«Тепловозный двигатель»

Тепловозный двигатель в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Тепловозный двигатель»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    двигатель внутреннего сгорания (Дизель), устанавливаемый на тепловозе. Отличие Т. д. от стационарных и судовых двигателей состоит в разнообразии режимов работы и частой их смене, что обусловлено различной массой поездов, переменным профилем пути, остановками, разными климатическими условиями (например, температура воздуха изменяется от -50 до 45 °С) и др. причинами. Удельный эффективный расход топлива Т. д. 204— 230г/(квт․ч)[150—170г/(л. с. ․ ч)]. Мощность Т. д. магистральных тепловозов достигает 4400 квт (6000 л. с.), наблюдается тенденция к росту мощности до 6000 квт(8100 л. с.). Т. д. присуща высокая степень форсирования по среднему эффективному давлению [ре = 1,6—2,0 Мн/м2 (pe = 16—20 кгс/см2)].Удельная масса (в пересчёте на эффективную мощность) 3,3—22 кг/квт (2,4—16 кг/л. с.). Максимальная частота вращения коленчатого вала 750—1500 об/мин. В зависимости от мощности на Т. д. расположены 6—20 цилиндров в 1—2 ряда или V-образно. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра 0,9—1,4. Цилиндровую мощность повышают в основном путём увеличения давления Наддува до 0,3 Мн/м2 (3 кгс/см2) и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. На маневровых тепловозах устанавливают Т. д. мощностью 550—1400 квт (750— 2000 л. с.). Т. д. характеризуются высокой степенью автоматизации, осуществляемой регуляторами частоты вращения и мощности, регуляторами температуры воды и масла, устройствами защиты от ненормальных режимов эксплуатации. Продолжительность работы Т. д. до первого капитального ремонта — до 35 тысяч ч,что соответствует пробегу до 1,2 млн. км.

    Лит.: Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины, 3 изд., М., 1973.

    В. А. Дробинский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.