Большая Советская энциклопедия

    Гулак-Артемовский(по сцене Артемовский) Семен Степанович [4(16).2.1813, с. Городище, ныне Киевской обл., 5(17).4.1873, Москва], украинский и русский оперный певец (баритон), композитор, драматический артист, драматург. Учился в Киевской духовной семинарии, с детских лет пел в хорах киевского митрополита, позже в хоре киевского викария. В 1838 встретился с М. И. Глинкой, под его руководством готовился к деятельности оперного певца в Петербурге, затем занимался у П. Романи в Италии. В 1841 дебютировал во Флорентийском оперном театре. В 1842 вошёл в состав рус. оперной труппы в Петербурге, солистом которой состоял до 1864, выступая периодически в спектаклях итал. оперы, а также в драматических спектаклях, в 186465 пел на сцене Большого театра в Москве. Г. обладал сильным и красивым голосом, драматическим талантом. Партии: Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Мазетто («Дон Жуан» Моцарта) и др. Композиторская деятельность Г. началась в 1851 музыка к «Картине степной жизни цыган» и вокально-хореографическому дивертисменту «Украинская свадьба». В 1863 на сцене Мариинского театра в Петербурге была поставлена опера Г. «Запорожец за Дунаем» (либретто собственное), в которой партию Карася исполнил сам автор. В опере отражён свободолюбивый дух укр. народа, её образы жизненны и правдивы, а музыка построена на народно-песенном фольклоре. Г. был другом Т. Г. Шевченко. Лит.: Ревуцький Д., С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера «Запорожець за Дуна╨м», в кн.: «Запорожець за Дуна╨м», [Киïв Xapкiв], [1936]; Бернандт Г., Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его русские связи, в сборнике: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Кауфман Л., С. С. Гулак-Артемовський, Kиïв, 1962. Л. С. Кауфман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ (Артемовский) Семен Степанович (1813-73) - украинский певец (баритон), композитор, драматург. Обучался под руководством М. И. Глинки. Пел в русской оперной труппе в Санкт-Петербурге, в Большом театре. Опера "Запорожец за Дунаем" (1863), водевили, песни.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Гула́к-Артемо́вский Семён Степанович

    (Артемовский) (1813—1873), певец (баритон), композитор, драматург. Обучался под руководством М. И. Глинки. Пел в русской оперной труппе в Санкт-Петербурге, в Большом театре. Опера «Запорожец за Дунаем» (1863), водевили, песни.

    * * *

    ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ Семен Степанович

    ГУЛА́К-АРТЕМО́ВСКИЙ (Артемовский) Семен Степанович (1813—73), украинский певец (баритон), композитор, драматург. Обучался под руководством М. И. Глинки. Пел в русской оперной труппе в Санкт-Петербурге, в Большом театре. Опера «Запорожец за Дунаем» (1863), водевили, песни.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 16 II 1813, ныне г. Городище Черкасской обл. - 17 IV 1873, Москва)

    Песни для Малороссии - все; и поэзия, и история, и отцовская могила... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно.

    Н. Гоголь

    На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского священника, Гулак-Артемовский должен был пойти по стопам отца, но эту семейную традицию нарушила всепоглощающая тяга мальчика к музыке. Поступив в 1824 г. в Киевское духовное училище, Семен начал успешно заниматься, но очень скоро богословские предметы ему наскучили, и в аттестате ученика появилась такая запись: "способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых". Разгадка проста: все внимание и время будущий музыкант отдавал пению в хоре, почти не появляясь на занятиях в училище, а позже - в семинарии. Звонкий дискант маленького певчего заметил ценитель хорового пения, знаток отечественной певческой культуры митрополит Евгений (Болховитиков). И вот Семен уже в митрополичьем хоре Софийского собора в Киеве, затем - в хоре Михайловского монастыря. Здесь юноша на практике постигал многовековую традицию хоровой музыки.

    В 1838 г. пение Гулака-Артемовского услышал М. Глинка, и эта встреча решительно изменила судьбу молодого певца: он последовал за Глинкой в Петербург, отныне всецело посвятив себя музыке. Под руководством старшего друга и наставника Гулак-Артемовский за короткий срок прошел школу всестороннего музыкального развития и вокального обучения. Прогрессивные художнические убеждения его окрепли в творческом общении с кругом друзей Глинки - художником К. Брюлловым, писателем Н. Кукольником, музыкантами Г. Ломакиным, О. Петровым и А. Петровой-Воробьевой. Тогда же произошло знакомство с выдающимся украинским поэтом-революционером Т. Шевченко, перешедшее в верную дружбу. Под руководством Глинки будущий композитор настойчиво постигал секреты вокального мастерства и законы музыкальной логики. Опера "Руслан и Людмила" в это время владела помыслами Глинки, который писал о занятиях с Гулаком-Артемовским: "Я его готовлю в театральные певцы и надеюсь, что труды мои не будут тщетны"... Глинка видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. Чтобы выработать сценическую выдержку и преодолеть недостатки манеры пения, Гулак-Артемовский по настоянию старшего друга часто выступал в различных музыкальных вечерах. Современник так описывал его пение: "Голос был свежий и огромный; но ни малейшей манеры и слова выговаривал отчаянно... Досадно было, хотелось восхищаться, а смех пронимал".

    Однако тщательная, упорная учеба под руководством гениального педагога принесла блестящие плоды: уже первый публичный концерт Гулака-Артемовского прошел с большим успехом. Вокзчьное и композиторское дарование молодого музыканта расцвело благодаря длительной поездке в Париж и в Италию, предпринятой стараниями Глинки при финансовой поддержке мецената П. Демидова в 1839-41 гг. Успешные выступления на оперной сцене Флоренции открыли Гулаку-Артемовскому дорогу на императорскую сцену в Петербурге. С мая 1842 до ноября 1865 г. певец бессменно был в составе оперной труппы. Он выступал не только в Петербурге, но и в Москве (1846-50, 1864-65), гастролировал также в провинциальных городах - Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Среди многочисленных партий Гулака-Артемовского в операх В. Беллини, Г. Доницетти, К. М. Вебера, Дж. Верди и др. выделяется великолепное исполнение роли Руслана. Услышав оперу "Руслан и Людмила", Шевченко писал: "Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец - ничего не скажешь". В связи с потерей голоса Гулак-Артемовский в 1865 г. покинул сцену и провел последние годы в Москве, где его жизнь была весьма скромной и уединенной.

    Тонкое чувство театральности и верность родной музыкальной стихии - украинскому фольклору - характерны для сочинений Гулака-Артемовского. Большинство из них прямо связано с театральной и концертной деятельностью автора. Так появились романсы, обработки украинских песен и оригинальные песни в народном духе, а также крупные музыкально-сценические произведения - вокально-хореографический дивертисмент "Украинская свадьба" (1852), музыка к собственной комедии-водевилю "Ночь накануне Иванова дня" (1852), музыка к драме "Разрушители кораблей" (1853). Наиболее значительное творение Гулака-Артемовского - комическая опера с разговорными диалогами "Запорожец за Дунаем" (1863) - счастливо сочетает в себе добродушный народный юмор и героико-патриотические мотивы. Спектакль раскрыл разные граня дарования автора, который написал и либретто, и музыку, а также выступил в главной роли. Петербургская критика отмечала успех премьеры: "Г-н Артемовский показал свой блестящий комедийный талант. Его игра была исполнена комизма: в лице Карася он отобразил верный тип запорожца". Композитору удалось так живо передать щедрую мелодичность и зажигательную танцевальную моторику украинской музыки, что порой его мелодии неотличимы от народных. Потому они популярны на Украине наравне с фольклором. Проницательные слушатели ощутили подлинную народность оперы уже на премьере. Рецензент газеты "Сын отечества" писал: "Главная заслуга г. Артемовского состоит в том, что он положил начало комической опере, доказав, как хорошо она могла бы привиться у нас, и в особенности в народном духе; он первый ввел на нашей сцене родной нам комический элемент... и я уверен, с каждым представлением успех ее будет расти.

    И действительно, сочинения Гулака-Артемовского и сегодня сохраняют свое значение не только как первая украинская опера, но и как живое, сценически привлекательное произведение.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: