он познал в прошлом великое горе, а его красноречие на кафедре лишь подчеркивало склонность к размышлениям в одиночестве. Он и Дикинсон вступили в переписку по духовным вопросам; возможно, его правоверный кальвинизм по контрасту хорошо оттенял ее рассудочные построения. Его суровая строгая вера поколебала прекраснодушные представления о благом мироздании, характерные для Эмерсона и других трансценденталистов(см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ).

    В 1850 Дикинсон начала переписываться с доктором Джосайей Дж. Холландом, его женой и с Сэмюэлом Баулзом. Холланд и Баулз редактировали «Springfield Republican» (Массачусетс), газету, которая уделяла место литературе и даже печатала стихи. Переписка продолжалась долгие годы, после 1850 Дикинсон адресовала большинство писем миссис Холланд, женщине, способной воздать должное утонченности и остроумию их автора. Дикинсон пыталась заинтересовать Баулза своими стихами, и для нее было большим ударом, когда он, человек ясного ума, но консервативных вкусов, не сумел их оценить.

    Таинственная любовь

    К концу 1850-х гг., в период возросшей творческой активности, она полюбила человека, которого в черновиках трех писем назвала Мастером. Его невозможно отождествить ни с одним из друзей поэтессы, но им мог быть Баулз или Уодсуорт. Эта любовь просвечивает в строках ее стихов «На меня права потеряли» и «Какой восторг! Какой восторг!». Другие стихи раскрывают крушение этой любви, ее постепенное очищение и перерастание в любовь к Христу и духовное единение с ним.

    Новизна формы

    Стихи Дикинсон 1850-х гг. сравнительно традиционны по чувству и форме, но примерно с 1860 они становятся экспериментальными как по языку, так и в просодии, хотя в метрическом отношении во многом опираются на поэзию английского автора церковных гимнов И. Уоттса, Шекспира(см. ШЕКСПИР Уильям) и Библии короля Якова. Преобладающая у Дикинсон поэтическая форма — катрен(см. КАТРЕН) трехстопного ямба, описанный в одной из книг Уоттса, находившейся в домашней библиотеке Дикинсон. Она также прибегала ко многим другим поэтическим формам и даже наиболее простым размерам церковных гимнов придавала сложность, постоянно изменяя ритм стиха в соответствии с замыслом: то замедляя его, то ускоряя, то перебивая. Она обновила стихосложение, широко используя неточные рифмы, в разной степени отклоняющиеся от истинных, что тоже помогало передать мысль во всей ее напряженности и внутренней противоречивости. Стремясь к афористической лаконичности, она очищала поэтическую речь от лишних слов и следила за тем, чтобы оставшиеся были живыми и точными. Она свободно обращалась с синтаксисом и любила поставить привычное слово в неожиданный контекст, чтобы, озадачив читателя, привлечь его внимание и заставить открыть в этом слове новый смысл.

    Единственные публикации

    15 апреля 1862 Дикинсон отправила письмо и четыре стихотворения литератору Т. У. Хиггинсону, спрашивая его, есть ли в ее поэзии «жизнь». Хиггинсон посоветовал ей не печататься, однако признал оригинальность стихов и оставался «наставником» Дикинсон до конца ее жизни. После 1862 Дикинсон отклоняла все попытки друзей вынести ее поэзию на суд публики. В результате при жизни Дикинсон были опубликованы лишь семь ее стихотворений, пять из них — в «Springfield Republican».

    Пик творческой активности Дикинсон — около 800 стихотворений — пришелся на годы Гражданской войны(см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США). Хотя темы своей поэзии она искала в себе самой, а не во внешних обстоятельствах, тревожная обстановка военных лет, вероятно, передалась ее творчеству, усилив его внутреннюю напряженность. Самым тяжелым оказался 1862, когда ее друзья были далеко и в опасности: Баулз находился на лечении в Европе, Уодсуорт получил новый приход и отбыл в Сан-Франциско, Хиггинсон служил офицером в армии северян. У Дикинсон началась болезнь глаз, отчего ей пришлось провести несколько месяцев в 1864 и 1865 на лечении в Кембридже, штат Массачусетс. Вернувшись в Амхерст, она уже никуда не уезжала, а с конца 1860-х гг. никогда не выходила за пределы дома и прилегающего к нему участка.

    Затворница в белом

    После Гражданской войны в поэтическом творчестве Дикинсон обозначился спад, но она все настойчивее стремилась строить свою жизнь по законам искусства. В ее письмах, которые порой достигают совершенства ее стихов, повседневный опыт поэта запечатлен с классической афористичностью. Когда, например, знакомый нанес ей обиду, прислав им с сестрой одно письмо на двоих, она ответила: «Общая слива — уже не слива. Вежливость не позволила мне претендовать на мякоть, а косточка мне не по вкусу». К 1870 Дикинсон носила только белое и редко выходила к гостям; ее затворничество ревностно охраняла сестра. В августе 1870 Хиггинсон посетил Амхерст и описал Дикинсон как «маленькую заурядную женщину», рыжеватую, во всем белом, которая вручила ему цветы в качестве «визитной карточки» и говорила «мягким, испуганным, задыхающимся, детским голосом».

    Последние годы Дикинсон были омрачены скорбью из-за смерти многих любимых ею людей. Тяжелее всего она перенесла смерть отца и 8-летнего племянника Гилберта, что нашло отражение в самых проникновенных ее письмах. Судья Лорд из Сейлема, штат Массачусетс, в которого Дикинсон влюбилась в 1878, был ближайшим другом ее отца. Черновики ее писем к любимому раскрывают нежное позднее чувство, на которое Лорд отвечал взаимностью. Джексон, поэтесса и известная новеллистка, понимала величие стихов Дикинсон и безуспешно пыталась уговорить ее их напечатать.

    Открытие «Загадки Новой Англии»

    Вскоре после смерти Дикинсон ее сестра Лавиния решила опубликовать ее стихи. В 1890 увидели свет «Стихотворения» Эмили Дикинсон («Poems by Emily Dickinson») под редакцией Т. У. Хиггинсона и М. Л. Тодд. Между 1891 и 1957 вышло еще несколько сборников, включавших неизданные стихотворения Дикинсон.

    Главные темы стихов Дикинсон, выраженные языком доверительной домашней беседы, — любовь, смерть и природа. Контраст между спокойной, уединенной жизнью поэта в доме, где она родилась и умерла, и глубиной и напряженностью ее немногословных стихов вызвал множество толков о ее личности и личной жизни. Стихи Дикинсон и ее письма рисуют страстную умную женщину и безупречного мастера, претворившего в искусство не только свою поэзию, но также переписку и саму жизнь.

  3. Источник: Энциклопедический словарь