Большая Советская энциклопедия

    Рахманинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, ‒ 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4‒5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 ‒ в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчаньи ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Р. ‒ одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. ‒ «Пьесы-фантазии» (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и «Музыкальные моменты» (1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая фантазия «Утёс» (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893), «Каприччио на цыганские темы» для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. ч. «Весенние воды»). В 1897‒98 был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904‒06 ‒ Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907‒14 ‒ в ряде европейских стран, в 1909‒10 ‒ в США и Канаде). В 1909‒12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909‒17 ‒ Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900‒1910-х гг. ‒ 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), кантата «Весна» (1908), поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов (1913), «Всенощное бдение» для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре 1917 Р. уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918‒43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения ‒ 4-й концерт (1926) и «Рапсодию на тему Паганини» (1934) для фортепьяно с оркестром, «3 русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941‒42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.

    Р. ‒ один из крупнейших музыкантов рубежа 19‒20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Р., обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Р. ‒ органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка ‒ многообразное претворение колокольных звучностей. Р. развил достижения рус. лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Р. был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.

    Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945: С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. ‒ Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. ‒ М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов ‒ пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1‒2, 4 изд., М., 1974; Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946; Rachmaninoff's recollections told by Oscar von Riesemann, L. ‒ N. Y., 1934; Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.

    В. Н. Брянцева.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия "Утес" (1893), поэма "Остров мертвых" (1909), "Симфонические танцы" (1940) для оркестра, кантата "Весна" (1902), поэма "Колокола" (1913) для хора и оркестра, оперы "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" (обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мирового пианистического искусства.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1873-1943), русский композитор и пианист. Родился 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории, где был учеником Н.С.Зверева и А.И.Зилоти по фортепиано, С.И.Танеева и А.С.Аренского по композиции. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта; Рахманинов же стал горячим приверженцем Чайковского. В возрасте 19 лет он окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции) и отправился в большое концертное турне по России как пианист-солист и аккомпаниатор. К тому времени появилась его первая опера - Алеко, Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для виолончели и для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая принесла композитору всемирную славу. В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова (в течение одного сезона). Хотя Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер, его Первая симфония и Первый концерт на премьерах прошли неудачно, что послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из болезненного состояния. В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт. Его успешная премьера отчасти восстановила веру музыканта в свои силы, и он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 покинул Россию. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан как один из величайших пианистов своей эпохи и крупнейший дирижер. Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано; поэма Колокола для солистов, хора и оркестра (по Эдгару По); симфоническая поэма Остров мертвых (по картине Беклина); хоровые Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение на канонические церковнославянские тексты; множество романсов. Умер Рахманинов в Беверли-Хилз (шт. Калифорния) 28 марта 1943.

    ЛИТЕРАТУРА

    Соколова О. С.В.Рахманинов. М., 1987 Воспоминания о Рахманинове, тт. 1-2. М., 1988

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Рахма́нинов Сергей Васильевич

    (1873—1943), композитор, пианист, дирижёр. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. В 1897—98 дирижёр Московской частной русской оперы, в 1904—06 — Большого театра. Концертировал как пианист и дирижёр. В конце 1917 эмигрировал, с 1918 жил главным образом в США. Один из крупнейших композиторов и величайший пианист XX в. Сочинения: для фортепиано с оркестром — 4 концерта (1891, 2-я редакция, 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция, 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); для фортепиано — прелюдии, этюды-картины и др.; оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904); поэма «Колокола» для солистов, хора и оркестра (1913); для оркестра — 3 симфонии (1895—1936), фантазия «Утёс» (1893), поэма «Остров мёртвых» (1909), Симфонические танцы (1940); инструментальные ансамбли, в том числе Элегическое трио (1893); романсы. Всенощное бдение Рахманинова (1915) — шедевр русской духовной музыки.С. В. Рахманинов.

    * * *

    РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич

    РАХМА́НИНОВ Сергей Васильевич [20 марта (1 апреля) 1873, имение Онег, ныне Новгородской области — 28 марта 1943, Беверли Хиллз, Калифорния, США; похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка)], русский композитор, пианист, дирижер. В 1904—1906 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895—1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

    Годы учебы

    Рахманинов родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов, 1808—1881, был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин(см. СКРЯБИН Александр Николаевич)), а с 1888 — у А. И. Зилоти(см. ЗИЛОТИ Александр Ильич)(фортепиано), А. С. Аренского(см. АРЕНСКИЙ Антон Степанович)(композиция, инструментовка, гармония), С. И. Танеева(см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) (контрапункт строгого письма). Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А. К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

    Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х гг. выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) — хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.

    В 1895 Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением А. К. Глазунова(см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы(см. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА)С. И. Мамонтова(см. МАМОНТОВ Савва Иванович); тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899). В 1898—1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным(см. ШАЛЯПИН Федор Иванович).

    1900-е годы

    К началу 1900-х гг. Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 в., особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода — популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба — 1901).

    Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. — Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), — при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина(см. БЕКЛИН Арнольд).

    В 1904—06 Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 в. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто М. И. Чайковского(см. ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич) по Данте и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе М. Метерлинка) осталась неоконченной.

    В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Э. По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.

    Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900—10-х гг. и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902, «Маргаритки» на слова И. Северянина, 1916, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916—17). В отличие от большинства других композиторов-пианистов Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.

    Эмиграция

    В декабре 1917 Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков — Шопена(см. ШОПЕН Фридерик), Шумана(см. ШУМАН Роберт (композитор)), Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как В. В. Софроницкий(см. СОФРОНИЦКИЙ Владимир Владимирович), В. С. Горовиц(см. ГОРОВИЦ Владимир Самойлович), С. Т. Рихтер(см. РИХТЕР Святослав Теофилович), Э. Г. Гилельс(см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич).

    Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х гг., он был завершен в 1926), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935—36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( 1 IV 1873, имение Онег, ныне Новгородская обл. - 28 III 1943, Беверли-Хилс, Калифорния)

    И у меня был край родной;

    Прекрасен он!

    А. Плещеев (из Г. Гейне)

    Рахманинов был создан из стали и золота;

    Сталь в его руках, золото - в сердце.

    И. Гофман

    "Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг.время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы, духовный пульс бился лихорадочно и нервно. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.

    Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко, хотя до двенадцатилетнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой он не обнаруживал. Учиться играть на рояле он начал в 4 года, в 1882 г. был принят в Петербургскую консерваторию, где, предоставленный самому себе, изрядно бездельничал, а в 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию. Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Н. Зверева, затем А. Зилоти; по теоретическим предметам и композиции - у С. Танеева и А. Аренского. Живя в пансионе у Зверева (1885-89), он прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. "Лучшим, что есть во мне, я обязан ему", - так говорил впоследствии о Звереве Рахманинов. В консерватории Рахманинов находился под сильным влиянием личности П. Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Сережи и по окончании им консерватории помог поставить оперу "Алеко" в Большом театре, зная по собственному печальному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.

    Консерваторию Рахманинов окончил по классу фортепиано (1891) и композиции (1892) с Большой золотой медалью. К этому времени он был уже автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс "В молчаньи ночи тайной", Первый фортепианный концерт, опера "Алеко", написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней! Последовавшие за ними Пьесы-фантазии ор. 3 (1892), Элегическое трио "Памяти великого художника" (1893), Сюита для двух фортепиано (1893), Музыкальные моменты ор. 16 (1896), романсы, симфонические произведения - "Утес" (1893). Каприччио на цыганские темы (1894) - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Характерные для Рахманинова образы и настроения предстают в этих произведениях в широком диапазоне - от трагической скорби "Музыкального момента" си минор до гимнического апофеоза романса "Весенние воды", от сурового стихийно-волевого напора "Музыкального момента" ми минор до тончайшей акварели романса "Островок".

    Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных, он чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Ф. Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним "из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний". В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 - побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы "Франческа да Римини". Радостным событием явилась постановка оперы Алеко в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. Теперь жанр концерта становится ведущим, именно в нем с наибольшей полнотой и всеохватностью воплощаются главные идеи. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает его пианистическая и дирижерская деятельность. 2 года (1904-06) Рахманинов работал дирижером в Большом театре, оставив в его истории память о замечательных постановках русских опер. В 1907 г. он принимал участие в Русских исторических концертах, организованных С. Дягилевым в Париже, в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт под управлением Г. Малера. Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, причем в музыке этого десятилетия (в кантате "Весна" - 1902, в прелюдиях ор. 23, в финалах Второй симфонии и Третьего концерта) много пылкой восторженности и воодушевления. А в таких сочинениях, как романсы "Сирень, Здесь хорошо", в прелюдиях ре мажор и соль мажор, с удивительной проникновенностью зазвучала "музыка поющих сил природы".

    Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной "Фаустом" И. В. Гёте, симфонической поэмы "Остров мертвых" по картине швейцарского художника А. Бёклина (1909), многих страниц Третьего концерта, романсов ор. 26. Внутренние изменения стали особенно ощутимы после 1910 г. Если в Третьем концерте трагедийность в итоге преодолевается и концерт завершается ликующим апофеозом, то в сочинениях, последовавших за ним, она непрерывно углубляется, вызывая к жизни агрессивные, враждебные образы, мрачные, подавленные настроения. Усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы вокально-симфоническая поэма "Колокола" (на ст. Э. По в переводе К. Бальмонта - 1913); романсы ор. 34 (1912) и ор. 38 (1916); Этюды-картины ор. 39 (1917). Однако именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности - "Вокализ" и "Всенощное бдение" для хора a cappella (1915). "Меня с детства увлекали великолепные напевы Октоиха. Я всегда чувствовал, что для их хоровой обработки необходим особый, специальный стиль, и, как мне кажется, нашел его во Всенощной. Не могу не признаться. что первое исполнение ее московским Синодальным хором дало мне час счастливейшего наслаждения", - вспоминал Рахманинов.

    24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

    За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея - главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

    Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя". Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), "Вариации на тему Корелли" для фортепиано (1931), "Рапсодию на тему Паганини" (1934), Третью симфонию (1936), "Симфонические танцы" (1940). Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в "Симфонических танцах". А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества - образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание. В сложном переплетении разнохарактерных тем, эпизодов вырисовывается широкая перспектива, воссоздается драматическая эпопея судеб Отечества, завершающаяся победным жизнеутверждением. Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Лермонтовская энциклопедия

    РАХМ́́АНИНОВ Сергей Васильевич (1873—1943), рус. композитор и пианист. В 1893 Р. сочинил фантазию для симф. оркестра «Утес» (М., 1894; рукопись в ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 18, № 38), впервые исполненную под управлением В. И. Сафонова 20 марта 1894 в Москве. Муз. критик Н. Д. Кашкин отмечал успех фантазии молодого композитора: «...сочинение очень симпатично искренностью порыва и богатством оркестровых красок...» («Артист», 1894, апр., № 36). Позднее муз. критик Ю. Д. Энгель писал «...в «Утесе» Рахманинова сильны и внешне живописующая сторона, и жизнь чувства. Связь с лермонтовским стихотворением здесь несомненна...» («Рус. ведомости», 1917, № 7, 10 янв.).Эпиграфом к фантазии Р. послужили начальные строки «Утеса»: «Ночевала тучка золотая / На груди утеса-великана...». В дарственной надписи, сделанной Р. на подаренном Чехову печатном экземпляре фантазии, значится: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению. 9 ноября 1898 года».Летом 1893 Р. сочинил сюиту «Фантазия» для двух фп. в четыре руки из четырех пьес (рукопись в ГЦММК, ф. 18, № 110), каждой из к-рых предпослан стихотв. эпиграф. Для первой из них — Баркаролы — взято неск. строк из стих. Л. «Венеция». Впервые фантазия исполнена автором и П. А. Пабстом 30 нояб. 1893 в Москве в Малом зале Благородного собрания. В 90-х гг. Р. сочинил на слова Л. два хора для женских или детских голосов с аккомпанементом фп.: «Сосна» («На севере диком») и «Ангел» (включены в его сб.: Шесть хоров..., М., 1896). В СССР впервые исполнены 2 апр. 1973 в Большом зале Моск. консерватории. Композитором созданы в 90-е гг. также романсы на лермонт. тексты: монолог Арбенина из пьесы «Маскарад» — «Ночь, проведенная без сна...» (изд. в его сб.: Вокальные произведения, неопубл. автором, М., 1947); «Нищий» («У врат обители святой») (соч. 29 апр. 1890, опубл. там же).Соч. Лит. произв. и письма: Письма (1890—1943 гг.). Ред., вступ. статья и комментарии З. Апетянц, М., 1955 (см. указатели).Лит.: Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет рус. музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 81—82; С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, под ред. Т. Э. Цытович, М. — Л., 1947 (имеется подробная нотография и библ.); Сосновцев Б. А., «Утес» С. В. Рахманинова, в сб.: Науч.-методич. записки Саратов. Гос. консерватории им. Л. В. Собинова, Саратов, 1959, с. 106—22; Соловцов А., С. В. Рахманинов, М., 1969, с. 70—71, 134, 166—71; Энгель Ю. Д., Глазами современника. Избр. статьи о рус. музыке. 1898—1918, М., 1971, с. 447—48; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973, с. 64—88, 112—14, 130—33; Воспоминания о Рахманинове, 4 изд., т. 1—2, М., 1974 (см. указатели); Брянцева В. Н., С. В. Рахманинов, М., 1976 (см. указатели).

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

    РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
    РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия "Утес" (1893), поэма "Остров мертвых" (1909), "Симфонические танцы" (1940) для оркестра, кантата "Весна" (1902), поэма "Колокола" (1913) для хора и оркестра, оперы "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" (обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мирового пианистического искусства.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: