Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из самых ранних греческих лириков, род. в Сардах в Лидии, прибыл как невольник в Спарту и был там отпущен на волю. Около половины VII века до Р. Х. он сочинял на дорическом диалекте хоровые песни, гимны, пеаны, парфении, гименеи и эротические песни. Его поэзия обнаруживает веселое довольство жизнью, тонкое понимание природы и свободный, проницательный взгляд, хотя она и не свободна от известной архаической наивности. Он употреблял различные размеры стиха. Его именем назван метр, состоящий из каталектических и акаталектических дактилических тетраметров:

    Poëtae lyrici graeci" (3-е изд., Лейпц., 1867), собрал все эти остатки, следуя указаниям Велькера (Гиссен, 1815)."

    Кроме незначительных остатков его произведений, дошедших до нас в отрывках, приведенных в сохранившихся сочинениях, имеется найденный в 1855 г. большой отрывок одной из его парфений (песен для девичьих хоров). Бергк в III-м томе издания "Poëtae lyrici graeci" (3-е изд., Лейпц., 1867), собрал все эти остатки, следуя указаниям Велькера (Гиссен, 1815).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Alkman)

    древнегреческий поэт 2-й половины 7 в. до н. э. Жил в Спарте. Автор парфениев (один из них найден в 1855) — «девичьих песен», где в рамки мифа включалась похвала участницам культовых состязаний девичьих хоров. От гимнов богам, эпиталамий А. сохранились лишь фрагменты, один из которых послужил основой стихов И. В. Гёте («Uber alien Gipfein ist Ruh») и М.Ю.Лермонтова («Горные вершины»).

    Соч.: [фрагменты], в кн.: Poetae melici graeci, ed. D. Page, Oxf., 1962; в рус. пер. — в кн.: Эллинские поэты, в переводах В. В. Вересаева, [М., 1963].

    Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Алкман

    АЛКМАН (VII в. до христ. эры) — древнегреческий поэт, видный представитель хоровой лирики, расцветшей гл. обр. в Спарте. Считался новатором в области музыки и метрики. От произведений А. дошли лишь отрывки.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедия Кольера

    (расцвет деятельности - сер. 7 в. до н.э.), самый ранний из древнегреческих поэтов, авторов сочинений для хора. Алкман работал в Спарте в период после 2-й Мессенской войны. В античности существовала традиция, согласно которой хотя Алкман и родился в Мессе (Лаконика), однако происходил от родителей-рабов родом из Сард. Есть основания думать, что такие сообщения возникали как следствие зависти Афин к достижениям Спарты в области поэзии, однако возможно, что большинство ранних спартанских поэтов на самом деле были иноземцами. В древности высоко ценили любовные стихи Алкмана, фрагменты которых дошли до нашего времени, кроме того, им написан ряд застольных песен. Однако наиболее весомый вклад Алкман внес в развитие хоровой поэзии. От большинства стихотворений Алкмана сохранились лишь скудные обрывки, тем не менее современный читатель может судить о его творчестве по большому (ок. 100 строк) дошедшему до нас отрывку из парфения (хоровая песня девушек). Ни в одном известном фрагменте Алкмана нет и следа строгости, характерной для Спарты, легки и подвижны даже размеры, которыми пользуется поэт.

    ЛИТЕРАТУРА

    Античная лирика. М., 1968 Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики: Алкман, Стесихор, Симонид, Вакхилид. Тбилиси, 1986

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    АЛКМАН

    АЛКМА́Н (сер. 7 в. до н. э.), древнегреческий поэт, автор сочинений для хора. Спартанец. Произведения сохранились в фрагментах.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Alcman,

    Άλκμάν (дорическая форма вместо Άλκμαίων), греческий лирик, происхождением лидиец или, скорее, эолянин из лидийских Сард. Вероятно, он родился в Лидии, но в качестве раба был привезен в Спарту, где вырос в доме Агесида, был отпущен на волю и даже, кажется, приобрел права гражданства. Период расцвета поэтической деятельности А. можно приурочить приблизительно к 40 ол., когда спартанцы, пользуясь досугом мира, могли более внимания уделять поэзии. Он писал в особенности парфении (песни для девичьих хоров), гимны, пэаны, просодии, любовные песни; произведения его были замечательны по разнообразию поэтического тона и стихотворных размеров. Суровость дорического диалекта он смягчал примесью эпических и эолийских форм. Сохранившиеся отрывки стихотворений А. большей частью очень кратки, а т. к. они сохранились главным образом в виде цитат, приводимых ради таких целей, которые не имеют отношения собственно к поэзии, то и мало содержательны. К отрывкам, собранным Welcker'oм (1815), в 1855 г. присоединился новый, более чем прежние, значительный, прочитанный на папирусе, который найден Мариеттом в Египте и ныне находится в Париже. Изд. Bergk (Poet. lyr., 3 том). [ср. статью А. Наука в «Сборнике статей по классич. филологии», 1881, стр. 180 слл.].

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Античные писатели

    Алкман, Alkman, из Сард в Лидии, VII в. до н. э., греческий лирический поэт. Жил в Спарте, где был руководителем хоров, для которых сочинял мелодии, складывал слова и разрабатывал танцевальные движения под песню. Он первый известный нам по сохранившимся фрагментам греческий поэт, писавший песни для хора. Вероятно, именно он создал новые поэтические формы, возводя в ранг литературы импровизированные песни, которые до того были прежде всего музыкально-танцевальными композициями. А. знал цену своему таланту. Александрийские ученые собрали песни А. в 6 книг. По меньшей мере две из них содержали парфении (песни для хора девушек), которые принесли поэту наибольшее признание. А. писал также гимны, пеаны, гипофегматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни) и сколии, от которых уцелели лишь короткие отрывки. Лучше всего сохранившаяся песня (ок. 100 стихов), обнаруженная на папирусе, представляет собой парфений, написанный к чествованию Артемиды Орфии. Текст песни складывается из нескольких отдельных частей, связанных между собой формулами, обозначающими конец одного и начало другого сюжета. Этими сюжетами были: прославление древних героев Спарты, размышления о могуществе богов и бренности человеческой жизни, вытекающие из этого моральные предписания, а далее восхваления отдельных участниц хора, который исполнял песню и танец к ней. Интонация сохранившейся части песни камерная, свободная; деликатность и изящество описаний девушек, которые, однако, не лишены юмористических нот. Таков же характер других меньших фрагментов, которые отличает непринужденность, сочетающаяся с внутренней цельностью поэта, беззаботно относящегося к своему положению. Тонко чувствующий природу, А. черпал вдохновение из пения птиц, которое манило его к себе. Он создавал прекрасные смелые метафоры, называя, например, морскую пену «цветком волны», а поросшие лесом горы - «грудью темной ночи». Чрезвычайно известен фрагмент, в наше время названный «ноктюрном», который в метких и в то же время пленительных стихах описывает глубокий покой природы, когда на мир опустилась ночь. Благодаря богатству метрики, А. стал образцом для позднейших поэтов, писавших хоровую лирику. В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему поставили памятник. Его прилежно читали александрийские ученые и поэты, отведя ему почетное место среди 9 канонических лириков. В новое время широко известен был только «ноктюрн» А., который среди прочих переложил Гете.

  13. Источник: Античные писатели