Большая Советская энциклопедия

    (от Моно... и греч. phýsis — природа, естество)

    сторонники христианского религиозно-философского учения, созданного в Византии (Восточной Римской империи) в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием (как реакция на несторианство). Термин «М.» встречается лишь с конца 7 в. М. ставили вопрос о соединении божественной и человеческой природы в Христе; отвергая (в соответствии с принципами стоиков) возможность смешения двух природ, они трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе божественным. Т. о., пострадал за человечество, по учению М., не богочеловек (утверждение ортодоксальных богословов), а бог. Вероучение М. широко распространилось в вост. провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении), где ещё были живы традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 на Эфесском соборе М. одержали верх, но в 451 их учение было осуждено Халкидонским собором. Это привело к острой религиозно-политической борьбе. В конце 5 в. М. заняли патриаршие престолы в Александрии, Антиохии, Иерусалиме; в 6 в. их учение распространилось в Нубии и Аравии. В этот период чисто теологические споры отступили на второй план, между монофиситским вероучением и ортодоксальным христианством наметилось сближение, в то же время обнажилась политическая сторона движения М. — стремление восточных провинций отделиться от империи. Тенденция византийских императоров к компромиссу с М. способствовала в 7 в. формированию вероучения монофелитов (См. Монофелиты). С завоеванием восточных провинций империи арабами М. потеряли базу в Византии, но утвердились в Армении (см. Армянская апостольская церковь), в Сирии (яковитская церковь), Египте и Эфиопии.

    А. П. Каждан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОНОФИСИТЫ (от моно... и греч. physis - природа - естество), сторонники христианского учения, возникшего в Византии в 5 в. как реакция на несторианство; трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение монофиситов распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 осуждено Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и "яковитской" сирийской церкви. См. также Монофелиты.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    МОНОФИСИТЫ (от моно... и греческого physis - природа, естество), сторонники христианского учения, возникшего в Византии в 5 в. как реакция на несторианство. Трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение монофиситов распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 осуждено Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и "яковитской" сирийской церкви. Смотри также Монофелиты.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    монофиси́ты

    (от моно... и греч. phýsis — природа, естество), сторонники христианского учения, возникшего в Византии в V в. как реакция на несторианство; трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение монофиситов распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 осуждено Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церквах. См. также Монофелиты.

    * * *

    МОНОФИСИТЫ

    МОНОФИСИ́ТЫ (от моно...(см. МОНО... (часть сложных слов)) и греч. physis — природа, естество), сторонники христианского учения, возникшего в Византии в 5 в. как реакция на несторианство(см. НЕСТОРИАНСТВО); трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение монофиситов распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 осуждено Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церкви. См. также Монофелиты(см. МОНОФЕЛИТЫ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: