Большая Советская энциклопедия

    I

    Ге́ллерт (Gellert)

    Кристиан Фюрхтеготт (4.7.1715, Хайнихен, — 13.12.1769, Лейпциг), немецкий писатель. Проповедь религиозного долга и семейных добродетелей содержат его «Лекции о морали» (1770) и «Духовные оды и песни» (1757, рус. пер. 1785). В «Баснях и рассказах» (т. 1—2, 1746—48) в духе умеренного бюргерского просветительства осмеивает дворянскую спесь, ложную учёность. Г. принадлежат первые попытки создания немецкой буржуазной комедии («Больная жена», 1747) и просветительского романа — «Жизнь шведской графини фон Г***» (1746, рус. пер. 1792).

    Соч.: Samtliche Schriften, Bd 1—10, В., 1856; Samtliche Fabeln und Erzählungen, Bd 1—3, Lpz., 1867; в рус. пер. — Басни и сказки, ч. 1—2, СПБ, 1785—88.

    И. В. Ефимов.

    II

    Ге́ллерт (Gellert)

    Хуго (Хьюго) (р. 3.5.1892, Будапешт), американский график и живописец. Выходец из Венгрии, с 1906 живёт в США, учился в Нью-Йорке в школе прикладных искусств. С 1916 творчество Г. связано с рабочим движением и прогрессивной печатью. С 1929 член Джон-Рид-клуба. Г. — автор графических портретов В. И. Ленина (1924), Дж. Рида (1920), В. В. Маяковского (1925), иллюстраций к «Капиталу» К. Маркса (60 литографий, 1936), росписей рабочих клубов (часть — совместно с А. Рефрежье) и здания профсоюза моряков (1945—47) в Нью-Йорке; известен и как оформитель рабочих празднеств и митингов. Для творчества Г., испытавшего влияние мексиканской гравюры, характерны пластичность манеры, родственная плакату заострённость и символичность образов.

    Т. С. Юрьева.

    III

    Ге́ллерт (Gellert)

    Эндре (1.10.1914, Будапешт, — 1.3.1960, там же) венгерский режиссёр, народный артист ВНР (1954). В 1935 окончил Театральную академию (Будапешт). С 1945 ведущий режиссёр Национального театра в Будапеште. Основатель венгерской реалистической школы режиссуры, пропагандист учения К. С. Станиславского и русской советской драмы. С именем Г. связаны лучшие венгерские постановки пьес Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и М. Горького («Ревизор», 1951; «Дядя Ваня», 1952; «Васса Железнова», 1949). Значительна также постановки национальных пьес — «Господский пир» Морица (1948), «Трагедия человека» Мадача (1955). С 1946 руководил кафедрой актёрского мастерства Театрального института в Будапеште (профессор). Премия им. Кошута (1950, 1953).

    Лит.: Гершкович А., Современный венгерский театр, М., 1963.

    А. А. Гершкович.

    IV

    Ге́ллерт (Gellert hegy)

    гора в Венгрии, в центральной части Будапешта, на правобережье Дуная. высота 220 м. С 1947 на Г. — памятник Освобождения (бронза, гранит; высота 36 м; 1947, скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль), который доминирует над городом.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Геллерт

    ГЕЛЛЕРТ Христиан-Фюрхтеготт (Christian-Furchtegott Gellert, 1715—1769) — немецкий буржуазный писатель — поэт, баснописец и романист, видный представитель лит-ры эпохи Просвещения. Известность Г. зиждется гл. обр. на «Баснях и сказках» (Fabeln und Erzahlungen, 1746—1748, 2 чч.; многочисленны переиздания последних; русский перев. «Басни и сказки», изд. 2-е, СПБ., 1788), к-рые переведены почти на все европейские яз. Г. дает здесь не без юмора нарисованные картины жизни современного общества, он проповедует просветительные идеи, избегая однако боевых лозунгов, к-рые ему, как представителю весьма консервативных слоев немецкой буржуазии, никогда не были свойственны. Напав однажды на ханжество, он обеспокоился позднее, как бы этот выпад не был истолкован как направленный против благочестия, веры. Геллерт — апостол умеренности, буржуазной добропорядочности, он — за святость семейного очага, за трудолюбие, за высокую нравственность. В Лейпцигском университете, где Г. был профессором словесности и этики, он читал лекции о морали (которые слушал молодой Гёте в бытность свою студентом названного университета), пользовавшиеся большим успехом у бюргерской аудитории. Также имело огромный успех его произведение религиозного характера «Geistliche Oden und Lieder» (1757, русский перевод «Песни духовные», переложенный стихами старцем Аполлосом, 2-е изд., М., 1782). Интересен в стилистическом отношении роман Г. «Das Leben der schwedischen Grafin v. G***» (изд. анонимно в 1746; русский перевод с именем автора — «Жизнь шведской графини фон Г***», 2 чч., Тамбов, 1792), а также «Moralische Vorlesungen» (1770) (Нравоучения, 2 чч., М., 1775—1777) и «Briefe» (Письма, 1774, 3 тт.). Собрание сочинений издано в 1784 (10 тт.). Критическое издание поэтических произведений — в 1892. На русский яз., кроме упомянутого, переведены «Статьи, избранные из нравоучения добродумного Геллерта» (СПБ., 1820) и «Речь о влиянии изящных наук в сердце и во нравы» (СПБ., 1803) и др.Библиография:

    I. Werke, hrsg. von Fr. Behrend, 1917; Briefe, nebst einer praktischen Abhandlung von dem guten Geschmacke in Briefen, hrsg. von K. Blanck, 1921.

    II. Cramer J. A., Gellerts Leben, 1774 (русск. перев. под своеобразным заглавием: «Образ добродетели и благонравия или жизнь и свойства Геллерта», СПБ., 1789); Doring J., Gellerts Leben, 1833; Naumann F., Gellertsbuch, 1854; Handwerck H., Studien uber Gellerts Fabelstil, 1891; Его же, Gellerts alteste Fabeln, 1904; Hobler E., Gellerts moralische Vorlesungen, 1917; Dorn M., Der Tugendbegriff Gellerts auf der Grundlage des Tugendbegriffes der Zeit, 1919; Bruggemann Fr., Gellerts «Schwedische Grafin», 1925; Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877 (биография и перев. В. Кюхельбекера, И. Крылова, И. Хемницера, А. Измайлова и др.).

  3. Источник: Литературная энциклопедия